[Обзор книги:] Хармлисс У. Мистики (Harmless W. Mystics. Oxford University Press, 2008. 368 PP. ISBN 978-0-19-530039-0).
Что представляет собой христианский мистицизм? Существует ли сходство мистической традиции христианства и других религий? Верно ли психологическое объяснение мистицизма, впервые предложенное Уильямом Джеймсом? Опираясь главным образом на опыт западного христианства, в этой книге Уильям Хармлисс пытается дать ответ на эти и другие вопросы, связанные с историей и смыслом мистической традиции.
Статья

В эпоху роста интереса к мистицизму существует необходимость во введениях, которые являются ясными и доступными и в то же время обладающими научной строгостью и глубиной понимания. В этой книге автор вводит читателя в научное исследование мистицизма.

Уильям Хармлисс в течение многих лет читал курс по мистицизму, и эта книга является итогом многолетнего опыта преподавания этого курса. В своем исследовании автор использует метод примеров, фокусируясь на жизни и трудах отдельных представителей христианского мистицизма.

В работе отмечается, что исследователь встречается с мистиком главным образом через тексты, которые сохранились в истории. Это подразумевает необходимость уважительного отношения к текстуальной традиции. Каждый текст, и мистический не является исключением, предполагает определенную аудиторию, действует в границах и традициях определенного жанра, использует излюбленные метафоры, цитирует определенные места Священного Писания и ставит себя в рамки традиции более ранних мистических текстов.

Автор рассматривает мистиков в историческом контексте, показывая разнообразие мистического опыта и различных концепций мистического богословия. Книга начинается с рассмотрения работ двух теоретиков мистицизма - Жана Жерсона (1363-1429) и Уильяма Джеймса (1842-1910). Жерсон предпринял практически невозможную задачу определения мистицизма, что им является, а что нет. «Многообразие религиозного опыта» Джеймса предлагает психологическое рассмотрение мистического опыта.

 Вторая глава посвящена рассмотрению жизни одного из современных мистиков, американского католического монаха Томаса Мертона (1915-1968). От него автор движется назад во времени к средневековым мистикам, таким как Бернар Клервосский (3 глава), который был одним из наиболее известных проповедников мистицизма в Западной Церкви. Следующая глава посвящена женщине-мистику - Хильдегарде из Бингена (1098-1179), женщине, которая, по мнению автора, играла ключевую роль в оформлении западно-христианской мистической традиции.

Следующие главы посвящены исследованию двух богословов-мистиков Бонавентуры (1217-1274) и Мейстер Экхарт (1260-1327). Бонавентура был генералом ордена францисканцев, выдающимся богословом-схоластом и мистиком. Мейстер Экхарт, немецкий доминиканец, остается до сих пор одной из наиболее противоречивых фигур в христианской традиции.

7 глава рассматривает истоки христианского мистицизма, аскетическую мысль отцов-пустынников IV столетия. Эти древние монахи сформировали технику молитвы и аскетизма, ученичества и духовного руководства, которые остаются и по сей день важными в христианском делании. Одним из важных авторов этой эпохи, но до сих пор недостаточно оцененным, как указывает автор, является Евагрий Понтийский (345-399). Его ученик Иоанн Кассиан Римлянин (360-435) поселился на юге Франции после длительного пребывания в монастырях Египта и через свои сочинения, написанные на латинском языке, ввел духовность Евагрия и отцов-пустынников в практику западного христианства.

Следующие две главы посвящены анализу христианского опыта и вопросам мистицизма в других религиях. Обычное утверждение о том, что существует «общее ядро» мистического опыта во всех мировых религиях, которое по-разному выражается различными индивидами, исследуется автором на примере мистического опыта ислама и буддизма. Глава 8 посвящена исследованию Руми (1207-1273) - ведущего мистика ислама, а глава 9 исследованию Догена (1200-1253), одного из наиболее известных духовных писателей дзен-буддизма. Эти два человека являются современниками Бонавентуры и Фомы Аквинского, что позволяет провести параллели и показать резкий контраст с христианской мистической традицией.

Последняя глава книги посвящена широкому вопросу о природе и разновидностях мистицизма. Автор делает анализ ключевых направлений научного исследования мистицизма и приходит к выводу, что мистицизм как явление является присущим природе человека.

Книга будет полезна всем, кто интересуется историей христианской духовной традиции.

Содержание

  • 1. Мистическое богословие: Жан Жерсон и Уильям Джеймс 3
  • 2. Мистик как страж огня: Томас Мертон 19
  • 3. Мистик как опытный экзегет: Бернар Клервосский 41
  • 4. Мистик как многосторонний мастер: Хильдегарда из Бингена 59
  • 5. Мистик как картограф: Бонавентура 79
  • 6. Мистик как мистагог: Мейстер Экхарт 107
  • 7. Мистик как описатель жизни пустынников: Евагрий Понтийский 135
  • 8. Мистицизм и ислам: Руми 159
  • 9. Мистицизм и дзен-буддизм: Доген 189
  • 10. Прочтение мистики: текст, община, опыт 225

Сокращения 271

Примечания 275

Избранная библиография 315

Индекс 337

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9