Сплошная статистическая обработка материалов епархиальной периодики позволяет довольно четко, оперируя конкретными данными, ответить на вопрос: чьим печатным органом в большей степени являлись «Епархиальные ведомости»: епископа и его приближенных, «белого» духовенства, семинарской корпорации, всей совокупности епархиального духовенства? Еще в 1915 г. В.П. Соколовым была предпринята попытка создать историю епархиального журнала с 1865 по 1915 гг.[1] Конечно, сплошным изучением журнала он не занимался, работая скорее в рамках «ведомственной истории». В то же время он выявил ряд важных тенденции развития печатного органа епархии, которые в целом отражали происходившие в ее истории событий, например, упадок издания в период редактуры протоиерея И.П. Кречетовича. Упадок начался вскоре после преобразования журнала из «Епархиальных ведомостей» в «Духовный вестник» в 1905 г. и начала одновременного издания в епархии газеты «Братский листок», которая не была официальным органом и на издание которой у епископа Гермогена не было разрешения от Св. Синода.
Автором этих строк была составлена база данных по публикациям 1901 - 1916 гг. официальных изданий епархии - «Саратовских епархиальных ведомостей» (СЕВ, 1901 - 1905, 1913 - 1916) и «Саратовского духовного вестника» (СДВ, 1905 - 1913). 1901 г. - это не только символическое начало века, но и время приезда в епархию викарного епископа Гермогена, с именем которого была связана вся местная церковная история последующего десятилетия. 1916 г. - последний предреволюционный год. В 1917 г. в условиях полной отмены цензуры и революционных событий в стране епархиальный орган вступил в последний этап своего существования, что видно по его содержанию, в особенности по количеству откровенных дискуссий на его страницах по проблемам современности.
Для сплошного изучения официальной церковной периодики начала XX в. и в частности - ее авторов и их статей - и для их классификации необходимо ввести ряд принципов формализации содержимого епархиальных журналов и газет. Большинство из них формулируется впервые в историографии истории Русской Церкви. В базу данных включались все оригинальные статьи - то есть такие нигде ранее не публиковавшиеся статьи, авторы которых имели отношение к Саратовской епархии (служили, проживали ее пределах). Перепечатки из других изданий и объявления не учитывались, как и статьи, подписанные аббревиатурами, смысл которых из содержания текста не выявляется, а происхождение автора - не устанавливается (правда, таких текстов немного). Статьи, публикация которых растягивалась на несколько номеров считались один раз в течение каждого года публикации. Некоторые статьи были многосоставные, чаще это касается епархиальных хроник, когда автор присылал не только свой рассказ о событии, но и речи участников события, его перу не принадлежащие. В этом случае, так как речь идет в исследовании о корреспондентах, а не об авторах, то в расчет принималась только статья приславшего ее в редакцию, то есть корреспондента. Серии статей, объединенный одним автором и заголовком, считались за одну единицу. За 1901 - 1916 гг. в базу данных включено большинство статей, отдельные лакуны имеются лишь по 1905, 1907, 1909, 1910, 1911 гг. Поэтому приводимые ниже данные можно считать вполне достоверными.
Прежде всего нас интересовало соотношение «уезд - епархиальный центр». Из выявленных за 1901 - 1916 гг. 1140 статей 546 (47,9 %) принадлежали перу авторов из Саратова, 504 статьи (44,2 %) - авторам из уездов (остальные 90 - миссионерам или автором из Саратовской епархии, точную принадлежность которых установить не удалось). Тремя наиболее «плодовитыми» уездами оказались Вольский (8,5 % от числа «уездных» публикаций), Балашовский (6,3 %) и Петровский (6,3 %).
На фоне сводных данных еще интереснее посмотреть данные по годам и увидеть следующую тенденцию. В 1901 - 1908 гг. количество «уездных» публикаций превышает (в большинстве случаев - заметно превышает) количество «саратовских»: (1901 г. - 75 % против 20 %, 1902 г. - 69 : 23, 1903 г. - 57 : 38, 1904 г. - 65 : 23, 1905 г. - 48 : 42, 1906 г. - 56 : 38, 1907 г. - 64 : 31, 1908 г. - 60 : 28). Ситуация 1911 - 1916 гг. во многом обратна этой: 1911 г. - 34 : 60, 1912 г. - 17 : 67, 1913 г. - 23 : 74, 1914 г. - 14 : 74, 1915 г. - 31 : 74, 1916 г. - 42 : 57. Тенденцию к резкому превышению количества «саратовских» публикаций над «уездными» в 1911 - 1915 гг. можно, как представляется, объяснить высокой активностью в журнале его редакторов протоиерея С.П. Ильменского (31 публикация за 1911 - 1914 гг.) и А. Казанского (28 публикаций за 1914 - 1916 гг.), приближенных к епископам Алексию (Дородницыну) и Палладию (Добронравову) лиц из числа духовенства г. Саратова: епархиального наблюдателя церковных школ священника В. Знаменского (22 публикации в 1915 - 1916 гг.), священников М. Атаевского (24 публикации в те же годы), В. Космолинского (13 публикаций 1914 - 1916 гг.), В. Палимпсестова (12 публикаций в 1912 - 1915 гг.), а также самих владык Алексия (32 публикации в 1912 - 1914 гг.) и Палладия (12 публикаций в 1914 - 1916 гг.).
По обобщенным данным за исследуемый период 1901 - 1916 гг. авторы по своему церковному статусу принадлежали к следующим категориям:
Церковный статус
Саратов (абс./процентов от общего числа)
Уезды
(абс./процентов от общего числа)
Всего, в том числе не идентифицированных и миссионеров
(абс./процентов от общего числа)
Епископ
47 / 9 %
2 / < 1 %
48 / 4 %
Протоиерей
129 / 24 %
39 / 8 %
171 / 15 %
Священник
181 / 33 %
382 / 76 %
622 / 55 %
Диакон/протодиакон
2 / < 1 %
19 / 4 %
24 / 2 %
Монахи (кроме епископа)
11 / 2 %
2 / < 1 %
13 / 1 %
Миряне
163 / 30 %
46 / 9 %
224 / 20 %
Женщины
9 / 2 %
6 / 1 %
15 / 1 %
Данные таблицы очень красноречивы. Они свидетельствуют, что официальный епархиальный орган был прежде всего журналом приходских священников. Из числа уездных корреспондентов подавляющее большинство (76%) носило иерейский сан. В структуре саратовских авторов было довольно много мирян (30%). Это в подавляющем своем большинстве сотрудники духовных учебных заведений. Также обращает на себя внимание значительный процент (24) протоиереев (элиты приходского духовенства) среди корреспондентов из епархиального центра.
Среди авторов «Епархиальных ведомостей» выделяются во-первых, случайные корреспонденты, во-вторых, те, кто более или менее постоянно писал в журнал, наконец, штатные пишущие сотрудники. Для точного отнесения тех или иных корреспондентов к указанным категориям необходима дальнейшая разработка методологии исследования, а также выявление основных биографических сведений о них.
Всего за обследованный период удалось выявить 315 авторов оригинальных текстов. По количеству публикаций они распределяются следующим образом:
Кол-во оригинальных публикаций
Количество авторов
В % от общего числа авторов (от 315)
10 и более
22
7 %
От 5 до 10
37
12 %
3 или 4
37
12 %
2
46
14 %
1
173
55 %
Данные наглядно свидетельствуют, что в большинстве случаев (более половины) корреспонденты официального органа Саратовской епархии были случайными, то есть публиковались в журнале лишь однажды. В то же время меньшинство (7%) либо весьма регулярно, либо очень часто в короткий промежуток времени помещали в издании свои публикации. В их числе наиболее «плодовитые» авторы «Епархиальных ведомостей»: протоиерей С.П. Ильменский, принявший в 1914 г. монашеский сан с именем Феофан и вскоре ставший епископом (39 публикаций); священник Николай Иванов (38 публикаций), публиковавшийся еще чаще в «Братском листке» за подписью «отец Николай», разносторонний автор, полемизировавший по многим острым вопросам современности со своими сослуживцами на страницах прессы; епископ Алексий Дородницын (32 публикации); А. Казанский, на протяжении нескольких лет редактировавший журнал (31 публикация) и др.
Итак, согласно обобщенным статистическим данным, в целом за исследуемый период начала XX в. официальные издания Саратовской епархии чаще печатали саратовских авторов, чем уездных (при этом, хотя в первой половине периода ситуация была иной, но в 1911 - 1915 гг. число саратовских корреспондентов резко превышало число уездных, что сказалось в итоге на общей картине за изучаемый период). В структуре уездных корреспондентов подавляющее большинство имело сан священника (вместо с протоиереями они составляли 84 % от всех уездных авторов). Среди саратовцев было много мирян, а из духовных лиц - протоиереев. Выявлены самые «плодовитые» авторы журнала. Их биографии нуждаются, на наш взгляд, в скорейшем изучении, в том числе в совокопуности (просопографическое изучение).
Проведенное исследование — первый шаг на пути статистического изучения церковных изданий, которое позволит уловить многие процессы происходившие в среде православного духовенства, изучить его структуру, общественную деятельность. В рамках истории Саратовской епархии необходимо провести составление (хотя и более трудоемкое, чем по официальным изданием) базы данных по публикациям газеты «Братский листок», которое в совокупности с приведенными в настоящем докладе данными позволит составить полную картину церковно-публицистической активности в Саратовском крае в переломную эпоху начала XX в.
Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 237 - 240.
[1] Соколов В.Б. Саратовские епархиальные ведомости за 50 лет их существования (1865 - 1915). Исторический очерк. Саратов, 1915.