Понимание целибата, утверждает Карл Олсон, может быть полезным способом взглянуть на важность человеческого тела в социальном контексте. Эссе, которые включены в эту книгу, написаны 15 учеными 4 континентов, используют примеры Востока и Запада, древних и современных культур и демонстрируют, что целибат отличается кросс-культурностью и историчностью внутри конкретной религиозной традиции.
Независимо от того, является ли религиозная традиция поощряющей или осуждающей его, практика целибата дает нам понимание мировоззрения, социальных ценностей, отношений полов, этики, религиозных ролей, и понимания физического тела. Целибат может внести вклад в создание определенного статуса и играть роль в конструировании идентичности, а также служить источником харизмы. В некоторых религиозных традициях целибат связан с процессом приближения к святости, совершенству и чистоте.
Каждое эссе книги написано экспертами в области конкретной религиозной традиции. Каждое рассматривает вопрос: Почему некоторые члены религиозного сообщества решают избрать безбрачный образ жизни? Является ли безбрачие предпочтительным для религиозного служения или статуса? Существуют ли отличные контексты внутри данной религиозной традиции в отношении практики безбрачия? Что выбор целибата говорит нам о человеческом теле в конкретной религиозной культуре? Каково символическое значение целибата? Какова его связь с приобретением власти? Каковы его физические или духовные дары?
Будучи первым исследованием подобной темы, эта книга является ценным пособием для курсов по истории мировых религий, а также нашему пониманию этого весьма распространенного, но загадочного человеческого феномена.
Книга адресована широкому кругу образованных читателей и для использования ее в курсе обучения в колледже. Она также может быть дополнением к другим текстам по вводным курсам различных религиозных традиций, поскольку вопросы, которые поднимаются в ее статьях, играют важную роль во многих культурах. Более того, главы этой книги имеют своей целью ввести студентов в понимание роли целибата, или отсутствия его, в различных религиозных традициях.
Содержание
Предисловие
1. Целибат и тело человека: введение
Практика целибата должна быть контекстуализирована в человеческом теле и может быть определена как воздержание от сексуальных отношений. Любая попытка определить целибат свидетельствует о кросс-культруных различиях и его сложности. Практика целибата дает проникновение в мировоззрение культуры, социальные ценности, отношения полов, этические следствия, религиозные роли или служения, концепцию физического тела, опасности, чистоты, жестокости и болезни.
2. Целибат в греко-римском мире
Граждане древней Греции и Рима должны были производить потомство, в то время как нарушители этой руководящей линии были наказываемы правительственным законодательством. Исключение делалось для весталок и священников-евнухов культа Кибелы вследствие их религиозного служения. Обязанность воспроизводить потомство скрывала культурное убеждение, что сексуальное удовольствие было потенциально опасным и антисоциальным вследствие оргазма, связываемого с эпилепсией и потерей жизненного духа.
3. "И Иаков остался один":
Иудаиз противопоставлен целибату, поскольку брак был обычным состоянием и божественным повелением. Иудейская традиция свидетельствует об исключениях из правила в отношении целибата среди маргинальных сект, таких как терапевты, ессеи и кумранское сообщество. Существовали также исключения, делавшиеся раввинистическим иудаизмом, связанные с исследованием Торы.
4. Целибат в Древней Церкви.
Акцент на девственном рождении Иисуса, явный целибат Иисуса вследствие его особого образа жизни, и очевидность сексуального воздержания многих из его учеников служили моделью для христианской практики в последующий период. Раннехристианская мотивация в пользу целибата была связана с эсхатологическими ожиданиями ранней общины, а позднейший целибат стал ассоциироваться с благоговением перед аскетическим стилем жизни.
5. "Пусть вместят те, кто может":
Делалось отличие между девственностью, которая главным образом связывалась с женщиной, и целомудрием, которое представляло собой выбор стиля жизни после сексуальной активности. Эти виды выбора связывались с сексуальной чистотой, приготовлением к внутренним отношениям с Богом, подражанием ангелам, и связью с высшими моральными и духовными требованиями.
6. Целибат и протестантская традиция
Протестантский реформатор Мартин Лютер отменил священнический целибат как универсальное правило, утверждая, что это разделяет духовенство и мирян, и противно Слову Божию и против Христа, поскольку это нарушает свободу евангелия и делает религию предметом правил, статуса, порядка, и деления, нежели спонтанного отношения к Богу через Христа. По его мнению, нелепо утверждать, что девство может быть выше брака, и была опасность, что клятва целибата может стать важнее самой веры. Другие реформаторы, такие как Жан Кальвин, Джон Уэсли и Карл Барт фокусировались на других проблемах, связанных с целибатом.
7. Исламская традиция и целибат
Пророк Мухаммад служил моделью вступления в брак и целибат был отвергнут как изобретение людей, хотя исламская традиция предполагает исключения в суфизме и его более негативном отношении к человеческому телу. Группы суфиев использовали целибат как форму социального протеста. Существовала также связь между целибатом и политической силой в течение средневекового периода. Вдобавок к некоторым группам суфиев, евнухи представляли другой вид исключения из общего негативного исламского отношения к целибату.
8. Целибат в классическом индуизме
Система стадий жизни индуса играла критическую роль в развитии целибата в индийской культуре, хотя была напряженность между ценностями народной жизни и аскетическими ценностями. Классическое индуистское отношение к целибату утверждало, что безбрачные люди могут достичь бессмертия и приобрести сверхчеловеческую силу на земле.
9. Движение преданности индуизму, тантра и целибат
В сравнении с классическим индуизмом, движение преданности создало более сложную ситуацию, поскольку такое движение было более жизнеутверждающим и использовало сексуальные образы в поэзии, чтобы выразить эротические и чувственные отношения между посвященным и его или ее божеством. Более радикальная форма тантры охватывала сексуальные отношения и другие запрещенные вещи как средства достижения освобождения посредством соединения божественной мужской и женской силы в одном теле.
10. Жилище Стулабхарды
Целибат был интегральной частью джайнистской аскетики, поскольку он защищал душу от вреда, связанного со страданием, связанным с сексуальной активностью, и это было непосредственно связанным с практикой ненасилия. Женщины как источники искушения и связь между пищей и эротическим желанием также рассматривались как угрозы для души.
11. Целибат в индийском и тибетском буддизме
Исторически Будда настаивал на целибате для монахов и монахинь, поскольку страдание было причиной неведения и поскольку сексуальные отношения привязывали к миру. Оба были препятствиями к ментальной концентрации. Монашеские правила помогли понять причины существенной роли целибата в поиске освобождения. Буддистская практика стала более сложной с последними развитиями, такими как тибетский буддизм, в котором некоторые школы настаивали на необходимости целибата, в то время как другие допускали сексуальные связи с ритуальным контекстом для посвященных, а другие одобряли брачное духовенство.
12. Целибат в восточноазиатском буддизме
Китайский и японский буддизм свидетельствовал широкое разнообразие практики внутри культурного контекста, в котором были многие препятствия к целибату. Культурный образ буддизма был поврежден в Китае вследствие плохого поведения монахов, критических литературных фигур, и создания истории про своенравных монахов по политическим причинам. С пришествием в Японию движения благочестия, многие буддисты отвергли целибат в пользу брака.
13. Сексуальный контроль и практика Дао
Целибат не был центральным в даосской этике основным конфуцианским убеждением, что семья представляла основу китайского общества, хотя обуздание и очищение сексуальной энергии, основной силы жизни, было существенным для даосизма. Школы внутренней алхимии акцентировали превосходство женского начала для того, чтобы обуздать первичную сексуальную энергию с намерением преобразования ее в духовную силу, которая создаст бессмертный эмбрион внутри самого тела. Сексуальные техники не полностью устранили целибат, поскольку он использовался как предварение усиленной концентрации и медитативных практик.
14. Синтоизм и целибат
Синтоизм, аборигенная религия Японии, противостоит целибату, поскольку религия представляет собой праздник жизни и творение. Исключение связано с девами (мико), которые помогают жрецам.
15. Социально-культурный анализ целибата среди Еруба
Практики аборигенных африканских религий не рассматривают целибат положительным образом, поскольку он опрокидывает социальный и религиозный порядок и необходимость продолжения рода. Безбрачные люди были презренными как стерильные люди, поскольку они не дают потомства. Среди Еруба, целибат является вопросом класса, а не религии, и целибат связан с необходимостью лояльности, доверия и защиты королевской крови.
16. Целибат у коренных американских индейцев
Американские индейцы не акцентировали внимания на необходимости целибата, поскольку он не является творческим актом и представляет нечто более стерильное и статичное, в то время как секс является естественным природным актом, который одобрялся. Дихотомия между телом и душой не делала акцента на целибате, поскольку сексуальность рассматривалась как творческая сила. Существуют примеры кратковременного целибата среди некоторых социальных групп по религиозным мотивам, хотя представители культуры часто выражают сексуальность без прикрытия.
17. Воздержание, баланс, и политический контроль в центральной Америке
Жители центральной Америки праздновали сексуальность, которая ставила их в оппозицию католическим священникам. Культуры свидетельствовали связь между воздержанием, чистотой и нечистотой, вызываемой посредством чрезмерности вследствие отсутствия сексуальной умеренности.
Индекс