Корреспонденты официальных изданий Саратовской епархии в начале XX века
На примере саратовской епархиальной прессы начала ХХ веке А.И. Мраморнов предлагает читателю ознакомиться с примером применения современных методов обработки информации к исследованию изучения локальной церковной истории.
Статья

Изучение локальной церковной истории на современном этапе развития науки требует не только прослеживания процессов на основании традиционного выявления в источниках наиболее ярких, показательных фактов, но и подталкивает к оперированию количественными данными, позволяющими подтвердить установленные тенденции исторического развития наиболее четко и обоснованно, а также выявить целые пласты скрытой в источниках и недоступной исследователю без применения специальных методов информации. Компьютеризация исторической науки в целом, дошедшая в частности и до краеведения, позволяет осуществить быстро и оперативно подсчеты данных источников, которые как раз и содержат подобную информацию. Прежде всего, следует обратиться к богатейшим данным периодической печати, значение которой как источника по церковной истории пока не оценено должным образом. Без преувеличения можно сказать, что для саратовского региона в этом отношении значение епархиальной периодики даже больше, чем значение лишь выборочно дошедших до нас архивов епархиальных организаций.

Сплошная статистическая обработка материалов епархиальной периодики позволяет довольно четко, оперируя конкретными данными, ответить на вопрос: чьим печатным органом в большей степени являлись «Епархиальные ведомости»: епископа и его приближенных, «белого» духовенства, семинарской корпорации, всей совокупности епархиального духовенства? Еще в 1915 г. В.П. Соколовым была предпринята попытка создать историю епархиального журнала с 1865 по 1915 гг.[1] Конечно, сплошным изучением журнала он не занимался, работая скорее в рамках «ведомственной истории». В то же время он выявил ряд важных тенденции развития печатного органа епархии, которые в целом отражали происходившие в ее истории событий, например, упадок издания в период редактуры протоиерея И.П. Кречетовича. Упадок начался вскоре после преобразования журнала из «Епархиальных ведомостей» в «Духовный вестник» в 1905 г. и начала одновременного издания в епархии газеты «Братский листок», которая не была официальным органом и на издание которой у епископа Гермогена не было разрешения от Св. Синода.

Автором этих строк была составлена база данных по публикациям 1901 - 1916 гг. официальных изданий епархии - «Саратовских епархиальных ведомостей» (СЕВ, 1901 - 1905, 1913 - 1916) и «Саратовского духовного вестника» (СДВ, 1905 - 1913). 1901 г. - это не только символическое начало века, но и время приезда в епархию викарного епископа Гермогена, с именем которого была связана вся местная церковная история последующего десятилетия. 1916 г. - последний предреволюционный год. В 1917 г. в условиях полной отмены цензуры и революционных событий в стране епархиальный орган вступил в последний этап своего существования, что видно по его содержанию, в особенности по количеству откровенных дискуссий на его страницах по проблемам современности.

Для сплошного изучения официальной церковной периодики начала XX в. и в частности - ее авторов и их статей - и для их классификации необходимо ввести ряд принципов формализации содержимого епархиальных журналов и газет. Большинство из них формулируется впервые в историографии истории Русской Церкви. В базу данных включались все оригинальные статьи - то есть такие нигде ранее не публиковавшиеся статьи, авторы которых имели отношение к Саратовской епархии (служили, проживали ее пределах). Перепечатки из других изданий и объявления не учитывались, как и статьи, подписанные аббревиатурами, смысл которых из содержания текста не выявляется, а происхождение автора - не устанавливается (правда, таких текстов немного). Статьи, публикация которых растягивалась на несколько номеров считались один раз в течение каждого года публикации. Некоторые статьи были многосоставные, чаще это касается епархиальных хроник, когда автор присылал не только свой рассказ о событии, но и речи участников события, его перу не принадлежащие. В этом случае, так как речь идет в исследовании о корреспондентах, а не об авторах, то в расчет принималась только статья приславшего ее в редакцию, то есть корреспондента. Серии статей, объединенный одним автором и заголовком, считались за одну единицу. За 1901 - 1916 гг. в базу данных включено большинство статей, отдельные лакуны имеются лишь по 1905, 1907, 1909, 1910, 1911 гг. Поэтому приводимые ниже данные можно считать вполне достоверными.

Прежде всего нас интересовало соотношение «уезд - епархиальный центр». Из выявленных за 1901 - 1916 гг. 1140 статей 546 (47,9 %) принадлежали перу авторов из Саратова, 504 статьи (44,2 %) - авторам из уездов (остальные 90 - миссионерам или автором из Саратовской епархии, точную принадлежность которых установить не удалось). Тремя наиболее «плодовитыми» уездами оказались Вольский (8,5 % от числа «уездных» публикаций), Балашовский (6,3 %) и Петровский (6,3 %).

На фоне сводных данных еще интереснее посмотреть данные по годам и увидеть следующую тенденцию. В 1901 - 1908 гг. количество «уездных» публикаций превышает (в большинстве случаев - заметно превышает) количество «саратовских»: (1901 г. - 75 % против 20 %, 1902 г. - 69 : 23, 1903 г. - 57 : 38, 1904 г. - 65 : 23, 1905 г. - 48 : 42, 1906 г. - 56 : 38, 1907 г. - 64 : 31, 1908 г. - 60 : 28). Ситуация 1911 - 1916 гг. во многом обратна этой: 1911 г. - 34 : 60, 1912 г. - 17 : 67, 1913 г. - 23 : 74, 1914 г. - 14 : 74, 1915 г. - 31 : 74, 1916 г. - 42 : 57. Тенденцию к резкому превышению количества «саратовских» публикаций над «уездными» в 1911 - 1915 гг. можно, как представляется, объяснить высокой активностью в журнале его редакторов протоиерея С.П. Ильменского (31 публикация за 1911 - 1914 гг.) и А. Казанского (28 публикаций за 1914 - 1916 гг.), приближенных к епископам Алексию (Дородницыну) и Палладию (Добронравову) лиц из числа духовенства г. Саратова: епархиального наблюдателя церковных школ священника В. Знаменского (22 публикации в 1915 - 1916 гг.), священников М. Атаевского (24 публикации в те же годы), В. Космолинского (13 публикаций 1914 - 1916 гг.), В. Палимпсестова (12 публикаций в 1912 - 1915 гг.), а также самих владык Алексия (32 публикации в 1912 - 1914 гг.) и Палладия (12 публикаций в 1914 - 1916 гг.).

По обобщенным данным за исследуемый период 1901 - 1916 гг. авторы по своему церковному статусу принадлежали к следующим категориям:

 

Церковный статус

Саратов (абс./процентов от общего числа)

Уезды

(абс./процентов от общего числа)

Всего, в том числе не идентифицированных и миссионеров

(абс./процентов от общего числа)

Епископ

47 / 9 %

2 / < 1 %

48 / 4 %

Протоиерей

129 / 24 %

39 / 8 %

171  / 15 %

Священник

181 / 33 %

382 / 76 %

622 / 55 %

Диакон/протодиакон

2 / < 1 %

19 / 4 %

24 / 2 %

Монахи (кроме епископа)

11 / 2 %

2 / < 1 %

13 / 1 %

Миряне

163 / 30 %

46  / 9 %

224  / 20 %

Женщины

9 / 2 %

6 / 1 %

15 / 1 %

 

Данные таблицы очень красноречивы. Они свидетельствуют, что официальный епархиальный орган был прежде всего журналом приходских священников. Из числа уездных корреспондентов подавляющее большинство (76%) носило иерейский сан. В структуре саратовских авторов было довольно много мирян (30%). Это в подавляющем своем большинстве сотрудники духовных учебных заведений. Также обращает на себя внимание значительный процент (24) протоиереев (элиты приходского духовенства) среди корреспондентов из епархиального центра.

Среди авторов «Епархиальных ведомостей» выделяются во-первых, случайные корреспонденты, во-вторых, те, кто более или менее постоянно писал в журнал, наконец, штатные пишущие сотрудники. Для точного отнесения тех или иных корреспондентов к указанным категориям необходима дальнейшая разработка методологии исследования, а также выявление основных биографических сведений о них.

Всего за обследованный период удалось выявить 315 авторов оригинальных текстов. По количеству публикаций они распределяются следующим образом:

 

Кол-во оригинальных публикаций

Количество авторов

В % от общего числа авторов (от 315)

10 и более

22

7 %

От 5 до 10

37

12 %

3 или 4

37

12 %

2

46

14 %

1

173

55 %

 

Данные наглядно свидетельствуют, что в большинстве случаев (более половины) корреспонденты официального органа Саратовской епархии были случайными, то есть публиковались в журнале лишь однажды. В то же время меньшинство (7%) либо весьма регулярно, либо очень часто в короткий промежуток времени помещали в издании свои публикации. В их числе наиболее «плодовитые» авторы «Епархиальных ведомостей»: протоиерей С.П. Ильменский, принявший в 1914 г. монашеский сан с именем Феофан и вскоре ставший епископом (39 публикаций); священник Николай Иванов (38 публикаций), публиковавшийся еще чаще в «Братском листке» за подписью «отец Николай», разносторонний автор, полемизировавший по многим острым вопросам современности со своими сослуживцами на страницах прессы; епископ Алексий Дородницын (32 публикации); А. Казанский, на протяжении нескольких лет редактировавший журнал (31 публикация) и др.

Итак, согласно обобщенным статистическим данным, в целом за исследуемый период начала XX в. официальные издания Саратовской епархии чаще печатали саратовских авторов, чем уездных (при этом, хотя в первой половине периода ситуация была иной, но в 1911 - 1915 гг. число саратовских корреспондентов резко превышало число уездных, что сказалось в итоге на общей картине за изучаемый период). В структуре уездных корреспондентов подавляющее большинство имело сан священника (вместо с протоиереями они составляли 84 % от всех уездных авторов). Среди саратовцев было много мирян, а из духовных лиц - протоиереев. Выявлены самые «плодовитые» авторы журнала. Их биографии нуждаются, на наш взгляд, в скорейшем изучении, в том числе в совокопуности (просопографическое изучение).

Проведенное исследование — первый шаг на пути статистического изучения церковных изданий, которое позволит уловить многие процессы происходившие в среде православного духовенства, изучить его структуру, общественную деятельность. В рамках истории Саратовской епархии необходимо провести составление (хотя и более трудоемкое, чем по официальным изданием) базы данных по публикациям газеты «Братский листок», которое в совокупности с приведенными в настоящем докладе данными позволит составить полную картину церковно-публицистической активности в Саратовском крае в переломную эпоху начала XX в.

Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 237 - 240.


[1] Соколов В.Б. Саратовские епархиальные ведомости за 50 лет их существования (1865 - 1915). Исторический очерк. Саратов, 1915.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9