Хотя в современной исследовательской литературе по истории Церкви и констатируется, что «к началу XX века религиозность русского народа пошатнулась, и он постепенно стал терять свой христианский облик» и что «мировая война расшатала нравственные устои многомиллионной русской армии»[1], однако есть ряд серьёзных оснований для уточнения такой, в целом общепринятой точки зрения. С сожалению, почти не получило развитие изучение деятельности духовенства в разгар Первой мировой войны в отдельных епархиях, которое может позволить внести некоторые коррективы в устоявшиеся взгляды современных историков по данному вопросу. Основная задача исследователей в этом случае, как кажется, заключается в том, чтобы показать не только упадок народной веры к началу мировой войны и в течение ее, но и то, как Церковь противостояла ему.
Территория Саратовской епархии, одной из крупнейших в Поволжье, не была затронута военными действиями, однако мобилизация в самом широком смысле этого понятия стала заметной в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и религиозной. Саратовский епископ и консистория были лишь силой, направляющей деятельность епархиальных организаций, давно существовавших или возникших в ходе войны, которым собственно суждено было предпринимать конкретные действия со стороны Церкви в нелегкое время. Краткому обзору этой деятельности в первые 15 месяцев мировой войны посвящено данное сообщение, основанное исключительно на источниках ввиду того, что историография у темы отсутствует.
Духовенство епархии живо откликнулось на начало войны. Им было собрано и отправлено в столицу на 5000 руб. денежных пожертвований. За это епископу Палладию была объявлена благодарность императора Николая II и верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича.
Епархиальные организации, как и отдельные представители духовенства, принимали участие как в благотворительной деятельности, столь важной в военное время, так и в не менее необходимой проповеди Слова Божия. Одной из старейших епархиальных организаций было Братство святого Креста при архиерейском доме в Саратове (учреждено в 1864 г.), с момента своего основания ставившее перед собой задачи «утверждения ближних в истинах православия» и «обращения на путь истины уклонившихся в ересь и раскол»[2]. Эти задачи Братства стали особенно актуальными в военное время. Однако епархиальными властями отмечалось, что «это симпатичное само по себе православно-церковное учреждение, несмотря на свое полувековое существование, стоит далеко не на высоте своей идеи... Самая главная причина отсутствия живой и плодотворной деятельности Братства... заключается в разобщенности между самими пастырями, с одной стороны, и между пастырями и пасомыми - с другой». К слову сказать, это была общецерковная проблема. Однако несмотря на все имевшиеся недостатки, деятельность Братства была довольно активной. Именно при активной поддержке его членов за несколько предвоенных лет были организованы кружки ревнителей православия в 257 из 840 приходах епархии (епархиальное начальство считало, что этого недостаточно)[3]. Кружки регулярно посылали отчеты о деятельности в Братство. С началом войны их деятельность активизировалась, но многие из активных деятелей приходских советов были мобилизованы, и Братству приходилось решать вопрос о замене их немобилизованными. Надо отметить, что одной из причин ограниченности деятельности Братства было его весьма скудное финансирование. На его содержание в 1915 г. было отпущено 3530 руб. (для сравнения, на содержание епархиального женского училища - в десять раз больше[4]). Но и при этом удалось активизировать деятельность организации стараниями епископа Палладия, который присутствовал регулярно на заседаниях Совета Братства. Ряд священников был назначен на должность проповедников трезвости (еще ранее епархиальные власти всячески приветствовали меры по борьбе с пьянством по всей стране).
Активизировалась издательская деятельность Братства, для поощрения которой не раз в 1915 г. выделялись из епархиальной казны сверхштатные суммы. Не лишним будет сказать, что типография «Союз печатного дела», выпускавшая все епархиальные издания (в том числе «Саратовские епархиальные ведомости», которые стали с 1915 г. выходить три раза в месяц вместо двух), была подведомственна как раз Братству святого Креста. Издательская комиссия Братства занималась также приобретением и отсылкой на фронт Евангелий и напечатанных в собственной типографии листков духовного содержания. Одним из авторов таких листков был известный в Саратове священник О.Я. Дьяконов, выпускавший их за свой счет в братской типографии[5]. Для распространения религиозно-нравственной литературы в пределах епархии действовали книгоноши. С начала войны и до апреля 1915 г. одним из книгонош был крестьянин И.П. Блинохватов, призванный весной на фронт, но при этом оставивший должность за собой.
Остановившись на наиболее успешной стороне деятельности Братства - издательской - мы должны охарактеризовать деятельность другой епархиальной организации - Проповеднического кружка духовенства Саратовской епархии. Активизация этой созданной в 1913 г. по инициативе управлявшего в то время епархией епископа Алексия почти совпала с началом войны и была связана с выходом первого номера журнала «Проповеднический листок» в июле 1914 г., который в каждом номере предлагал вниманию пастырей оригинальные тексты проповедей для собственного изучения и переработки, не следуя «рабски предлагаемым... образцам»[6]. Наиболее частыми авторами печатавшихся проповедей были епископ Палладий, иеромонах Герасим, протоиереи В.И. Воробьев (главный редактор), А.М. Матюшенский, П.И. Соколов, священник А.П. Мраморнов (все они были одновременно членами издательской комиссии Братства святого Креста). В 1915 г. лейтмотивом каждой проповеди, публикуемой в «Листке», становится идея о необходимости сплочения вокруг Церкви и православной веры в тяжелое военное время[7].
И все же наиболее важной кажется нам деятельность епархиальной организации, деятельность которой было непосредственно связана с наступлением тяжелого военного времени - Епархиального комитета попечения о раненых воинах и семьях лиц, призванных на военную службу (далее - Комитета), открытого на средства саратовского духовенства и по инициативе епископа Алексия 24 июля 1914 г.[8] В состав Распорядительной комиссии, управлявшей Комитетом, вошли наиболее видные представители духовенства Саратова. В ней председательствовал либо епископ Палладий, либо протоиерей П. Позднев.
Духовенство епархии добровольно обложило себя своеобразным «налогом» на содержание Епархиального лазарета (далее - Лазарета) на 100 коек при Комитете: каждый городской священник должен был ежемесячно отчислять 3 руб., диакон - 2 руб., псаломщик - 1 руб. За это решение на епархиальном съезде священники проголосовали единогласно. Кроме того, в Комитет поступали добровольные пожертвования и средства из кружечных сборов в церквях Саратова. Епископ Палладий сам сделал 4 взноса по 100 руб. Среди крупных жертвователей были также городские и сельские настоятели, прихожане, церковно-приходские школы. За первые полтора года существования Комитета он собрал 67591 руб.
Собранные средства расходовались по основным направлениям деятельности Комитета: на содержание и снабжение всех необходимым Лазарета, на адресную помощь беженцам, военнопленным, фронтовикам. Последнее было нелишним: в одном Саратове к ноябрю было от 15 до 18 тыс. беженцев, а по всей губернии - более 100 тыс.[9] Лазарет разместился в двухэтажном доме на территории Крестовоздвиженского монастыря Саратова. Окна выходили на Волгу и в сторону монастырского сада (ныне в Саратове все это не существует, и на месте монастыря и Лазарета располагается нелепая гостиница «Словакия»). Настоятельница монастыря игуменья Антония, имевшая медицинское образование, сама предложила безвозмездную помощь по организации Лазарета в монастырском доме. Было организовано все необходимое: несколько хирургических отделений, лаборатория для анализов, несколько ванных комнат, кухня и проч. Заведовал Лазаретом врач В.Я. Субботин, помощь ему оказывали профессора-медики из Саратовского императорского университета. Сестрами милосердия при Лазарете были монахини и «доброволицы из саратовской интеллигенции». До начала 1916 г. в Лазарете получали медицинскую помощь 998 человек. Для заботы о духовном здравии воинов от епархиального съезда в Лазарет была отправлена в большом количестве духовно-нравственная литература.
Итак, мы видим на примере Саратовской епархии, как церковные организации тяжелое военное время проводили в своеобразной борьбе против внешних врагов и в борьбе с внутренним неверием и неустройством. Тема, на наш взгляд, нуждается в более детальной разработке: в Саратове действовали не только перечисленные епархиальные организации, но ряд других. Требует специального рассмотрения деятельность архипастыря Палладия и наиболее активных пастырей. Может быть расширена и источниковая база подобных исследований.
Опубликовано: Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2004». История. М., 2004. С. 87 – 91
[1] Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 487.
[2] Устав Саратовского православного церковного братства святого Креста. Саратов, б/г. С. 3.
[3] Саратовская епархия в 1914 году // Саратовские епархиальные ведомости. 1915. №4. С. 140, 142.
[4] Журналы заседаний Совета Саратовского православного братства святого Креста за январь - февраль 1915 года // Государственный архив Саратовской области (далее - ГАСО). Ф. 605. Оп. 1. Д. 15. Л. 8, 8об, 9.
[5] Журналы... за июль - декабрь 1915 года // ГАСО. Ф. 605. Оп. 1. Д. 31. Л. 25об.
[6] Проповеднический листок. Орган Проповеднического кружка духовенства Саратовской епархии. 1914. №1. С. 4.
[7] См. подробнее об этом: Мраморнов А.И. Жизненный путь священника Александра Петровича Мраморнова (1874 - 1941). К 130-летию со дня рождения. Саратов: «Приволжское книжное издательство», 2004. С. 45-46.
[8] Основным источником, освещающим деятельность Комитета и использовавшимся нами для дальнейшего изложения служит: Отчет о деятельности Саратовского епархиального комитета попечения о раненых воинах и семьях лиц, призванных на военную службу, а также Епархиального лазарета при Саратовском женском монастыре со дня открытия по 1-е января 1916 г. / Сост. В. Субботин. Саратов: «Союз печатного дела», 1916. С. 11 - 33.
[9] Семьянинов В.П., Тотфалушин В.П. Первая мировая война и Саратовская губерния // Очерки истории Саратовского Поволжья (1894 - 1917). Саратов, 1999. Т. 2. Ч. 2. С. 294.