[Обзор книги:] Макграт А. Открытый секрет: новый взгляд на естественное богословие. (McGrath A. The Open Secret. A New Vision for Natural Theology. Blackwell Publishing, 2008. 384 PP. ISBN: 9781405126915)
«Книга Алистера Макграта «Открытый секрет…» представляет собой попытку построения естественного богословия с учетом вызовов современности. Те, кто считает естественное богословие утратившим свое значение, изменят свое мнение после прочтения этой глубокой научной книги.» Джон Хот, профессор Джорджтаунского университета.
Статья

Естественное богословие, по мнению многих западных богословов, находится в кризисе. В течение XX столетия естественное богословие зачастую рассматривалось как интеллектуально умершее и богословски неоправданное. В этой новой блестящей книге Алистер Макграт с научной тщательностью рассматривает все предубеждения против естественного богословия. Построенная на основании классической триады истина, красота и благо, книга представляет собой впечатляющий пример нового подхода к естественному богословию. Автор вновь обращается к исследованию аргументов в пользу познания Бога через природу. Макграт развивает строгий взгляд на естественное богословие как точку конвергенции между христианской верой, искусством и литературой с одной стороны и естественными науками с другой, открывая важные возможности плодотворного диалога. Естественное богословие рассматривается как культурный феномен, гораздо более обширный чем само христианство, однако всегда имевший специфически христианское воплощение. В книге исследуются такие темы как красота, благо, истина, богословское воображение; вопрос о том, каким образом исследование природы может дать начало богословским и научным теориям, делается акцент на специфически христианском отношении к природе и указывается на то, каким образом естественное богословие может действовать как мост между христианством и другими религиозными взглядами.         Об авторе         Алистер Макграт – профессор исторического богословия Оксфордского университета
СодержаниеБлагодарности1 Естественное богословие. Введение в метод.«Природа» является неопределенной концепцией. Естественное богословие является эмпирической дисциплиной. Христианское естественное богословие является богословием воплощения, а не дуализма. Резонанс, а не доказательство: естественное богословие и эмпирическая подгонкаЗа поиском смысла: благо, истина и красота.Часть I. Поиск человеком трансцендентного: контекст естественного богословия.2 Упорство в трансцендентном. Естественное богословие и трансцендентное. Спусковые крючки опыта трансцендентного. Трансцендентное и религия.3 Мысль о трансцендентном: три недавних примера. Айрис Мердоч: Трансцендентное и великое. Рой Баскар: интимность мета-реальности. Джон Дьюи: пытливая правдоподобность трансцендентного. 4 Восхождение к трансцендентному: стратегии и практики. Восхождение к трансцендентному от природы. Видение трансцендентного через природу. Отход от природы к нахождению трансцендентного внутри себя. Распознавание трансцендентного в природе.5 Понимание и психология восприятия. Восприятие как основанное на деятельности мозга. Восприятие вовлекает динамику ментальных структур. Восприятие как эгоцентричекое и активное. Восприятие обращает внимание на значение. Восприятие может быть сопровождаемо мотивацией и аффектом. Человеческое восприятие и естественное богословие.Выводы главы I Часть II. Основания естественного богословия: очищение почвы и новое открытие.6 Открытый секрет: неопределенность природы.Тайна Царства: Иисус из Назарета и область естественного. Уровни природы: высказывание «Аз есмь» Иоанна.Джеральд Мэнли Хопкинс о «видении» природы.
7 Конец смерти? Просвещенческие подходы к естественному богословию.Просвещение и его естественное богословие: историческая рефлексия.Множество переводов и интерпретаций «Книги природы»Ошибочные психологические утверждения Просвещения.Спор Барта-Бруннера (1934) и восприятие человека.Просвещенческие стили естественного богословия: заключительная критика.8 Христианский подход к естественному богословиюО «видении» славы: пролог к Евангелию от Иоанна.Библейский пример: призвание Самуила.Христианская традиция как система отсчета для естественного богословия.Естественное богословие и самораскрытие Бога.Естественное богословие и аналогия между Богом и творением.Естественное богословие и образ Божий.Естественное богословие и домостроительство спасения.Естественное богословие и воплощение Выводы главы II Часть III. Истина, красота и благо: программа обновленного естественного богословия.9 Истина, красота и благо: расширение взгляда естественного богословия10 Естественное богословие и истинаРезонанс, а не доказательство: естественное богословие и придание смыслаБольшая картина, а не промежутки: естественное богословие и наблюдение мира.Естественное богословие, антиинтуитивное мышление и антропные феномены.Естественное богословие и математика: «естественный» путь представления реальности.Истина, естественное богословие и другие религиозные традиции.Об извлечении богатства истины.Истина и естественное богословие воображения11 Естественное богословие и красота.Открытие места красоты в естественном богословииПренебрежение красотой: «деконверсия» Джона РаскинаХью Миллар об эстетических недостатках поиска смысла.Джон Раскин и представление природыКрасота теоретических представлений природыКрасота, трепет и эстетическая встреча с природойЭстетика и «видение» красотыКрасота, естественное богословие и христианская апологетика.12 Естественное богословие и благо.Моральное видение реальностиЕстественное богословие и естественный законВечное возвращение естественного закона.Моральная двойственность природыПознаваемость блага в природеРаспознавание блага: дилемма EuthyphroВыводы главы III ЗаключениеИндекс
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9