[Обзор книги:] История науки и религии в западной традиции: энциклопедия. Под ред. Г.Б. Фернгрина // Серия: справочная библиотека Гэрланда по гуманитарным наукам (т. 1833) (The History of Science and Religion in the Western Tradition: An Encyclopedia// Ed. by G.B. Ferngren/ Series: Garland Reference Library of the Humanities (Vol. 1833). NY- London, Garland Publishing. 2000. 719 PP. ISBN 0-8153-1656-9)
Споры о месте теории эволюции в школьной программе в США иллюстрируют сложные отношения между наукой и религией на Западе. Однако эти отношения на протяжении истории не исчерпывались моделью противостояния, но были более многосторонними, включающими в себя сотрудничество и взаимопонимание. Охватывая исторический период с V века до н.э. и до XXI века, эта книга описывает взаимоотношения науки и религии  на протяжении истории.
Статья

Книга Эндрю Диксона Уайта «История войны науки с теологией в христианстве (A.D. White. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom, 1896) была опубликована чуть более столетия назад. В ней Уайт утверждал, что христианство имело длительную историю противостояния научному прогрессу в интересах догматичного богословия. Тезис Уайта, поддержанный Дж.У. Дрейпером в его работе «История конфликта между религией и наукой (J.W. Draper. History of the Conflict between Religion and Science, 1874), отозвался ответным звуком в американской мысли, которая была на повороте XX столетия во многом обязана секулярному мировоззрению и признанию центральной роли, которую наука играла в обществе. Тезис Дрейпера-Уайта оказался поразительно влиятельным в научной среде. В течение большей части XX века он доминировал в исторической интерпретации отношения между наукой и религией. Он был соединен с триумфалистским взглядом на науку, которая уничтожает религиозное мировоззрение. Наука рассматривалась как прогрессирующая непрерывно, преодолевающая продолжительную враждебность христианства, которое неизменно отступало перед ее поразительным прогрессом.

Популярное предубеждение несомненно оказало сильное влияние на представление о том, что религия по самой своей природе противостоит науке. Основанная на вере, религия, кажется, обречена на поражение перед лицом науки, которая, как считают, основана исключительно на фактах. Хотя некоторые историки рассматривали тезис Дрейпера-Уайта как слишком упрощенный и искажающий сложные отношения, в конце XX века он был подвергнут более системной переоценке. Результатом стало растущее среди профессиональных историков признание, что отношения между религией и наукой были гораздо более позитивными, чем обычно считалось. Хотя популярные образы споров продолжают выставляться в поддержку враждебности христианства новым научным теориям, множество исследований показало, что христианство временами питало и стимулировало научный поиск, в то время как в другие времена они существовали без какого-либо напряжения или попыток гармонизации. Если дело Галилея и Скоупса приходят на память как примеры конфликта, то они скорее были исключениями, чем правилом. Как пишет один из авторов статей этого сборника Дэвид Линдбег: «Не было войны между наукой и церковью. История христианства в средние века - это не история подавления, ни полярной противоположности, но поддержки и поощрения. То, что мы обнаруживаем, есть взаимодействие, показывающее все разнообразие и сложность, которые знакомы нам по другим областям человеческого поведения: конфликт, компромисс, понимание, ошибочное понимание, приспособление, диалог, отчуждение, принятие общей причины, движение разными путями». То, что Линдберг пишет о средневековой Европе, можно сказать в целом и о всей западной истории. Признание того, что отношение науки и религии показало множественность сторон, которые отражали местные условия и частные исторические обстоятельства, привело Джона Хедли Брука к тезису о «сложности» отношений, нежели принимаемому многими тезису «конфликта». Однако старые мифы плохо умирают. Хотя взгляд Брука принят среди историков науки, традиционный взгляд продолжает оставаться сильным, особенно в популярном сознании.

Цель этой книги в том, чтобы представить всесторонний обзор исторических отношений западной религиозной традиции к науке с эпохи древней Греции V в. до н.э. до конца XX века. Хотя многие авторы этого тома разделяют взгляд редакторов, что историческое отношение науки и религии было сложным - иногда гармоничным, иногда конфликтным, часто просто в рамках модели сосуществования - некоторые придерживаются иной точки зрения.

Ошибка в понимании этой исторической реальности привела тех, кто рассматривал марш науки как постоянный прогресс к взгляду на споры между наукой и религией как диспуты, в которых, цитируя Уайтхеда, «религия всегда была ложной, а ... наука всегда права. Истина является гораздо более сложной, и не может быть суммирована в простых терминах». Признание того, что и наука, и религия являются исторически обусловленными, не подразумевает с необходимостью релятивистской позиции. Это требует, скорее, понимания культурных факторов, которые накладываются на все общества, идеи и дисциплины, включая, конечно, и нашу. Это требует взгляда на прошлое, является способным оценить силу идей, которые мы сегодня не разделяем, или которые вышли уже из моды. Если исследование взаимодействия религии и науки демонстрирует что-либо, это продолжающуюся жизненность и влияние некоторых из наиболее фундаментальных концепций западного мира - религиозных, философских и научных - которые сохранили свою способность оказывать влияние на идеи и культуру XXI века.

Книга будет полезна всем, кто интересуется историей и современным состоянием взаимодействия научного и религиозного мировоззрений.

 

Об авторах

Ричард Дж. Блэквелл - профессор философии университета Сент Луис.

Питер Дж. Боулер - профессор истории и философии науки Королевского университета в Белфасте.

Томас Броман - профессор истории науки университета Висконсин-Мэдисон

Роберт М.Бернс - преподаватель факультета исторических и культурных исследований колледжа Голдсмита, университет Лондона.

Уильям Ф. Бинам - профессор истории медицины университетского колледжа Лондонского университета.

Чарльз Д. Кешдоллар - профессор истории университета Индианы, Пенсильвания.

Робин Коллинз - доцент колледжа Мессии, Грантам, Пенсильвания.

Вальтер Х. Консер - профессор философии и религии университета Северной Каролины-Вилмингтон.

Дебора Дж. Кун - профессор психологии университета Нью Хемпшира, Дарем.

Уильям Лэйн Крейг - профессор философии Толботской школы теологии, Калифорния.

Майкл Дж. Кроу - профессор свободных исследований университета Нотр-Дам, Индиана.

Лисли У. Дальтон - преподаватель университета Висконсин-Ошкош.

Эдвард Б. Дэвис - профессор истории науки колледжа Мессии, Пенсильвания.

Уильям А. Дембски - институт Дискавери, центр по обновлению науки и культуры, Сиэтл.

Алнур Дханани - независимый ученый, Лексингтон, Массачусетс.

Чарльз Е.Динсмор - профессор анатомии медицинского колледжа Раш, Чикаго.

Лерой Е. Доджет - глава морской службы Морской обсерватории США, Вашингтон

Уильям Имон - профессор истории университета Нью-Мехико.

Х.Т. Энгельгард - профессор медицины центра этики, медицины и публичных вопросов медицинского колледжа Бэйлора, Хьюстон, Техас.

Поль Фарбер - профессор истории государственного университета Орегона.

Эдвард Грант - заслуженный профессор истории и философии науки и профессор истории университета Индианы.

Фредерик Грегори - профессор истории университета Флориды

Дэвид Рэй Гриффин - профессор философии религии Клермонтской школы богословия.

Дуглас Грутуис - профессор философии религии и этики семинарии Денвера, Колорадо.

Стивен Дж. Харрис - преподаватель иезуитского института колледжа Бостона.

Д.Г. Харт - библиотекарь и профессор церковной истории и богословской библиографии Вестминстерской богословской семинарии, Пенсильвания.

Питер М. Хесс - директор программы по науке и религии центра теологии и естественных наук в Беркли, Калифорния.

Кеннет Дж. Хоуэлл - преподаватель университета Иллинойса.

Эдвард У. Хьюс - директор института св. Георгия, Массачусетс.

Сара Хаттон - лектор по эпохе Возрождения и исследованиям XVII века университета Миддлсекс, Лондон.

Стенли Л. Яки - заслуженный профессор университета Ситон-холл, Нью-Джерси.

Дэвид М. Найт - профессор истории и философии науки Даремского университета.

Джеймс Латтис - преподаватель университета Висконсин-Мэдисон

Томас М. Леннон - профессор философии университета Западного Онтарио, Канада.

Дэвид Н. Ливингстон - профессор географии и интеллектуальной истории Королевского университета в Белфасте, Северная Ирландия.

Крейг Шон Макконнел - департамент истории науки университета Висконсин-Мэдисон.

Эмерсон Томас Макмаллин - профессор истории Южного университета Джорджии.

Стивен С. Мейер - профессор философии Уитворт-колледжа, Вашингтон

Сара Майлз - декан постдипломной программы и профессор истории и биологии Восточного колледжа, Пенсильвания.

Джеймс Р. Мур - лектор по истории науки и технологии Открытого университета Милтон Кейнса, Англия.

Марк А. Нолл - профессор христианской мысли Уитон-колледжа, Иллинойс.

Дэвид Р. Олдройд - профессор школы науки и исследований технологии университета Нового Южного Уэльса, Сидней.

Ричард Ольсон - профессор истории колледжа Харви Мадда, Клермонт, Калифорния.

Маргарет Дж. Ослер - профессор истории университета Калгари, Канада.

Уэйд Е. Пикрен - директор архива и библиотеки Американской психологической ассоциации.

Джон Полкинхорн - президент и член Королевского колледжа Кембриджского университета.

Лоренс М. Принцип - лектор по химии университета Джона Хопкинса, Мэриленд.

Джон Х. Робертс - профессор истории университета Висконсин-Стивенс Пойнт.

Ира Робинсон - профессор исследований иудаизма университета Конкордии, Канада.

Дэвид Б. Рудерман - профессор современной еврейской истории университета Пенсильвании.

Николас А. Рапке - профессор института истории науки университета Георга-Августа в Геттингене, Германия.

Колин А. Рассел - заслуженный профессор истории науки и технологии Открытого университета, Бедфорд, Англия.

Лайза Сарасон - профессор истории государственного университета Орегона.

Роберт Дж. Шадевальд - писатель, Бернсвилль, Миннесота.

Сара Шедулер Генат - ученый центра истории физики Американского института физики, Мэриленд.

Ренни Б. Шопфлин - профессор истории университета Ла Сьерра, Калифорния.

Джоэл Шакелфорд - профессор программы по истории науки и технологии университета Миннесоты.

Уильям А. Уоллес - заслуженный профессор философии и истории Католического университета Америки, Вашингтон.

 

Содержание

Предисловие XII

Благодарности XIV

Об авторах XV

ЧАСТЬ 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НАУКОЙ И РЕЛИГИЕЙ 1

  • 1. Историография науки и религии (Д. Уилсон) 2
  • 2. Конфликт между наукой и религией (К.А. Рассел) 12
  • 3. Демаркация науки и религии (С.С. Мейер) 18
  • 4. Эпистемология (Ф. Сьюпп) 27
  • 5. Причинность (Дж. Генри) 35
  • 6. Взгляды на природу (К.А. Рассел) 43
  • 7. Бог, природа и наука (С. Яки) 52
  • 8. Различные виды провиденциолизма (М.Дж. Ослер) 61
  • 9. Естественное богословие (Дж.Х. Брук) 67
  • 10. Аргумент от замысла (У. Дембски) 75
  • 11. Чудеса (Р.М. Бернс) 78
  • 12. Теодицея (К.Дж. Хауэлл) 85
  • 13. Бытие и наука (Дж. Стенхаус) 88
  • 14. Библейская критика XIX века (Д.Г. Харт) 92

Часть II. Биографические исследования 97

  • 15. Галилео Галилей (Р.Дж. Блэквелл) 98
  • 16. Блез Паскаль (Д. Грутуиз) 104
  • 17. Исаак Ньютон (Р.С. Уестфалл) 109
  • 18. Чарльз Дарвин (Дж.Р. Мур) 115

Часть III. Интеллектуальные и философские истоки 122

  • 19. Платон и платонизм (П. Лозин) 123
  • 20. Аристотель и аристотелизм (Э. Грант) 130
  • 21. Атомизм (Дж. Генри) 139
  • 22. Эпикурейство (Л. Сарасон) 146
  • 23. Стоицизм (Р.Б. Тодд) 150
  • 24. Августин Гиппонский (К.Дж. Хауэлл) 153
  • 25. Фома Аквинский и томизм (У.А. Уоллес) 157
  • 26. Скептицизм (М.Дж. Ослер) 162
  • 27. Картезианство (Т.М. Леннон) 168
  • 28. Механистическая философия (М.Дж. Ослер) 171
  • 29. Кембриджские платоники (С. Хаттон) 177
  • 30. Деизм (С.П. Уэлдон) 180
  • 31. Просвещение (Т. Броман) 184
  • 32. Бэконианство (У.Х. Консер) 193
  • 33. Немецкая философия природы (Н.А. Рапке) 196
  • 34. Материализм (Ф. Грегори) 201
  • 35. Атеизм (Дж. Генри) 208
  • 36. Позитивизм (Ч.Д. Кэшдоллар) 216
  • 37. Прагматизм (Д.Дж. Кун) 223
  • 38. Эволюционная этика (П.Фарбер) 227
  • 39. Научный натурализм (Э.Б. Дэвис и Р. Коллинз) 230
  • 40. Светский гуманизм (С.П. Уэлдон) 238
  • 41. Философия и богословие процесса (Д.Р. Гриффин) 245
  • 42. Социальная конструкция науки (С.П. Уэлдон) 252
  • 43. Пол (С. Майлз и Дж. Генри) 256
  • 44. Постмодернизм (С.П. Уэлдон) 265

Часть IV. Специфические религиозные традиции и хронологические периоды 269

  • 45. Иудаизм до 1700 (Д.Б. Рудеман) 270
  • 46. Раннехристианское отношение к природе (Д.С. Линдберг) 277
  • 47. Ислам (Э. Дханани) 283
  • 48. Средневековая наука и религия (Д.С. Линдберг) 295
  • 49. Ортодоксия (А.Л. Смит, Х.Т. Енгельгарт, Э. Хьюс, Дж. Генри) 305
  • 50. Римский католицизм со времени Тридентского собора (С.Дж. Харрис)312
  • 51. Начало современного протестантизма (Э.Б. Дэвис и М.П. Уиншип) 321
  • 52. Иудаизм после 1700 (И. Робинсон) 329
  • 53. Современное американское направление протестантизма (Ф.М.Сцасц) 333
  • 54. Евангелизм и фундаментализм (М.А. Нолл) 341
  • 55. Новые религии Америки XIX века (Р.Б. Шопфлин) 351
  • 56. Креационизм с 1859 г. (Р.Л. Намберс) 358

Часть V. Астрономия и космология 366

  • 57. Календарь (Л. Доджетт) 367
  • 58. Кометы и метеоры (С. Шлехнер) 371
  • 59. Докоперниканская астрономия (Дж. Латтис) 375
  • 60. Коперниканская революция (О. Гиндерих) 381
  • 61. Вечность мира (Э. Грант) 387
  • 62. Множество миров и внеземная жизнь (М.Дж. Кроу) 390
  • 63. Макрокосм/микрокосм (Дж. Генри) 393
  • 64. Космогонии с 1700 до 1900 (Р.Л, Намберс) 400
  • 65. Геоцентризм (Р.Дж. Шадевальд) 407
  • 66. Плоская Земля (Р.Дж. Шадевальд) 411
  • 67. Космологии XX века (К.Ш. Макконелл) 415
  • 68. Антропный принцип (У.Л. Крейг) 420

Часть VI. Физические науки 423

  • 69. Физика (Р. Ольсон) 424
  • 70. Химия (Дж.Х. Брук) 432
  • 71. Электричество (Д. Стиллинг) 439
  • 72. Теория хаоса (Дж. Полкинхорн) 443

Часть VII. Науки о земле 445

  • 73. Теории земли и ее возраста до Дарвина (Д.Р. Олдройд) 446
  • 74. Потом книги Бытия (Р.Л. Стилинг) 453
  • 75. Геология и палеонтология с 1700 до 1900 (Н.А. Рапке) 458
  • 76. Униформизм и актуализм (Л.Г. Уилсон) 468
  • 77. География (Д.Н. Ливингстон) 474
  • 78. Землетрясения (П.М. Хесс) 481
  • 79. Метеорология (Дж. Генри) 485
  • 80. Экология и окружающая среда (Д.Н. Ливингстон) 491

Часть VIII. Биологические науки 498

  • 81. Естественная история (П.М. Хесс) 499
  • 82. Великая цепь бытия (У.Ф. Бинам) 507
  • 83. Таксономия (Д.М.Найт) 511
  • 84. Происхождение и единство человеческой расы (Д.Н. Ливингстон) 517
  • 85. Эволюция (П.Дж. Боулер) 524
  • 86. Анатомия и физиология до 1700 г. (Э.Т. Макмаллин) 533
  • 87. Теории видообразования до эпохи модерна (Ч.Е. Динсмор) 541
  • 88. Генетика (Р. Вайкарт) 549
  • 89. Евгеника (Э.Дж. Ларсон) 552

Часть IX. Медицина и психология 555

  • 90. Медицина (Д.У. Амундсен и Г.Б. Фернгрен) 556
  • 91. Эпидемии (Д.У. Амундсен и Г.Б. Фернгрен) 563
  • 92. Европейская психология (У.Е. Пикрен) 567
  • 93. Психология в Америке (Дж.Х. Робертс) 575
  • 94. Теории религиозного безумия в Америке (Р.Л. Намберс, Дж.С. Суэйн, С.Б. Тильман) 582
  • 95. Френология (Л.У. Дальтон) 588
  • 96. Теории души (П.Г. Собол) 591

Часть X. Оккультные науки 600

  • 97. Астрология (Л.А. Смуллер) 601
  • 98. Магия и оккультное (У. Имон) 608
  • 99. Алхимия (Л.М. Принцип) 618
  • 100. Герметизм (Дж. Шакельфорд) 625
  • 101. Числа (П.Г. Собол) 628
  • 102. Каббала (П.Г. Собол) 631
  • 103. Спиритуализм (Д.Дж. Кун) 634

Индекс 638

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9