Греческое богословское образование в Америке: Быть или не быть?
Греческий колледж и Православная богословская школа Святого Креста являются одними из ведущих учебных заведений Греческой православной митрополии в Америке. О проблемах без купюр. Что грозит богословскому образованию в греческой диаспоре? Размышления Федора Калмукоса, корреспондента греческого Национального Вестника (Ethnikos Kyrix).
Статья

Когда архиепископ Афинагор (Спиру), ставший вскоре Вселенским Патриархом, основал Греческую богословскую школу Святого Креста в 1937 году, он прекрасно понимал, что без этого института будущее Православия и Эллинизма в Америки будет сомнительным.

Приходская община, которая является основой для организованной церковной структуры и в целом греческого сообщества в Америке, не смогла бы выжить без священников, следующих заповедям Христовым, с прекрасным академическим образованием, людей твердых духом и с осознанием того, какую миссию они выполняют: спасительную миссия Церкви, а также сохранение богатства греческой культуры и духовного наследия.

Я говорю здесь об Эллинизме, а не об Элладизме; Эллинизм - это историческое культурное воплощение христианства, чья чистейшая и самая верная форма - Православие.

Исторически верно, что первые греческие православные иммигранты принесли Православие в США из Греции. Греческая православная митрополия в Америке была основана не миссионерами, не епископами, не Церковью Греции или Вселенским Патриархатом. Она является священным делом рук и сердец тех первых греческих иммигрантов, которые построили наши церкви и приходские школы, перенеся много испытаний, в частности,  из-за их скудного финансового обеспечения и отсутствия какой-либо организованной структуры.

Многие греческие первопроходцы продавали свои кольца и другие драгоценные украшения, для того чтобы купить материал для строительства своих местных церквей и греческих школ, как было в случае с общиной Святой Троицы в Ловелле. В Форкестере греческие переселенцы покупали хлеб в особых пекарнях, владельцы которых сберегали один цент с каждой покупки. В конце недели глава комитета через священника собирал эту лепту, и таким образом, например, выросла церковь Святого Спиридона и школа при ней. 

Многие приходы на территории Соединенных Штатов, так же как и все греческие школы Греческих Культурных Ассоциаций, возникли потому, что главным приоритетом первых переселенцев было сохранение и продолжение Эллинизма, что включает в себя множество явлений, в том числе, конечно же, Церковь. Когда простые светские люди основали приходы, из Греции в Америку были посланы епископы и священники.

Приходской священник был также учителем греческой школы, где дети изучали основы веры и эллинское культурное наследие.

Первые дипломированные специалисты из школы Святого Креста несли конкретную миссию: священно-духовную и этническо-греческую. На этом двухстороннем фундаменте и было  построено основание нашего греческого американского сообщества - не без трудностей и препятствий, включая расовую дискриминацию.

Я очень живо помню беседу с покойным Архиепископом Иаковом, который шел на марше рядом с Мартином Лютером Кингом в Штате Алабама возмущенный объявлением, висевшим на двери в Южном парке: "Чернокожим, грекам и собакам вход запрещен!!!"

Нет сомнений, что Семинария Святого Креста сыграла очень существенную роль в самых важных моментах жизни Церкви и греческого православного общества в Америке и, конечно, продолжает играть эту роль до сего дня. Верно, что многое в приходе зависит от священника.  Но я верю, что богословская школа остро нуждается в глубокой перестройке на уровне менталитета и в понимании своей миссии.

Следует начать с очень важного вопроса о зарегистрированных членах, студенчестве, которое за последние годы объединило многих, включая непосредственно архиепископа Димитрия, который призывает к увеличению количества школ.  

Как бы то ни было факты противоречат доводам. На недавно проходившем Конгрессе клира и притча в Вашингтоне раздавался буклет, в котором сообщается, что общее количество студентов в школе Святого Креста в 2007-08 гг. составило 107 человек, 29 из которых относятся к другой православной юрисдикции, и только 78 студентов из Греческой православной митрополии Америки.

Данные из Греческого колледжа еще менее утешительны: общее количество студентов там составило только 71 человек, 20 из них принадлежат другой юрисдикции и 51 - Греческой православной митрополии Америки.

В прошлом учебном году общее число студентов в Греческом колледже и Семинарии Святого Креста было всего 178 человек.

На двадцатой странице уже указанного выше буклета находим следующую информацию: за прошлые два года среди абитуриентов семинарии Святого Креста только 21 человек стали изучать богословие в университете. 65% этих студентов женаты, половина из них имеет детей. Средний возраст двадцати пяти греческих православных семинаристов, рукоположенных в священный сан, согласно Архиепископскому Ежегоднику за 2008 год, составляет 35 лет. По всем предположениям, понадобится приблизительно 30 лет, чтобы заменить всех наших действующих священников, многие из которых уже пенсионного возраста.

В сообщении, сделаном архиепископом Димитрием на пленарном заседании Конгресса клириков и притча, говоритсяот том, что в митрополии 591 действующий священник, 84 пенсионера, в общей сложности 775 человек.

Многие священники, находящиеся на покое, продолжают служить либо в маленьких приходах, которые не в состоянии платить зарплату постоянному священнику, либо в качестве второго священника на выходных. 

Нигде мы не видим цифры, которая говорила бы о числе новообращённых из других деноминаций, которые учились бы положенные четыре года в Семинарии Святого Креста и были бы рукоположены и назначены на греческие православные приходы в качестве священников. В митрополии есть еще одно явление: принятие уже рукоположенных священников, выходцев из других юрисдикций, славян и, главным образом, румын. Эти священники, как было широко представлено клириками во время Конгресса, переходят в Греческую митрополию, потому что для них это "дойная корова", т. е. греческие православные приходы платят им зарплату.

Митрополия в Атланте, так же как и другие митрополии, уже приняла довольно большое количество румын.

Ежегодные траты Греческого колледжа и Семинарии Святого Креста составляют почти 10 миллионов долларов США, для содержания 178 студентов. Мне кажется, что расход и количество студентов явно несоизмеримы.

Называя вещи своими именами, нужно сказать, что мы просто не в силах оплачивать такие расходы. Семьдесят один студент в Греческом колледже и сто семь в Богословской школе, в общей сложности 178, - это не цифры для серьезного разговора о том, что у нас действительно есть Колледж и Богословская школа. Кроме того, поступает множество жалоб о степени подготовки выпускников.

Конечно, есть некоторые замечательные исключения из этой тенденции, но подавляющее большинство дипломированных специалистов из Семинарии Святого Креста не могут адекватно работать  в качестве священников на приходах. Многие, например, не знают даже греческий язык.

Понятно, что социальная динамика сегодня изменилась, и совершенно естественно, что эти перемены отражаются на Богословской школе, но вопрос состоит в том, насколько серьезно все мы - архиепископ, митрополиты, священники, приходы и родители - воспринимаем ответственность священнического призвания, проблему улучшения подготовки священнослужителей? Как вообще это возможно, когда такая большая и видная греческая американская община, как мы, не в состоянии найти даже 30 молодых людей с правильным укладом жизни и веры, для того чтобы направить их в Семинарию Святого Креста, а вместо этого собираем остатки, перепавшие от римо-католичества и протестантизма,  которые часто являются носителями не весть чего?

Еще кое-что. Это просто недопустимо, чтобы студенты после четырех или семи лет изучения богословия в HC/HC (по-видимому, речь идет о Колледже и Богословской школе - Hellenic College and Holy Cross Greek Orthodox School of Theology, или сокращенно HC/HC, - примечание переводчика)  не могли служить литургию, не приступали к Причастию. Мы уже не говорим о Страстной неделе.

С одной стороны, кажется, что эти вопросы должны решаться Вселенским Патриархом, греческим правительством и греческой православной митрополией в целом. Но это справедливо относительно вопроса об открытии Богословской школы в Халки, а здесь мы имеем колледж и богословскую школу прямо в академическом центре Америки, и, к сожалению, они находятся в бесчувственном состоянии.

Я думаю, что о нашей Богословской школе в Бостоне все мы должны заботиться не меньше, чем о закрытой школе рядом с Константинополем. Просто очевидно, что необходимо следить за состоянием школы, за количеством ее учеников и, конечно же, за ее менталитетом.

Кто-то может понадеяться, что нынешний архиепископ сделает что-либо существенное, историческое, для продвижения школы, так как он сам там преподавал в течение многих лет и знает ее досконально. Греческий колледж просто не может продолжать существование в таких условиях, с 71 студентом и пенсионером-деканом из волонтеров. Именно поэтому никто не относится к нам серьезно. Либо Греческий колледж должен быть развит как видный центр греческой науки в Америке, либо надо его закрывать. Бессмысленно держать полуживое тело на аппаратах искусственной поддержки жизни  в отделении интенсивной терапии без надежды на его выздоровление.

Теологическая школа не может продолжать свое существование в ее обычном ритме, с этим количеством учеников, с такими тратами и с таким менталитетом, потому что это уже никуда не годится.

Единственное решение в данной ситуации - либо вернуть образованию его целостность и обучать греческих православных священников по полноценной программе - сделать их хотя бы способными для служения на приходах Греческой Церкви,  либо закрывать школу и посылать тридцать или чуть более студентов в теологические школы Греции, где они получат знания по богословию, гомилетике, Новому Завету, духовной музыке, литургике, уставу, патрологии и, конечно же, греческому языку, для того, чтобы они могли изучать Библию, творения Отцов, гимнографию и решения Святых Соборов на языке оригинала.

Если мы не приступим к деланию чего-то реального сейчас же, мы можем даже не начинать говорить о будущем Православия и Эллинизма в Америке.



По материалам: Богословская школа и будущее Православия // Национальный Вестник, 2008, № 9. 

Перевод: "Богослов.Ru", Игорь Петровский
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9