Иллюстрированные слайд-презентациями лекции, а лучше сказать, пространные доклады о последних достижениях в физике, астрономии, биологии, науках о земле, читаются ведущими специалистами в данных областях – ежедневно по 7-8 часов на протяжении двух недель. Как правило, каждое выступление профессоров сопровождается обсуждением и ответами на многочисленные вопросы.
Информация о курсах повышения квалификации может вызвать, как это часто бывает, некоторый резонанс с явным оттенком недоумения: зачем священнику-преподавателю изучать последние достижения в области физики плазмы или конденсированных состояний? Иногда слушатели курсов в рясах чувствовали удивленные взгляды студентов МИФИ: «что это за просвет-лекторий для церковников?»
К слову, во времена М.В. Ломоносова, 300-летний юбилей которого мы отметили в прошлом году, ситуация, когда ученый выступает перед аудиторией, состоящей в большинстве своем из людей в рясах, не вызвала бы никакого недоумения. Не вызвало бы удивление подобное и в XIX в., когда естествознание органично входило в программы духовных школ. В трагическом для нашего Отечества ХХ веке диалог научной мысли с богословием был искусственно свернут, - отсюда и некоторое удивление тех, кто привычно для себя видит ситуацию лишь «извне», - вне контекста…
Естественнонаучная апологетика и Концепции современного естествознания как дисциплины снова возродились лишь в самом конце ХХ – начале ХХI столетий. Каждый преподаватель понимает, что «Концепции…» должны читаться студентам – будущим священнослужителям не формально, как это часто, к сожалению, бывает в ряде светских вузов, а интересно, с отражением живой динамики развивающихся наук об окружающем мире. Кроме того, естествознание порождает бесконечные мировоззренческие или «предельные» вопросы, на которые будущий пастырь должен постараться дать квалифицированный ответ.
К сожалению, паранаучная мифология, назойливо тиражируемая масс-медиа, оказывается гораздо проще и привычней, а взаимопонимание между читателями Священного Писания и Книги природы, имеющих Единого Автора, - все сложнее.
Именно поэтому уже третье десятилетие ученые и богословы небезуспешно стремятся услышать друг друга. Свидетельство тому – ежегодные совместные конференции в подмосковной Дубне, в рамках Рождественских чтений, спецкурсов и семинаров в Московской духовной академии (http://www.mpda.ru/news/text/119525.html , http://www.mpda.ru/news/text/60849.html).
Таким образом, открывшиеся курсы повышения квалификации при Общецерковной докторантуре, с одной стороны, - совершенно новое, с другой, если присмотреться внимательней, - вполне закономерное и востребованное временем явление.
Первая лекционная неделя Курсов была посвящена проблемам философии науки, диалогу естествознания с богословием, фундаментальной физике и астрономии. Вторая, наступающая, - биологии и наукам о планете Земля.
Важным стало не только получение информации «из первых рук», но и прикосновение к «самоопределению» современной науки. Сохраняется ли преемственность при смене картин мира, или, как считают некоторые философы науки, революции в естествознании полностью разрушают привычные представления, а новое строится «с нуля»? Можно ли считать удовлетворительным объяснение эмпирическому факту, если теоретиками предложен десяток объяснений? Что стоит за реальностью, если учесть, что реальность слагается из взаимодействия наших нейронов и сенсоров с ней? Каково соотношение фундаментального естествознания с прикладными задачами в контексте социально-экономической ситуации в мире? Как выяснилось, ответы на эти вопросы у разных исследователей, даже работающих в близких областях, могут быть совершенно разными.
Трудность заключается и в том, что современный преподаватель Концепций современного естествознания, независимо от дискуссий о реальности понятия «научная картина мира», должен каким-то образом органично «собрать мозаику» концепций в целостное повествование, не создавая при этом у студента иллюзий «незыблемости» и «окончательности» наших представлений о мироздании.
Безусловный интерес у аудитории вызвало обсуждение современной проблематики в области эволюционной космологии. Если телескоп, в который мы наблюдаем объекты на расстоянии миллионов и миллиардов световых лет, является в переносном смысле «машиной времени», можно ли в настоящее время зафиксировать начальные этапы развития Вселенной? Как открывают и исследуют экзопланеты в других звездных системах? Чем интересны спутники планет-гигантов? Этим вопросам оказался уделен далеко не один час.
Ряд встреч был посвящен современному состоянию науки в области изучения «темной материи», поиску знаменитого бозона Хиггса и современному состоянию Стандартной модели, необычным свойствам «неуловимого» нейтрино, «структуре» плазмы.
Некоторые профессора, как по собственной инициативе, так и по инициативе слушателей, прокомментировали сенсационные результаты, полученные в конце 2011 г. на Большом адронном коллайдере группой OPERA. Напомним, что исследователи ЦЕРНа зафиксировали факты сверхсветовой скорости нейтрино, что, по сути, ставит под сомнение «святое святых» современной физики – общую теорию относительности, и соответственно, наше миропонимание. Докладчики изложили аудитории возможные версии объяснения этого феномена и рекомендовали не спешить в ближайшем будущем делать «ниспровергающих выводов».
В процессе учебы, каждый слушатель курсов имеет возможность при помощи специальной многопараметровой анкеты внутренне оценить для себя новизну, восприятие, востребованность материала, его актуальность для возможного богословского осмысления (в т.ч. лекционных курсах и формулировках тем будущих дипломных и магистерских работ собственных студентов).
Ну и конечно же, любому человеку из мегаполиса, за блеском искусственного электрического света и маревом смога не имеющему зачастую возможности увидеть по-настоящему даже звезд на черном бархате первозданного неба, встреча с увлеченным естествоиспытателем необычайно полезна и как напоминание о том, что Вселенная – это удивительный, сказочно богатый, прекрасный и сложный мир, подаренный нам Творцом.