Традиционно широким был спектр участников конференции: были, в частности, представлены Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Польша, Россия, Франция… В первые два дня работы форума заседания вел митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Ниже укажем некоторые из докладов.
Игумен Михаил Ван Парейс (Шевтонь, Бельгия) проанализировал сказание о святых Варлааме и Иоасафе. По его мнению, грузинская версия сказания, возникшая в начале IX века, особенно показательна как пример христианского восприятия буддийской и манихейской аскетической мудрости.
Большой интерес вызвал доклад Клэр Асквит (Великобритания) «Шекспир и забытая история елизаветинской Англии». В нем на ряде примеров автор провела параллели между англиканством XVI века (насаждение одной религиии) и советской цензурой ХХ века. Хотя нет доказательств того, что Шекспир принадлежал к Католической Церкви, однако множество аллюзий и подсказок указывают на его скрытое недовольство и борьбу с навязыванием религиозного единообразия.
Следует отметить доклад философа Александра Филоненко (Харьков) «Память будущей славы: историческое событие и надежда». В работе автор рассматривал особенности различия памяти как усилия вспомнить и как незабываемого, эпифаний, через которые мы призваны понять свою жизнь. Кроме того, А. Филоненко отметил тенденцию современного искусства к стремлению «вернуть присутствие опыта» и к «организации присутствия прошлого» как форме памяти.
Карл Христиан Фельми (Германия) выступил с докладом о творчестве протоиерея Павла Светлова, известного профессора Киевского университета начала ХХ века. О. Павел, указывает докладчик, внес особый вклад в область сотериологии, в которой постепенно происходил переход от ярко выраженного юридического подхода к отказу от юридических категорий как таковых. Критикуя обе крайности, профессор признавал «заместительную жертву» Христа, но делал акцент на сотериологическом взаимодействии человека и Бога в деле спасения.
Сергей Бортник (Германия) прочел доклад «Вернер Элерт: от апологии лютеранства к мышлению Отцов», в котором проследил динамику богословской позиции Элерта на протяжении его академической деятельности – с 1910-х по 1950-е гг. Две последние крупные работы этого лютеранского богослова были посвящены христологии и Евхаристии, в которых он особенно тщательно исследовал наследие Отцов Древней Церкви.
Еще один интересный доклад был представлен Еленой Гаврилюк (Италия) – «Любимый святой русской интеллигенции» – о св. Франциске Ассизском. Е. Гаврилюк изложила свою версию о том, почему творения святого Франциска были интересены агностикам и антиклерикалам из среды русской интеллигенции конца XIX – начала ХХ вв.
В числе докладчиков были также протоиерей Николай Макар (Италия), Адальберто Майнарди (Италия), священник Владимир Зелинский (Италия), Марек Кита (Польша), Константин Сигов (Киев), Виктор Малахов (Киев), Марина Новикова (Симферополь) и другие.
Кроме традиционной формы проведения Чтений, были организованы круглые столы. Один из них, посвященный памяти протопресвитера Александра Шмемана, вызвал особый интерес. В частности, священник Генрих Папроцки (Польша) поделился личными воспоминаниями об отце Александре. Тогда как архимандрит Кирилл (Говорун) сделал акцент на некоторых не слишком успешных сторонах его деятельности: он обратил внимание на ряд проблем в жизни Православной Церкви в Америке, одним из создателей которой был протопресвитер Александр Шмеман. Однако большинство участников круглого стола признало, что отец Александр был в первую очередь истинным пастырем и блестящим проповедником.
Конференция завершилась экскурсией по Святой Софии – древнейшему храмовому комплексу Киевской Руси (1017). Экскурсию провела Надежда Никитенко, одна из ведущих сотрудников музея-заповедника.
Предполагается выход в свет сборника докладов, прозвучавших на «Успенских чтениях».