[Обзор книги:] Смарт Дж.Дж.К. Холдэйн Дж.Дж. Атеизм и теизм (Smart J.J.C.Haldane J.J. Atheism and Theism. Second Edition // Great Debates in Philosophy.Series Editor: Ernest Sosa. Blackwell Publishing, 2003. 288 pp. ISBN 0-631-23258-3)
Вопрос о том, существует ли Бог или нет, является одним из старейших и наиболее широко обсуждаемых философских вопросов. Споры о нем простираются далеко за рамки философских вопросов о статусе науки, природе разума, характере добра и зла, эпистемологии опыта и свидетельствах, и т.д.
Статья

Вопрос о том, существует ли Бог или нет, является одним из старейших и наиболее широко обсуждаемых философских вопросов. Споры о нем простираются далеко за рамки философских вопросов о статусе науки, природе разума, характере добра и зла, эпистемологии опыта и свидетельствах, и т.д. В этой книге два философа, каждый из которых придерживается вполне определенно веры или неверия, обсуждают центральные вопросы атеизма и теизма. Смарт открывает спор, утверждая, что теизм является философски неудовлетворительным, и ищет пути объяснить метафизическую истину в свете тотальной науки. Холдейн продолжает дискуссию, утверждая, что существование мира и возможность нашего познания его зависят от существования творящего, поддерживающего, личного Бога. После этого следуют ответы, где каждый философ имеет шанс ответить и защитить свою позицию. Это второе издание содержит также новые эссе обоих философов, отвечающие на критику и обзоры предшествующего издания книги.

Диалоги всегда были сильными средствами философского исследования и представления. Представляя важные насущные вопросы в области философии в форме полемики эта серия пытается показать вкус философской аргументации и передать восхищение, порождаемое обменом идеями. Каждый автор представляет фундаментальное оригинальное эссе. Когда эти эссе завершены, авторы дают возможность друг другу представить ответ на противоположную точку зрения.

 

Содержание

Предисловие ко второму изданию IX

Рекомендации и обзоры XII

Введение (Холдейн и Смарт) 1

1 Атеизм и теизм (Смарт) 6

1 Введение 6

2 Теизм, духовность и наука 8

3 Новая телеология и старая 12

4 Пантеизм 14

5 Тонкая настроенность и антропный космологический принцип 15

6 Аргумент от появления замысла 21

7 Бог как этический принцип 26

8 Аргумент от условности существования 32

9 Аргумент от религиозного опыта 43

10 Пари Паскаля 47

11 Чудеса 51

12 Высокая критика Нового Завета 54

13 Проблема зла 59

14 Исторический теизм и метафизический теизм 66

14 Historical Theism and Metaphysical Theism 66

2 Атеизм и теизм (Холдейн) 76

         1 Введение

         2 Теизм и наука 82

         3 Некоторые различия в объяснении 86

         4 «Старая» телеология 88

         5 «Новая» телеология 109

         6 Причина вещей 116

         7 Бог и мир 126

         8 Бог, благо и зло 137

         9 Свобода и Промысл 137

         10 Теизм - философский и религиозный 147

3 Ответ Холдейну (Смарт) 151

         1 Методология 151

         2 Представление и интенциональность 155

         3 Сознание 157

         4 Курица и яйцо 159

         5 Вечность и временность 160

         6 Теизм и проблема зла 164

4 Ответ Смарту (Холдейн) 171

         1 Методология 171

         2 Существование Бога 175

         3 Метафизические вопросы 179

         4 Разум, вера и Откровение 182

         5 Религиозный вывод 189

Послесловие (Смарт и Холдейн)

5 Дальнейшие размышления об атеизме для второго издания (Смарт) 198

         1 Предварительные замечания 198

         2 Аргумент Ансельма 199

         3 Аргумент Платинги 201

         4 Предполагаемое априорное ниспровержение доказательства существования Бога 205

         5 Дальнейшие размышления о необходимости и теизме 207

         6 Снова аргумент о тонкой настроенности 209

         7 Аргумент о тонкой настроенности: размышления в контексте теоремы Байеса 212

         8 Рассмотрение в контексте биологии 213

         9 Возможная масличная ветвь (или прут) для теиста 215

         10 Могут ли теисты и атеисты прийти к согласию? 216

6 Дальнейшие размышления о теизме для второго издания (Холдейн) 221

         1 Предварительные замечания 221

         2 Философия и религия, и философия религии 221

         3 Возникновение жизни и происхождение воспроизводства 223

         4 Первый Мыслитель 227

         5 Реализм, идеализм, антиреализм и теизм 232

         6 Природа Бога 240

         7 Бог, зло и надежда 244

Библиография 251

Индекс 258

 

         Предисловие ко второму изданию

 

         Первоначальное приглашение к тому, чтобы заняться полемикой атеизма и теизма было трогательным. Хотя наши главные области философской деятельности лежат вне пределов философии религии как таковой, мы оба глубоко интересуемся вопросами метафизики и философии сознания, которые напрямую связаны с вопросами о том, требуют ли регулярности и понятность нужды в объяснении, и если нуждаются, то какой должна быть форма этого объяснения. Кроме этого, мы каждый лично заняты следующими вопросами: свидетельствует ли факт о существовании чего-либо вообще указывающим на сверхъестественную причину, и являются ли сообщения об очевидном смысле человеческого опыта означающими некоторую объективную трансцендентную позицию или цель.

         Хотя мы говорим и пишем об этих вопросах в рамках профессионального философского контекста, мы также надеемся на то, что они будут интересными и вне академической среды. Хотя профессиональные философы достаточно компетентны в том, чтобы делать концептуальные отличия и оценивать неоспоримость аргументации, они не лишены и опытной мудрости, или исключительно личных утверждений в отношении серьезной дискуссии по этим вопросам. Более того, если они начинают, как мы полагаем они должны исходить из фактов опыта, а не из некоторых чисто априорных оснований, затем они должны также учитывать сообщения ученых, психологов, социологов.

         Обращаясь к более узкой философской проблематике ни один из нас не расположен думать, что все философские вопросы являются узко концептуальными (в этом отношении мы критикуем различие между аналитически и синтетическим, проводимой Куайом), но мы не считаем, вместе с постмодернистами, что все радикально изменяемо: что все является в действительности пересматриваемым, обратимым, реформируемым и отвергаемым. В этом смысле мы являемся реалистами, полагая, что существует общая основа человеческого знания, которая есть и будет оставаться неизменной без существенного пересмотра, и что только обеспечивает базисом, на котором можно строить философское рассмотрение реальности.

         Во введении к первому изданию мы выразили этот взгляд, написав, что «в противоположность современным тенденциям мы утверждаем, что существует мир, независимый от человеческого мышления и языка, который может быть познан посредством наблюдения, гипотез и рефлексии». В этом втором издании Холдейн представляет линию аргументации, которая утверждает это обязательство, но также указывает, что такой реализм только и может иметь смысл. Год после выхода первого издания книги (в 1996 г.) характеризовался множеством обзоров, эта тематика стала предметом дискуссий в сочинениях других авторов. Авторы этих публикаций сделали множество интересных указаний, часто критических, но иногда поддерживающих тот или иной аргумент или идею.

         В этом втором издании первоначальный материал остается выстроенным как и в первом (за исключением некоторых типографских исправлений и добавлений библиографии), но мы также добавили по главе, в которых мы рассматриваем взгляды тех автором, которые делали обзоры или выступали в полемике с авторами книги и пытаемся ответить по крайней мере на основные вопросы. К сожалению, объем книги не позволяет более обширного обсуждения указанных вопросов.

         Поскольку главной целью было не занятие постоянными раундами обмена между нами аргументами, но представление замечаний и указаний для публики, мы писали главы одновременно и без каких-либо ссылок друг на друга. Интересно заметить, следовательно, что хотя по большей части мы обсуждали различные вопросы, существуют позиции, по которым наша дискуссия рассматривала те же самые темы, хотя и различным образом, например, в отношении вопроса о необходимом существовании и в отношении вопроса о том, предлагает ли биология свидетельства замысла.

         Большинство авторов обзоров избрало путь наблюдения за нашей дружественной и уважительной дискуссией. То, что философия стала более академической профессией отнюдь не означает, что она стала более глубокой, и мы не могли придумать лучшей отправной точки для обмена мнениями в отношении теизма и атеизма, чем взаимное искреннее уважение и серьезно обоснованные мнения. Как были склонны говорить древние, философию лучше практиковать, когда противоположные стороны заняты общим поиском истины. Мы надеемся, что эта обширная дискуссия привлечет внимание читателя к поиску истины об атеизме и теизме.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9