Книга представляет собой первую часть исследования, посвященного символике креста в христианском богословии и искусстве. Каждая из глав посвящена рассмотрению богословия креста вместе с концептуальным и эстетическим рассмотрением специфического исторического контекста, начиная с эпохи древней Церкви до начала эпохи Возрождения. Первая глава является методологической. После объяснения понятия богословия эстетики и ее отношения к теоретическому концептуальному богословию она рассматривает следующие специфические проблемы: христианское восприятие «креста» - то есть, страдание и смерть Иисуса как событие спасения.
Последующие главы имеют своей целью соотнести богословские парадигмы интерпретации креста - то есть, частный аспект христианской сотериологии - со стилями искусства, которые были современны богословским идеям каждой из парадигм, или которые иллюстрируют параллельное богословское представление.
Каждая глава начинается с представления распятия, которое является центром рассмотрения главы. Затем следует исследование тем, представленных богословскими сочинениями по сотериологии, и рассмотрение развития искусства, параллельного богословской тематике, или, по крайней мере, соотносимого с ней. Общий метод заключается в попытке выстроить корреляцию между двумя видами интерпретации христианской традиции и опыта человека: между богословием как систематической мыслью и эмоциональными и коммуникативными образами.
В рамках эстетической области эта работа акцентирует внимание особенно на визуальном и поэтическом искусстве, как литургическом, так и нелитургическом. Поэзия (включая особенно тексты гимнов) часто обеспечивает ясными, но также образным и эмоциональным выражением богословских идей. Визуальные образы страдания могут также быть соотнесены с богословскими темами; но, как показано в книге, их связь со специфическими концепциями спасения является неоднозначной. Иллюстрации позволяют рассмотреть некоторые классические работы, относящиеся к теме исследования. Однако, некоторые работы, упоминаемые в тексте, к сожалению, не представлены здесь; но в приложении автор дает ссылки на вебсайты, где читатель может познакомиться с ними.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся богословием. Автор также выражает надежду, что книга может оказаться полезной и профессиональным исследователям, которые желают более глубоко познакомиться с данной темой. Автор снабдил работу примечаниями, которые дают возможность более близко познакомиться с ключевыми текстами.
Следует отметить, что автор, главным образом, занимается систематическим богословием, и эта книга не является ни трудом по историческому богословию, ни по истории искусства. Она скорее является исследованием исторических тем, идей и образов, которые являются необходимым фоном современного богословия креста. Автор оставил в стороне многие вопросы, связанные с датировкой, влияниями и контекстом, которые являются более важными для историка, а потому признает, что эта книга нуждается в более детальном дополнении в отношении указанных вопросов. С другой стороны, работа остается в рамках рассмотрения исторических данных определенного периода. Автор надеется продолжить работу по исследованию этой темы и опубликовать очередной том, охватывающий время от эпохи Возрождения до современности.
Об авторе: о. Ричард Виладесау является доктором богословия Григорианского университета и профессором систематического и основного богословия Фордхэмского университета (США). Области исследовательских интересов также включают философию религии, эстетику, сотериологию и др.
Содержание
- 1. Красота и позор креста. 3
- 2. Крест в Новом Завете и патристической парадигме. 19
- 3. Монашеская парадигма и романский стиль. 57
- 4. Богословие поздней схоластики и готический стиль искусства. 87
- 5. Номинализм, натурализм и усиление почитания страданий. 137
Приложение. Адреса вебсайтов для просмотра произведений искусства. 174
Примечания 175
Индекс 211