Путь жизнеутверждающего труда
В честь 30-летия архипастырских трудов в Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, "Богослов.Ru" публикует  слово юбиляру профессора Московской духовной академии В.М. Кириллина.
Статья

Вот уже 30 лет, с 10 октября 1978 г., Высокопреосвященный архипастырь, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) окормляет и путеводствует православный белорусский народ.

Ныне по поводу этой годовщины Церковь Белорусская ликует, славя Бога. Ныне люди Божии о вожде своем духовном радуются. «Ныне небеса просветишася, темных облак, яко вретища, сволкъшася и светлом въздухом славу Господню исповедают»[1] и служителя Божия хвалят.

Любопытно, что праздничная вершина минувшей достопримечательной тридесятерицы соотносится с другими памятными вехами жизни Патриаршего Экзарха всея Беларуси. В самом деле, прошло ровно 55 лет, как осенью 1953 г. юноша из семьи московских музыкантов встал на стезю служения Русской Православной Церкви, поступив учиться в Московскую Духовную семинарию; почти 50 лет назад, весной 1959 г., уже студент Академии принимает монашеский постриг и становится иеродиаконом; за 35 лет до сегодняшнего праздника архиепископ Филарет назначен Священным Синодом (весной 1973 г.) на Берлинскую кафедру с титулом архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы; почти 20 лет прошло с момента образования Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви и назначения владыки Патриаршим Экзархом; в декабре сего года исполнится 15 лет, как сей продолжатель апостольского дела (с 1993 г.) несет послушание, возглавляя Синодальную Богословскую комиссию[2]. Так перед нами выстраивается могучая гряда из памятных дат жизни и деятельности Высокопреосвященного митрополита.

Видя и зная его архипастырские труды, в частности, на белорусской земле, не возможно не дивиться тому, сколь много хорошего и нужного сделано им для народа Божия и ради преданнейшего служения Господу нашему и Пастыреначальнику Иисусу Христу. Воистину, такое под силу только прямо и неискусзлобиво шествующему царским путем простоты и мудрости.

Пуста и иссушена была земля Белорусская под зноем безбожия, но рачением архипастырским возвысились на ее просторах ограды святых обителей и золотые купола храмов; поплыл над ее реками, полями, селами и городами малиновый звон благовеста; успокоились от мятежа души и в вере просветлели лица многих и многих, кто вернулся за это время в лоно Дома Божия.

И правда, была только одна епархия, а стало одиннадцать; был только один монастырь, а стало свыше двадцати; не было ни одного духовного учебного заведения, а теперь есть Семинария, Академия, Институт теологии, регентская школа, духовные училища. Церковная жизнь в Белоруссии ограничена была только приходскими потребностями, а теперь организована работа с представителями иных религиозных конфессий (Институт Религиозного Диалога и Межконфессиональных Коммуникаций); осуществляется попечение о людях, преступивших закон и выполняющих свой воинский долг; проводятся научные конференции, семинары, практикумы по обмену духовным опытом; налажена церковно-научная и книгоиздательская деятельность, развивается православная журналистика; открыты дома милосердия, миссионерские центры; действуют братства и сестричества, Объединение православной молодёжи; функционируют на потребу Церкви свои мастерские - швейные, кузнечные, столярные, иконописные, реставрационные. И за всем этим кроется забота, инициатива, энергия Высокопреосвященнейшего Филарета.

Да и сам владыка трудник без устали. Прежде всего, своим предстоянием алтарю Господню. Его богослужебная жизнь напряжённа. И нет, наверное, в Белоруссии места, где бы молитвы ради и пастырского попечения о людях не ступала его нога. А кто видел и слышал, как ведёт он богослужение, как говорит с Богом и молящимися, тот знает и ценит эту неброскую красоту благоговения и любви, благочинности и покоя, веры и искренности, которая, преображая, отзывается в сердцах песнью благодарения и мира. И думается, песнь сию с особенно тёплыми чувствами поёт лик тех, кого владыка лично благословил и направил на служение у престола Божия. Счастливы они, ибо знают, что так благоугодно было Богу!

Однако круг забот Предстоятеля Белорусской Церкви не ограничен богослужением. Его богатейший жизненный и административный опыт, его обширные знания востребованы многообразно. Общественный деятель, представляющий интересы Церкви перед государственными структурами республики Беларусь, а также на международном и межконфессиональном уровнях, председатель Совета Высшего колледжа культуры Европы, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Синодальной Богословской комиссии, ректор Института теологии им. св. Кирилла и Мефодия при БГУ, профессор Минской Духовной академии и научный руководитель ряда работ на соискание учёной степени кандидата богословия, почётный член Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий, глава редколлегии сборника «Богословские труды», участник разных международных конгрессов и конференций, проповедник, мыслитель, автор немалого числа богословских сочинений, опубликованных в церковных и гражданских зарубежных и отечественных изданиях. Успевать всем этим заниматься возможно только при нерушимой цельности натуры, блестящем образовании, некосности ума, настоящем понимании собственного предназначения, полной преданности избранному делу жизни, непременно вознаграждаемых благодатью Божией.

В одной из своих работ владыка Филарет писал: «Христианское свидетельство современному миру... должно заключаться в том, чтобы каждый день, каждый час быть для окружающих той частью вселенной, где Премудрость создала себе дом, который есть Святая Церковь, и провозгласила о том, что "начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум" (1 Цар. 2: 10)»[3]. Именно так и живёт сам Высокопреосвященнейший, выполняя свой архипастырский, общественный, педагогический, человеческий и во всём христианский долг.

Даже за малейшее благое дело Видящий тайное воздаёт явно. Естественно, что и неусыпная деятельность Высокопреосвященного митрополита на благо Церкви и общества отмечена весьма многими наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, Республики Беларусь и других государств[4], а также почётными учёными степенями доктора Honoris Causa ряда высших учебных заведений Европы и Беларуси[5].

Некогда, более сорока лет тому назад, вступая на путь архиерейского служения, тридцатилетний тогда архимандрит Филарет в душевном смущении от сознания собственного недостоинства и скудости своих сил вспоминал о святых иерархах Церкви, явивших собой «правило веры и образ кротости», о подвижническом служении Отечеству преподобного Сергия Радонежского и благоверного князя Александра Невского, о просвещающей и премилостивой помощи, ниспосылаемой людям от Пресвятой Богородицы, и робко, но с твёрдой верой молился о даровании ему благодати Господа нашего Иисуса Христа, дабы, по слову святого апостола Павла, стать «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2: 15)[6].

Несомненно, молитвы эти были услышаны.



[1] Св. Кирилл Туровский. Слово о поновлении Въскресениа // Мельникаў А. А. Кiрыл, епiскап Тураўскi. Жыццё, спадчына, светапогляд. Мiнск: «Беларуская навука», 1997. С. 334.

[2] Подробнее с биографией архипастыря можно познакомиться на интернет-сайте Белорусской Православной Церкви - http://www.church.by/resource/Dir0205/Dir0213/Dir0224/index.html.

[3] Евангельское свидетельство о современном мире. Лекция на открытии академического года в Богословской Академии г. Ассизи (Италия) 2 ноября 2004 года // Труды Минской Духовной Академии. Спецвыпуск. Жировичи, 2005. С. 35.

[4] Награды: Ордена св. равноап. князя Владимира 2-й и 1-й степени, орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени, право ношения 2-х панагий, орден преп. Сергия Радонежского 1-й степени орденом Дружбы народов, Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, орден св. благоверного князя Даниила Московского І степени, орден Креста с частицей Животворящего Древа ІІ степени (высший орден Иерусалимской церкви), орден епископа Франтишка Ходура ІІ и І степеней (Польша), орден св. равноап. Марии Магдалины І степени (Польша). орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия І степени (Чехословакия), золотая медаль имени Отто Нушке и медаль Францыска Скарыны, звание Героя Беларуси, орден Александрийской Православной Церкви апостола и евангелиста Марка.

[5] Университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттенберг), Братиславского университета, Пражского университета им. Яна Амоса Каменского, Пряшевского университета, Белорусского Государственного университета, Гродненского госмедуниверситета, Свято-Владимирской Академии (Крествуд, Нью-Йорк, США), Свято-Сергиевского богословского института (Париж).

[6] Слово при наречении во епископа // Труды Минской Духовной Академии. Спецвыпуск. С. 9.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9