Теософское движение, основанное Е.П. Блаватской и Г.С. Олькоттом, известно своей критикой медиумических практик духообщения. Рассмотрим, какое отношение имеет она к ним в действительности. Основополагающее значение для этого имеет практическая спиритическая подоплёка в жизни «матери теософии» Е.П. Блаватской. Спиритическими способностями Елена по её собственным заявлениям обладала с детства. Более того, как она писала: «Я была до 25 лет сильнейшим медиумом и была хуже всякой больной в жёлтом доме (то есть психиатрической больнице – Д. Д.). Счастье было бы моё, если бы родные засадили меня в жёлтый дом вместо того чтобы оставлять на свободе. Но меня спас мой учитель … в 1866 году, когда исчезли после страшной 18-месячной болезни страшные признаки медиумства… Мне под 60 лет, а я до сих пор не могу без содрогания вспомнить о том времени и теперь до сего дня я несу кару безумия медиумства юности»[1] (Блаватская здесь лукавит: как будет видно, она и в дальнейшем была медиумом – Д. Д.). Что же касается общения Блаватской с другими спиритами и медиумами, то дело с этим обстоит следующим образом. «Я никогда не знала, и даже не видела ни одного медиума и никогда не была ни на одном спиритическом сеансе», - утверждает Елена Петровна, «до марта 1873 года, когда была в Париже по пути в Америку»[2]. Однако в других местах Блаватская говорит совсем иное. Так в её письме А.Н. Аксакову от 14 ноября 1874 года находим: «Более 10 лет я спиритка – и теперь вся моя жизнь принадлежит этому учению»[3]. Принадлежность Блаватской к спиритизму вылились в организацию в 1872 году соответствующего общества: «В начале 1872 года … я в Каире попыталась создать Спиритическое общество на принципах Алана Кардека, имея целью произведение феноменов для подготовки людей к оккультной науке. У меня были там два претенциозных французских медиума, которые стали показывать нам поддельные феномены. Они открыли мне такие медиумистические трюки, каких я не могла и вообразить. Я вскоре прервала сеансы»[4].
В.П. Желиховская, сестра Е.П. Блаватской, утверждает, что Спиритическое общество в Каире она создала для того, чтобы разоблачить ложность спиритизма. Однако, как видно из нижеследующего признания самой Блаватской, на самом деле она использовала его как прикрытие для осуществления своих корыстных афер[5]. Она честно сообщает начальнику III Охранного отделения в письме от 26 декабря 1872 года, что не только давно практикует спиритизм, но и активно использовала эту практику для обмана: «Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом … я … обязана высказать Вам без утайки всю правду. И потому каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными – для успехов планов моих – словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьёзных их надежды, планы и тайны. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные»[6]. Когда Спиритическое общество в Каире потерпело крах, Елена Петровна отнюдь не прекратила заниматься спиритизмом. В следующем, 1873 году она оказывается в США, где продолжила дело. «С тех пор, как я в Америке, я посвятила себя всю спиритуализму»[7], – писала она. Это отражают и выступления Блаватской того времени, посвящённые горячей апологии спиритизма - спиритуализма. Именно в рамках данной деятельности она в октябре 1874 года поехала в Читтенден наблюдать происходившие на ферме Эдди спиритические явления.
В Читтендене Блаватская стала демонстрировать свое спиритическое могущество. В превосходство над бывшими там пассивными, неподконтрольными медиумическими явлениями она своей волей вывела целый ряд духов умерших. Согласно описанию Олькотта в книге «Люди с того света» за четырнадцать дней на ферме Эдди она произвела 119 появлений духов, из которых семеро были её давними знакомыми. Первым был грузинский мальчик, одетый в национальный кавказский костюм. Попрошенный на грузинском языке сыграть лезгинку, он тотчас же взялся за гитару. Блаватская его узнала как Михалко Гегидзе, который жил и якобы умер в Грузии, в Кутаиси[8]. На основании этих своих спиритических опытов Блаватская стала ожесточённо защищать подлинность спиритических феноменов в Читтендене перед их критиками. Так, на разоблачающие читтенденские феномены публикации учёного Д. Бэрда в ноябре 1874 года она отвечала в публикации «Дейли график»: «получив такое доказательство, как у Эдди, я чувствую обязанной … защищать медиумов, равно как и тысячи моих собратьев и сестёр спиритистов»[9]. В том же номере «Дейли график» Блаватская проповедует спиритизм, хвалясь, что уже многих в него обратила. На вопрос «Вы сами - медиум?» она ответила: «Да. Я получаю некоторые из проявлений – стуки от духов и тому подобное»[10]. В апреле 1875 года Блаватская писала А.Н. Аксакову: «Я спиритка и спиритуалистка в полном значении этих двух понятий… Более 10 лет я спиритка – и теперь вся моя жизнь принадлежит этому учению»[11]. Примечательно здесь, то, что Блаватская говорит противоположное своему утверждению в письме А.П. Ганненфельд, что она после 1866 года не была медиумом. Самый же важный для нас вывод из вышеприведённого - то, что до 1875 года Блаватская не отвергала и не боролась со спиритизмом: она его практиковала, упорно защищала, проповедовала и стремилась усилить. Фактически единственной особенностью спиритической деятельности Блаватской в то время было акцентирование своих активных способностей по вызыванию духов взамен пассивного медиумства большей части спиритов того времени. Хотя она претендовала в этом отношении на первенство, данное изменение не было её оригинальной новацией. Блаватская, как и в ряде других своих положений, следовала уже сформировавшемуся прежде неё в США особому реформированному течению спиритизма, представленному П. Рэндольфом, Э. Хардинг-Бриттен и позднее «Герметическим братством Луксор»[12]. Позднее, во время написания «Разоблачённой Изиды» в спиритической деятельности Блаватской появилась ещё одна особая черта – в превосходство над «обычными» медиумами она стала претендовать на медиумическое общение не только с душами умерших, но и с другими духовными сущностями, в первую очередь представителями высшей иерархии оккультных адептов. В этом она также прямо преемствовала аналогичным претензиям П. Рэндольфа и Э. Хардинг-Бриттен.
Однако через некоторое время после создания Теософского общества, по приезде в Индию в 1879 году, публичное отношение Блаватской к спиритической духовной практике радикально изменилось: Елена Петровна стала его критиковать с присущей ей запальчивостью. После вышеотмеченной бурной деятельности по распространению спиритизма и его защите Блаватская стала горячо утверждать, что она и все Теософское общество борется со спиритизмом и «всеми его учениями», причем, как оказывается, уже давно. В октябре 1879 года она пишет А.С. Суворину: «…я не спиритка и против материализующихся бабушек и усопших тещей восстаю всеми силами. Наше общество (Theosophical Society) воюет против спиритуалистов более четырех лет»[13]. «Мы не спириты. Мы отрицаем и разрушаем все спиритские теории об этих духах - стучащих, говорящих etc. (“etc.” сокращение от латинского “etcetera” – “и тому подобных” – Д. Д.)…»[14] После многих лет медиумической практики Блаватская теперь признает её порочность: «Медиумство – несчастье, болезнь. Безопаснее человеку со слабой волей попасть в общество воров, пьяниц и мошенников, нежели сделаться центром или постоялым двором для кикимор, которых вы называете громким именем “духов” и поэтизируете. Я не знаю того медиума, который, в конце концов, не сгинул бы жертвой их»[15]. Но у Елены Петровны нет подлинного раскаяния – она стремится любыми способами, даже обманом, выгородить себя. Для оправдания своих спиритических деяний на ферме Эдди она придумала новое объяснение. Оказалось, что на ферме Эдди ей на самом деле являлись не духи умерших людей, а лишь их подобия, произведённые Блаватской. Это были якобы астральные изображения людей, о которых она иногда думала и хотела их повидать: «Я произвела опыт, о котором ничего не знал полковник Олькотт. Среди других я вызвала того, кого считала мёртвым, но, как оказалось потом, живого и здорового - Михалко - моего грузинского слугу. Как известила мне два месяца спустя моя сестра, он находился тогда со своим родственником в Кутаиси. Сообщали, что он умер, но на самом деле [Михалко] в больнице выздоровел»[16]. Блаватская говорит, что так же обстояло дело и с материализованной формой её дяди: она создала его пустую картинку (picture) своей мыслью из астрального тела медиума[17]. Таким образом, Блаватской в данном случае, по её собственному признанию, опять-таки был совершён циничный обман. Поэтому нет ничего удивительного в том, что позднее она организовала целую серию поддельных феноменов. Примечательно, что о своём обмане она рассказывает, нисколько его не стыдясь.
Встав на путь критики спиритизма, Блаватская стала утверждать, что явление духов умерших людей в этот мир невозможно по «психо-магнетическим причинам»: «Оккультисты не верят в какое-либо сообщение с духами умерших … по той простой причине, что им известно, что “духи умерших” не могут и не спускаются, чтобы общаться с нами»[18]. «Им это не нужно, потому что, если они не безнадёжно преданы злу, то находятся в Девачане в том блаженстве, в котором монады духовно соприкасаются со всеми и со всем, что они любили»[19]. В тех оболочках, которые отделились от их высших тел, нет с ними уже ничего общего. Эти «скорлупы» стремятся не к своим родственникам и друзьям, а к тем, кто родственен им по своей низшей природе. Так, оболочка пьяницы устремляется к пьянице или к тому, в ком этот порок находится в еще спящем состоянии. В последнем случае она развивает в нем эту страсть, используя его органы, чтобы утолить свою жажду. Согласно Блаватской, притягивание именно таких астральных оболочек, возрождение непреодолённых страстей умерших людей происходит часто во время спиритических сеансов[20]. В «Ключе к теософии» она так говорит об этом: «Спрашивающий. А не эта ли нежить материализуется на сеансах у медиумов? Теософ. Именно она. Однако она не является существом лишь в части способностей мыслить и рассуждать, но всё же это - существо, хотя и астральное и флюидическое… В ауре медиума она живёт как бы за другого, а рассуждает и говорит через мозг либо медиума, либо кого-нибудь из других присутствующих»[21]. Так, Блаватская рассказывала, что посетила однажды семью одного сильного медиума, жившую вблизи Эдди и наблюдала «бездушные создания, тени земных тел тех, души и дух которых по большей части уже давно оставили их, но скорбь живущих заставляла ушедших поддерживать свои полуматериальные тени. Такие тени сотнями толпились у медиумов и их посетителей»[22]. Блаватская с характерной для неё экспрессией говорит о том, что происходит при этом: «О, если бы они знали правду, если бы они верили! Если бы они могли увидеть, как это часто видела я, как чудовищная бестелесная сущность овладевает кем-то из присутствующих на этих спиритических колдовских действах! Она окутывает человека словно черным покрывалом и затем медленно растворяется в нем, как если бы поры этого человека всосали её»[23].
В ряде случаев, согласно Блаватской, спиритам являются элементалы, которые принимаются за духов людей, а также элементарии – вампирические остатки душ порочных людей, утратившие бессмертие и притягиваемые к Земле[24]. Это представление о возможности спиритических контактов с вредоносными духами было новацией, введённой в мир западного оккультизма П. Рэндольфом, по стопам которого уже пошла Блаватская[25]. Движущей силой так называемых «материализаций» согласно Блаватской зачастую является астральное тело медиума или кого-то из присутствующих. Это астральное тело также является действующей силой при появлении надписей на закрытой доске[26]. Так медиум В. Эдди «бессознательно из ауры посетителей создавал изображения их умерших родственников или друзей… Я видела однажды, как такой фантом покинул астральное тело медиума и кинулся на одного из присутствующих, обнял его и затем медленно исчез в его живом теле, как бы всосавшись во все его поры»[27].
Несмотря на запальчивую критику Блаватской спиритической практики, она, однако, по сути была ею заимствована в теософию. Говоря о том, что общение между живыми и умершими невозможно, Блаватская, оставляет два исключения, которые почти обессмысливают всю вышеприведённую критику спиритического контактёрства. Она пишет: «Тем не менее, в случаях чисто психических и духовных проявлений мы верим в возможность взаимного сообщения духа живущего человека с духами личностей, находящихся вне воплощения»[28]. В таких случаях якобы не духи умерших спускаются на землю, но духи живущих поднимаются к духам умерших. Тело живого человека парализуется, входит в транс, а «духовное Я становится свободно от своих оков и оказывается на одном плане сознания с развоплощёнными духами. Поэтому, если между двумя людьми существует духовное притяжение, они могут сообщаться, как часто и случается в снах». Блаватская оговаривается, что, хотя практически нет людей, которые не имеют такого общения во время сна физического тела, всё же «в силу положительности и невосприимчивости физической оболочки и мозга у таких людей по пробуждении не остаётся либо никаких воспоминаний об этом, либо очень смутные»[29]. Но теософия как раз призывает развивать сознание до того, чтобы оно было непрерывным во время сна и вне его. Следовательно, теософы должны стремиться к тому, чтобы заниматься общением с душами умерших. Таким образом, фактически борьба Блаватской со спиритическим духообщением очень призрачна: суть его осталась в теософии.
Блаватская говорит ещё об одном случае, когда общение с «душой умершего» является благом. Это общение с «нирманакая». Данное санскритское слово в буддизме означает тело, в котором Будда воплощается на Земле. Заимствовав его в теософию, Блаватская даёт данному термину совсем иной смысл: «В эзотерической философии [нирманакая] нечто совершенно отличное от общепринятого значения, придаваемого этому и от выдумок востоковедов»[30]. Согласно теософии – это те, кто заслужив право на нирвану, тем не менее из сострадания к человечеству остаётся на земле, отказавшись от нирваны. «Такой адепт … решает остаться этой земле в духе, невидимым. У нирманакай нет материального тела, так как они его отбросили; но со всеми своими принципами они остаются в сфере нашей жизни - даже в астральной её области. И они действительно могут общаться с немногими избранными, но, конечно, не с обыкновенными медиумами»[31]. В данном случае опять Блаватская по существу одобряет практику медиумического общения с умершими, лишь допускает возможность этого не для всех спиритов, а некой привилегированной группы, включая, конечно же, саму себя.
Таким образом, как мы видим, Блаватская фактически не отказалась даже от той составляющей спиритизма – вызывания духов умерших, которую она больше всего и с такой страстью критиковала. Эту, как и другие характерные практики спиритизма, она употребляла и развивала. В частности Блаватская развила практику медиумического письма. Если спириты утверждали лишь возможность писать под диктовку духов, то Блаватская настаивала на получение из потусторонних уровней бытия уже готовых запечатанных писем. Активнейшим образом Блаватская употребляла спиритическую практику «автоматического письма», совершаемого при пассивном сознании медиума. В этом теософия также скорее лишь усилила спиритизм: если спириты как правило говорили лишь о связи с душами простых людей, то теософы стали уже претендовать на оккультном общении учителями человечества - махатмами. Впрочем и тут Блаватская не была вполне оригинальна. Как уже отмечалось выше, стимулом для её писательской деятельности послужил выход в свет «Искусства магии» спиритуалистки Э. Хардинг-Бриттен, представлявшей собой записанные автоматическим письмом откровения адепта оккультизма «шевалье Луиса». Закономерно поэтому, что «Разоблачённая Изида» была написана именно автоматическим письмом. Блаватская так рассказывает историю появления «Изиды»: «Сама ли я её написала? Нет, это сделала моя рука и моё перо. В остальном я от неё отказываюсь, ибо я сама совсем не понимаю её – не понимала раньше и не понимаю теперь»[32]. О том, как это выражалось, Олькотт вспоминал впоследствии: во время сеансов написания работы личность Блаватской растворялась совершенно, она становилась «кем-то другим», в её глазах было отрешённое выражение до тех пор, пока, наконец, она не возвращалась в мир реальных вещей, при этом «усатый некто» иногда бросал из глаз Блаватской взгляд на Олькотта. Один из поселявшихся в Блаватской Alter Ego (с латинского «второе я» - Д.Д.) - носил большую бороду и длинные усы на раджпутский манер, что выражалось в том, что он постоянно дёргал над губой «матери теософии» несуществующие усы. Другой поселявшийся в Блаватской дух терпеть не мог английского языка и разговаривал через неё только на французском[33].
По причине обладания телом Елены Петровны целым рядом существ её рукописи, изготовленные в разное время, имели большие отличия: в «Разоблачённой Изиде» имелось три или четыре разновидности стилей письма, каждый из них присутствовал на нескольких страницах подряд, далее внезапно уступая место иному. Один из почерков Блаватской был мелким, другой – крупным и размашистым; ещё один – чётким, среднего размера, ещё один – корявым и трудночитаемым со странными буквами иноязычной формы. Английский язык различался у этих стилей коренным образом. Иногда редактировавшему текст Олькотту приходилось делать по нескольку исправлений в каждой строчке, тогда как в других случаях он не находил ошибок несколько страниц подряд. Каждое изменение в рукописи Блаватской происходило после того, как она входила в транс. Олькотт вспоминал: «её безжизненные глаза смотрели мимо меня в пространство… Также были заметные изменения личности … походки, интонаций голоса, манер, и, более того, самого характера»[34]. Блаватская выходила из комнаты одним человеком, а возвращалась совсем другим, другим в отношении характера движений, речи и манер, в различиях умственных способностей, взглядов на жизнь, владения английской орфографией, идиоматикой и грамматикой. Она описывала сестре, что некто приходит и обволакивает как облако, сразу же выталкивая её из себя, и тогда она уже некто совсем другой: «Что касается меня самой, то я как бы сплю или лежу, не вполне находясь в сознании… с интересом слежу за тем, как он с жалостью смотрит на них из моих глаз и учит их посредством моего языка. Но пользуется при этом не моим умом, а своим, который покрывает мой мозг подобно облаку»[35]. Олькотт свидетельствует, что Блаватская «сдавала напрокат» свое тело, как одалживают пишущую машинку, адепты занимали её тело и действовали в нем по очереди, делая её телом всё что захотят: «Когда они узнали, что я могу их различать … то они часто важно кланялись или дружески кивали на прощанье [телом Блаватской], собираясь удалиться и уступая место следующему дежурному»[36]. Доходило до того, что в записях Блаватской появлялись извещения о том, что один дух «удрал» из тела Блаватской, а другой в него вошел. Это – крайние формы спиритического медиумизма. Его корифей Алан Кардек свидетельствует, что изменение почерка с переменою сообщающегося духа – характерная особенность медиумов пишущих: «с одним и тем же духом всегда получается одинаковый почерк… Изменение почерка бывает только у медиумов механических или полумеханических, потому что у них движение руки невольное, направляемое самим духом… Имеющих эту способность [изменения почерка] мы называем медиумами-полиграфами»[37]. Практику медиумического неистовства с помрачением ума теософия заимствовала из спиритизма, как Блаватская в одном месте прямо и признаётся: «Теософию … можно рассматривать как естественное следствие феноменалистического спиритуализма»[38].
Таким образом, борьба Блаватской со спиритическим медиумизмом была лишь тактическим ходом. Коротко и вместе с тем ёмко Свами Вивекананда охарактеризовал теософию как «индийский отросток американского спиритуализма с несколькими санскритскими словами вместо спиритуалистического жаргона, посланиями махатм вместо постукиваний духов и махатмическим вдохновением вместо одержимости духами»[39]. Спиритическая духовность в важнейших своих частях была воспринята теософией, кое в чём даже усилена (американский исследователь М. Слоэн метко назвал теософию «ультраспиритической религией»)[40]. Поэтому преемники Блаватской по идейному возглавлению Теософского общества А. Безант и Ч. Ледбитер вскоре вполне примирились со спиритизмом, свернув его критику со стороны теософии. Если Безант ещё оговаривается, что при всей замечательности и желательности духообщения оно чревато нервными расстройствами (по её словам самой Блаватской занятия духообщением испортили физическое здоровье и преждевременно свели в могилу)[41], то Ледбитер идёт гораздо дальше. Он определённо говорит, что теософия и спиритизм – это два течения одной религии[42]. В трактате «Внутренняя жизнь» Ледбитер заявляет: «Никогда не забывайте, что спиритуалисты по некоторым важнейшим вопросам всецело с нами сходятся»[43]. Это: а) признание жизни после смерти, как несомненной действительности; б) признание вечного прогресса с конечным счастьем для каждого, как для доброго, так и для злого. Данные положения «столь первостепенны и имеют столь огромную важность, давая такой огромный прогресс по сравнению с ортодоксальной позицией, что, по-моему, хорошо бы пожать им руку и сойтись с ними на этой платформе, отложив дискуссию по более мелким вопросам, в коих мы расходимся, пока не обратим мир в целом в ту значительную часть истины. Я всегда чувствую, что и для нас, и для них в нём хватит места»[44]. В соответствии с этим Ледбитер предлагает разделить со спиритами «сферы влияния». Он рекомендует заниматься спиритизмом людям, желающим видеть феномены, потому что они якобы не получат в теософии достаточного удовлетворения, в то время как у спиритов они достигнут этого. С другой стороны, те, кто ищет более разработанную систему убеждений, чем в спиритизме, будут, по представлению Ледбитера, притягиваться к теософии. Однако есть самое главное, что объединяет теософию и спиритизм неразрывным союзом общего дела: «все мы удовлетворяем запросы одного рода людей, хотя и принадлежащих к разным типам, и потому нам уж точно не следует ссориться»[45].
Но как же быть с критикой спиритизма Блаватской?! Ледбитер не может не помнить, что после с определённых пор она настаивала на недостоверности спиритизма и о преобладании ложных персонификаций над истинными явлениями. Он пишет: «Мой же личный опыт позволяет вынести более благосклонное мнение. Я провёл много лет, экспериментируя со спиритизмом, и полагаю, что вряд ли есть феномен из описанных в книгах, которого бы я многократно не наблюдал. Я встречал много случаев подделок под чужую личность… Мне хорошо известно, что с ним связано много обмана и надувательства»[46]. Однако, сделав некоторый реверанс в сторону Блаватской, Ледбитер далее в противоположность ей и своим собственным вышеприведённым словам утверждает, что ни у кого из существ, вступающих в спиритический контакт, нет намерения ввести в заблуждение. «Обман и надувательство» он объясняет тем, что существо духовного мира, входящее в контакт с людьми, говорит правду в той степени, в которой она ему известна, а известна она ему лишь отчасти, но «ни у кого из них нет намерения ввести нас в заблуждение»[47]. Поэтому Ледбитер подытоживает своё отношение к спиритизму следующим образом: «я хочу указать на спиритизм как на источник, из которого можно черпать сведения о жизни после смерти, если вы приложите немного старания»[48]. А. Безант аналогично высказывается о спиритизме как источнике истины: «Уже 70 лет тому назад дана была возможность собирания сведений с помощью существ потустороннего мира через медиумов»[49]. Так поучительно завершилась компания теософской борьбы со спиритизмом, показав глубинное родство этих двух течений одного тёмного потока бесообщения. Фактически в своём отношении к спиритизму Ледбитер, а вслед за ним и Безант откатили теософию назад за начальный её этап, когда Блаватская вслед за П. Рэндольфом стала пугать наличием в спиритизме крайне губительных контактов с вредоносными, злыми духами – элементариями и прочими вышеописанными ужасами медиумизма. В трудах её преемников критика спиритизма потерпела полное фиаско – показав зыбкость, несущественность своих оснований.
В отличие от вышерассмотренной медиумической вакханалии теософии библейско - православная духовная традиция настаивает на чрезвычайно осторожном отношении к явлениям духов: ни в коем случае нельзя их вызывать. Закономерно, что Блаватская очень не любила Ветхий Завет: в нём Бог определённо и сурово осуждает духообщение и все основные составляющие теософского оккультизма: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Втор. 18. 9-14). Как видим, именно характерные для теософии оккультные практики, в частности духообщение называны «мерзостью» – они - главная причина погибели хананеев. Евреи, по повелению Божию изгоняя и избивая хананеев, тем самым произносили смертный приговор и над своими головами в случае заражения этими «мерзостями». Господь даёт Своему народу ясное положительное предостережение, устанавливая грозный закон смертной казни через побиение камнями за попытки общения с мёртвыми и магию. «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19, 31). А если бы кто нарушил такое запрещение, то против них раздаётся грозный голос Яхве: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Моё на ту душу и истреблю её из народа» (Лев. 20, 6). «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20, 27)[50].
Если духи являются всё же помимо воли, и в таком случае с ними не следует вступать в общение. В этом истины Священного Писания продолжает последующая духовная православно-христианская традиция. Святитель Игнатий (Брянчанинов), обобщая многовековой православный опыт духовной жизни, свидетельствует, что его святые наставники, просвещенные и наученные Святым Духом, зная благую причину, по которой души человеческие во время земной жизни прикрыты телами, как бы завесами и покровами, заповедуют подвижникам не вверяться никакому образу или видению, если они внезапно явятся, не входить с ними в беседу, не обращать на них внимания. При таких явлениях необходимо ограждать себя знамением креста, закрывать глаза и, в решительном сознании своего недостоинства, неспособности к видению святых духов, молить Бога, чтоб Он защитил нас от всех козней и обольщений, хитро расставляемых человекам духами злобы, охваченными яростной ненавистью к людям[51]. Святые подвижники Ксанфопулы учат: «никогда не принимай, если увидишь что-либо чувственное или мысленное, внутрь тебя или вне, - лик Христа, или ангела, или образ святого, или световое воображение, мечтаемое умом; но не верь сему с негодованием»[52]. Отцы Церкви говорят, что эта завеса, средостение между миром физическим и духовным, является теми «кожаными ризами», о которых говорится в Книге Бытия (3, 21) и причина наличия её состоит в том, что грешные люди иначе не смогли бы устоять перед натиском искушений от духов злобы – бесов. Сатана и все остальные падшие духи так ненавидят род человеческий, что, если бы им было попущено удерживающим их Богом, то они истребили бы всех людей[53]. Учение об этой осторожности и спасительной недоверчивости к явлениям духов есть одно из оснований правильной духовной жизни, истинного подвижничества.
Итак, общим правилом для всех людей является то, чтобы не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавая явление их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого явления должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. «Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви»[54] - подытоживает святитель Игнатий. Прямо противоположному учит теософия.
Но не просто безрассудное общение с духами проповедуется в теософии. Духи, представившиеся учителями - махатмами, могут вообще вытеснить ученика из его тела как мы видели в жизни Блаватской при написании ей «Разоблачённой Изиды». Сама эта бессознательная одержимость принципиально отличает прорицателей лжедуховности от истинных пророков. Уже в первые века по Рождестве Христовом голос Церкви устами апологетов свидетельствовал, что лжепророк «начинает со своевольного бреда, который превращается … в невольное безумие. Они [еретики] не смогут указать ни одного ветхозаветного или новозаветного пророка, который исполнился бы Духа Божия таким образом»[55]. Выдающийся богослов III века Ориген, к которому теософские вожди выказывают большой пиетет, отмечал, что в момент вдохновения написатели подлинно священных книг были в полном сознании и не испытывали никакого умопомешательства или умопомрачения[56].
Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит, что пассивно-бессознательное исступление - свойство одержимости нечистыми духами-бесами, в противоположность истинному пророчеству:«пророки не были подобны (языческим) прорицателям. У тех, когда бес овладевал их душою, то ослеплял ум и помрачал мысли, и они произносили все так, что их ум нисколько не понимал произносимого, точно какая-нибудь бездушная флейта издавала звуки… Но Дух Святый действует не так, а напротив, Он оставляет сердцу разумение изрекаемого… Бес, как враг и неприятель, действует на природу человеческую враждебно; а Дух Святой, как благопопечительный и благодетельный, приемлющим Его оставляет сознание и открывает уму их смысл своих вещаний»[57]. «Пророки пророчествовали с рассудком и совершенно свободно. Они властны были говорить и не говорить: они не были принуждаемы, но вместе с честью сохраняли и волю… Бог же не принуждал их насильно, но советовал, не помрачая рассудка»[58]. Как видим, святитель Иоанн здесь определённо говорит о том, что за духи делают людей одержимыми– духи падшие, злобные по отношению к человеку, называемые в Христианстве бесами. Общение с бесами – характерная черта антихристовой духовности. Святой апостол Павел свидетельствует: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам - обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4, 1). В Апокалипсисе указано, что царство антихриста станет «пристанищем всякому нечистому духу» (Откр. 18, 2). Таким образом, теософия фактически проповедует антихристову духовность.
[1] Кудрявцев К.Д. Что такое теософия и Теософское общество. СПб., 1914. С. 92.
[2] Blavatsky H.P. Mr. Arthur Lillie. // H.P. Blavatsky collected writings. Volume VI. Weaton, Madras, London: Theosophical Publishing House, 1989.P. 289-290.
[3] Blavatsky H.P. Letter № 11. November 14, 1874. To A.N. Aksakoff. // H.P. Blavatsky collected writings. The Letters of H.P. Blavatsky. Volume I. Weaton, Illinois: Quest Books, Madras: Theosophical Publishing House, 2004. P. 45.
[4] Blavatsky H.P. Mr. Arthur Lillie. // H.P. Blavatsky collected writings. Volume VI. Weaton, Madras, London: Theosophical Publishing House, 1989.P. 290.
[5] Оккультный мир Блаватской. Воспоминания и впечатления тех, кто её знал. М.: Сфера, 1996. С. 61.
[6] Блаватская Е.П. Письмо начальнику III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии от 26 декабря 1872 года. / Государственный архив Российской Федерации, фонд № 109, 3-я экспедиция, 1873 год, дело № 22.
[7] Blavatsky H.P. Letter № 37. April 12, 1875. To A.N. Aksakoff. // H.P. Blavatsky collected writings. The Letters of H.P. Blavatsky. Volume I. Weaton, Illinois: Quest Books, Madras: Theosophical Publishing House, 2004. P. 141. Слово «спиритуализм» (spiritualism) в употреблении Блаватской имеет иногда значение «форма спиритизма, распространённая в Великобритании и Америке», в иных случаях является синонимом слова «спиритизм» (spiritism).
[8] Olcott H.S.People from the other world.Hartford: American Publishing Company, 1875. P. 198. Блаватская Е.П. Манифестации в семье Эдди. // Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 520.
[9] Блаватская Е.П. Манифестации в семье Эдди. // Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 522; эта защита отражена также в статье: Блаватская Е.П. Возражения доктору Брэду. // Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004.
[10] Blavatsky H.P. [An Interview.] About Spiritualism. Madame Blavatsky’s visit to The Daily Graphic office – an extraordinary life-long journeys, marvelous adventures and wonderful spiritualistic experiences. //The Daily Graphic(New York). November 13, 1874. P. 90.
[11] Blavatsky H.P. Letter № 11. November 14, 1874. To A.N. Aksakoff. // H.P. Blavatsky collected writings. The Letters of H.P. Blavatsky. Volume I. Weaton, Illinois: Quest Books, Madras: Theosophical Publishing House, 2004. P. 45.
[12] Deveney J. Paschal Beverly Randolph: A Nineteenth-Century Black American Spiritualist, Rosicrucian, and Sex Magician. Albany, New York: State University of New York Press, 1996. P. 272.
[13] Блаватская Е.П. Письмо А.С. Суворину от 1октября 1879 года. Бомбей. / Российский государственный архив литературы и искусства. Фонд № 459. Опись № 1. Единица хранения № 384.
[14] Блаватская Е.П. Письмо М.Н. Каткову. Без даты. Париж. / Российская государственная библиотека. Рукописный отдел. Фонд № 120 (Катков). Картон № 1. Единица хранения № 35.
[15] Письмо Е.П. Блаватской А.П. Ганненфельд. //Кудрявцев К.Д. Что такое теософия и Теософское общество. СПб., 1914. С. 91-92.
[16] Blavatsky H.P. Mr. Arthur Lillie. // H.P. Blavatsky collected writings. Volume VI. Weaton, Madras, London: Theosophical Publishing House, 1989.P. 291.
[17] Incidents in the Life of Madame Blavatsky compiled from information supplied by her relatives and friends and edited by A.P. Sinnett. London: The Theosophical Publishing House, 1913.P. 103.
[18] Блаватская Е.П. Являются ли чела медиумами. // Блаватская Е.П. Гималайские братья. Сборник. М.: Сфера, 1998. С. 354.
[19] Incidents in the Life of Madame Blavatsky compiled from information supplied by her relatives and friends and edited by A.P. Sinnett. London: The Theosophical Publishing House, 1913.P. 103-104.
[20] Ibidem. P. 138-139.
[21] Блаватская Е.П. Ключ к теософии. // Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 135.
[22] Incidents in the Life of Madame Blavatsky compiled from information supplied by her relatives and friends and edited by A.P. Sinnett. London: The Theosophical Publishing House, 1913. P. 138-139.
[23] Letters of H.P. Blavatsky: Part III. // The Path (New York). Volume IX. № 11. Febuary 1895. P. 380.
[24] Блаватская Е.П. РазоблачённаяИзида. Том 1. М.: Эксмо, 2010. С. 494.
[25] Deveney J. Paschal Beverly Randolph: A Nineteenth-Century Black American Spiritualist, Rosicrucian, and Sex Magician. Albany, New York: State University of New York Press, 1996. P. 274.
[26] Блаватская Е.П. Ключ к теософии. // Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 31.
[27] Blavatsky H.P. Letter № 13. To her relatives. // H.P. Blavatsky collected writings. The Letters of H.P. Blavatsky. Volume I. Weaton, Illinois: Quest Books, Madras, Theosophical Publishing House, 2004. P. 57.
[28] Блаватская Е.П. Ключ к теософии. // Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 33.
[29] Там же. С. 33.
[30] Блаватская Е.П. Теософский словарь М.: АСТ, 2004. С. 369.
[31] Там же. С. 141.
[32] Блаватская Е.П. Письмо князю А.М. Дондукову-Корсакову от 5 декабря 1881 года. // Блаватская Е.П. Письма. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1995. С. 304.
[33] Olcott H.S. Old diary leaves. The true story of the Theosophical Society. [First series]. New York, London, Madras: G.P. Putnam’s Sons, The Proprietors of the «Theosophist», 1895. P. 244.
[34] Ibidem. P. 211-212.
[35] Blavatsky H.P. Letters of H.P. Blavatsky: Part I. // The Path (New York). Volume IX. № 9. December 1894. P. 226; не вполне точный перевод на русский язык данного описания имеется в книге: Оккультный мир Блаватской. Воспоминания и впечатления тех, кто её знал. М.: Сфера, 1996. С. 122.
[36] Olcott H.S. Old diary leaves. The true story of the Theosophical Society. [First series].New York, London, Madras: G.P. Putnam’s Sons, The Proprietors of the «Theosophist», 1895. P. 246-247.
[37] Кардек А. Книга медиумов, или Руководство для изучающих спиритизм, для медиумов и вызывателей духов. М.: Ренессанс, 1993.С. 222.
[38] Блаватская Е. П. Дрейф западного спиритуализма. // Блаватская Е.П. Фрагменты оккультной истины. М.: Эксмо, 2002. С. 87.
[39] Vivecananda Swami. Stray remarks on Theosophy. // The Complete Works of Swami Vivecananda. Volume IV. Mayavati, Almora, Himalayas: Advaita Ashrama, 1948. P. 264.
[40] Sloan M. Demonosophy unmasked in modern Theosophy. Whence? What? Whither? An Exposition and Refutation with Corrective Bible teaching. Saint Paul, Minnesota: The Way Press, 1922. P. 76.
[41] Besant A. Communications between Different Worlds. Adyar Pamphlet № 30. Adyar: Theosophical Publishing House, 1913. P. 23.
[42] Leadbeater C.W. Spiritualism and Theosophy: scientifically examined and carefully described. Whitefish, Montana: Kessinger Publishing, 2003 (reprint of edition: Adyar: Theosophical Publishing House, 1929). P. 212.
[43] Ледбитер Ч.У. Внутренняя жизнь. // http://www.theosophy.ru/lib/inlife02.htm; цитаты из параграфа «Спиритуализм» трактата «Внутренняя жизнь» будут приводиться по первоначальному переводу его К.А. Зайцева, опубликованному в Интернете, потому что он адекватнее передаёт смысл оригинального текста, чем тот перевод К.А. Зайцева, который был им опубликован позднее в книге: Ледбитер Ч. Внутренняя жизнь: Учение Махатм об иной реальности. М.: РИПОЛ, 2005.
[44] Ледбитер Ч.У. Внутренняя жизнь. // http://www.theosophy.ru/lib/inlife02.htm.
[45] Там же.
[46] Там же.
[47] Там же.
[48] Ледбитер Ч.У. Внутренняя жизнь. //http://www.theosophy.ru/lib/inlife02.htm. Это же Ледбитер заявляет в: Leadbeater C.W. The Life After Death, and How Theosophy Unveils It. Los Angeles, California: Theosophical Publishing House, 1918. P. 3-4.
[49] Безант А. Сверхфизические исследования. // Вестник теософии (Санкт-Петербург). 1914, № 10. С. 82.
[50] NN. Теософское учение (краткий критический разбор его). Сергиев Посад, 1910. С. 4-5.
[51] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о чувственном и духовном видении духов. // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том 3. М.: Паломник, 2002. С. 45-46.
[52] Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим, в сотне глав. // Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том 5. М., 1900. С. 388.
[53] Макарий Египетский, преподобный. Беседа 26. // Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 193.
[54] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о чувственном и духовном видении духов. // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Том 3. М.: Паломник, 2002. С. 13.
[55] Евсевий Памфил, епископ. Церковная история. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. С. 227.
[56] Фокин А.Р. Учение о богодухновенности Священного Писания в древней Церкви (I-V вв.). // Православие и Библия сегодня. Сборник статей. Киев: Центр православной книги, 2006. С. 116.
[57] Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на псалом 44. // Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том V. СПб., 1899. С. 185.
[58] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Первое Послание к Коринфянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Том 10. Книга 1. СПб., 1905. С. 287.