Ваши Высокопреосвященства,
Ваши Преосвященства,
преподобные и досточтимые отцы,
уважаемые участники!
После распада СССР образовавшиеся на его территории новые независимые государства, в числе которых и Армения, в рамках своих общественно-политических отношений, в качестве важнейшего критерия и условия построения демократического государства, ратифицировали большое количество международных деклараций и договоров о свободах и правах человека.
Подобный выбор не ставится под вопрос. Другой альтернативы быть не может!
Идеи свободы личности, равенства и достоинства человека являются основными принципами христианства и, хорошо известно, что испокон веков сама история восточного христианства есть борьба во имя этих ценностей.
В 20-м веке, по известным причинам, восточное христианство находилось в изоляции от процессов, происходящих в развитии западного законодательства, и по этой причине, оно как бы уступило свое место западному протестантизму, а сформированные законодательные нормы, в числе которых и идея о правах человека, где отсутствует дух восточного христианства, стал краеугольным камнем системы нравственных ценностей и критериев для многих стран.
Сегодня реалии изменились. Церковь следит за разработкой государственного и международного законодательства на местном, региональном и глобальном уровнях, за методами его исполнения, за развивающимися общественными и политическими процессами. Другими словами, Церковь являет свой пророческий глас, а именно, выражает беспокойство по поводу различных социальных и политических проблем общества, а также по вопросам защиты прав человека, его достоинства и свободы.
Перечислим некоторые из них. Проблемы защиты семьи и борьбы с торговлей людьми, проблемы абортов и клонирования человека, вопросы, касающиеся свобод сексуальных меньшинств. Церковь направляет свои усилия для борьбы с терроризмом и ксенофобией, занимаясь проблемами мигрантов, мирного сосуществования женщин и мужчин различных религий и вероисповеданий, а также уделяет внимание многим другим вопросам, имеющим подобные социальные и политические корни. Таким образом придавая смысл созидательного сотрудничества Церкви с государственными и международными организациями, что, однако, не признается многими представителями высшего протестантского духовенства.
Тот факт, что христианство (в данном случае - Восточное Православное христианство) отстаивает и содействует защите прав человека - вне всяких сомнений. Тем не менее, мы также осознаем и хотим привлечь внимание к тем проблемам, которые существуют в области прав человека.
Выражая нашу мысль яснее, приведем пример из области религиозных свобод. Осенью 2004 г., вопреки противостоянию широких слоев населения, в республике Армения была зарегистрирована организация «Свидетели Иеговы». Совсем недавно на рабочем месте у нас состоялся телефонный разговор с неизвестным. Звонивший рассказал, что представители организации «Свидетели Иеговы» периодически беспокоят его и ломятся в дом, вынуждая выслушивать их, несмотря на его постоянные отказы.
Являясь представителем религиозной организации, единственной возможностью с нашей стороны каким-либо образом помочь данному гражданину, было направить его в соответствующую государственную структуру, которая обязана обеспечивать общественный порядок и покой.
В подобных случаях правозашитники видят решение проблемы в суде. Однако нам известно, что эта организация принадлежит к числу тех религиозных структур, которые прошли множество судебных разбирательств, большинство из которых они выиграли прикрываясь именно защитой прав человека. Представители этой организации, согласно их учению, открыто запрещают переливание крови, преследуют бывших членов организации. К сожалению, создается ситуация, когда мы, защищая неразделимую часть идеи свободы человека - свободу «совести и вероисповедания», содействуем организации, жертвами которой становятся сами ее члены. Здесь мы не отметили еще и тот факт, что эта организация ограничивает способность людей думать, лишая их возможности свободно мыслить, заставляя действовать под диктовку их руководителя.
Несколько лет назад произошел такой случай: два гомосексуалиста вошли в церковь и тайно обменялись кольцами. Один из так называемых «свободомыслящих» журналистов опубликовал статью на данную тему, представив этот случай в свете распространения западных ценностей в армянском обществе, абсолютно не приняв во внимание тот факт, что тем самым оскорбляет чувства тысяч верующих.
По нашему мнению, представление прав человека в этом контексте не только противоречит критериям христианства, но и традиционным нравственным представлениям о человеке, идет вразрез духовным и национальным ценностям многих народов. Не трудно заметить образовавшуюся пропасть между подобным толкованием прав человека, которое поощряет гомосексуализм, аборты или разрушающая деятельность сект, и христианской нравственностью.
Сегодня нам не пришлось бы обращаться к этим вопросам, если бы не усиливающаяся угроза террористических актов, этнические, религиозные, культурные и нравственные проблемы не заставляли нас видеть необходимость пересмотра многих вопросов моральных ценностей.
Проблема заключается в том, что по вопросам прав человека позиции христианства и государства различны. Международные и государственные документы рассматривают человека в качестве юридического субъекта, подчиненного политической власти, которая принадлежит Кесарю. В христианстве же право начинается и заканчивается Богом.
Идея свободы в христианстве одна из самых широких.
Однако Христианская свобода, в первую очередь, свобода от греха и его оков. Христиане свободны той «свободой, которую даровал нам Христос» (Гл. 4:31). С целью защиты свободы и достоинства человека Церковь сохраняет тайну исповеди.
Нам совершенно очевидно, что христианство не принимает грех, но не отвергает самого грешника. И Свидетели Иеговы, и гомосексуалисты, и все без исключения люди имеют собственное достоинство, и наша обязанность заботиться о них. Однако христианство не может осуществить все необходимое, пока в законодательной области не будут приняты критерии христианских ценностей. Вызов современности заключается в том, каким образом мы будем исполнять законы о правах и свободах, сопоставляя их с духовными ценностями христианства и его наследием.
Сегодня в нашей дискуссии мы хотим обратиться также и к обязанностям человека и к границам свободы. С этой точки зрения примечателен 29-ая статья Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
В законе говорится об ограничениях, цель которых сохранять общественный порядок и закон, защищать нравственность. Однако нам интересно знать, каков критерий «нравственности демократического общества», о котором говорит документ?
Армения - страна с богатым христианским наследием. Мы не можем принять нравственные нормы, которые бы не соответствовали национальному и духовному наследию народа. Данный критерий не определен, так как только система нравственных ценностей, основанная на принципах Святого Евангелия, может диктовать критерии нравственности. Это то утверждение, которое открывает перед нами широкое поле для дискуссий.
Дабы было ясным представление о нравственных критериях армянского народа приведем пример из истории геноцида. В Матенадаране им. Месропа Маштоца хранится древнейший "Мушский гомилиарий", который весит 28 кг. Рукопись была спасена в годы Великой резни, когда голодная, истощенная и преследуемая женщина спасала сокровище с риском для жизни, пронеся ее сотни километров на спине. Мы - народ, история которого богата подобными примерами, для которого национально-духовные ценности ставятся выше собственной жизни и безопасности.
Эчмиадзин 2008 г.