Интервью с Преосвященным митрополитом Навпактским Иерофеем
Преосвященный митрополит Навпактский Иерофей дал развернутое интервью газете «Элевферос Типос», в котором ответил на актуальные вопросы, в настоящее время волнующие  греческое общество. Среди них договор о свободном сожительстве, однополые браки, открытие экзархата Вселенского Патриархата в Афинах, собственность Церкви и другие. Текст интервью приводится ниже с небольшими изменениями.
Статья

Церковь, государство и договор о свободном сожительстве.

Не могу понять, ведь так или иначе совместное проживание двух людей не является свободным, поскольку предполагает принятие на себя определенных обязательств, а любовь нельзя ограничить договорами и нотариально заверенными документами! Во всяком случае, для Церкви и для нас зарегистрированный государством брак и договор о свободном сожительстве – одно и то же.

Для Церкви отношения между людьми лежат не просто в сфере чувств, в биологической, юридической или нравственной плоскости, а главным образом в плоскости богословия. Любое действие, совершаемое без благословения Божия, не благословлено и лишено благодати. Пространство вне Церкви – «область падения».

На языке Священного Писания слова «блуд» и «прелюбодеяние» указывают не только на сексуальное поведение, но и на отступничество и удаление человека от Бога вне зависимости от того, находится ли он в Церкви или нет. Но в любом случае государство обязано регулировать вопросы, касающиеся тех людей, которые не принадлежат Церкви, а если принадлежат, то выбирают иной образ жизни.

Однополые браки?

Еще в древности римский юрист Модестин (II-III вв.) давал такое определение браку: «…союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Соответственно, Церковь не допускает в отношении своих членов однополые браки или связи. Также не может принять Церковь и бисексуальные и полигамные отношения. В данном случае речь идет о духовных заболеваниях.

Болезнь – это одно, а больной человек – другое. Мы любим духовно больного и пытаемся его излечить. Еще Достоевский писал, что старец это тот, кто любит и самого последнего грешника. Так поступал Христос. Как пастыри, мы должны научиться врачевать с любовью, а не осуждать людей. А вот самих себя мы должны осуждать с помощью самоукорения.

Церковь и национальные вопросы…

Церковь играла главенствующую роль в трудные для Греции времена турецкой оккупации, когда не было ни государства, ни правительства. В период демократии приоритет в решении вопросов принадлежит правительству, которое проводит свою политику и дипломатию. Поэтому все, что способствует счастливому разрешению подобных вопросов, является хорошим.

Так или иначе, мы, клирики, должны рассуждать больше, как люди церковные, чем как политики. Церковь всегда находится выше понятий «нация» и «родина», но в то же время и не отменяет их. В конце концов, живя церковной и духовной жизнью, мы стремимся к некоему бесклассовому обществу. Когда-нибудь перестанут существовать и нации, и государства, а останется одна лишь Церковь.

Открытие Экзархата – повод для нового противостояния Фанару?

Мы все признаем, что необходимо уважать Вселенский Патриархат, но Элладская Церковь должна оказывать особенное уважение. Представительство Константинопольского Патриархата в Афинах должно быть настолько значительным, чтобы в сотрудничестве с ним можно было решать различные вопросы. В каком виде оно будет функционировать - эта тема, которой должны заниматься компетентные Синодальные комиссии, после чего Священный Синод примет соответствующее решение. Во всяком случае, необходимо подчеркнуть, что между Элладской Церковью и Вселенским Патриархатом должны существовать тесные связи.

Оценка имущества Церкви?

Вопрос о церковной собственности является мифом. Она не настолько велика, насколько пытаются это представить, но имеющаяся собственность подлежит оценке, чтобы это принесло пользу многострадальному греческому народу. Весь вопрос заключается не в том, какой собственностью обладает Церковь, но как избавиться от страсти сребролюбия, овладевшей многими клириками всех степеней.

Я не могу понять менталитет некоторых клириков, особенно безбрачных, которые живут со всей роскошью, как нувориши, увеличивают свои состояния, ведут себя, как феодалы, а народ, который находится в их духовной ответственности, мучается и страдает. Это равносильно плотскому падению, и в каком-то смысле представляет собой профанацию церковной жизни.

Чего не хватает Церкви сегодня?

Церковь, Тело Христово, обладает полнотой благодати, и поэтому абсолютно ни в чем не испытывает недостатка. Когда кажется, что ей чего-то не хватает, то этот недостаток следует приписывать тем клирикам, у которых отсутствует церковное мышление. Если сегодня чего-либо не хватает многим или немногим клирикам, так это миссионерского мышления, жертвенного настроя, духа исповедничества и опыта пастырского служения, что происходит в том случае, если они сами обмирщаются и ведут себя, как мирские начальники. Многие хотят жить за счет Церкви, получать звания, места, власть, финансовый доход, но не хотят жить для Церкви. А отсюда в Церкви и обществе возникают проблемы.


По материалам агентства церковных новостей «Ромфэа»

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9