Съезд всея Руси. Время новостей. 23.06.2008.
К основным вопросам Собора газета относит: пониманием прав и
свобод человека, а необходимость и форма церковного суда, деятельность
Чукотского епископа Диомида.
Собор откроется докладом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
«Обсуждение вопросов, связанных с христианским осмыслением прав и свобод
человека» намечено на четверг, а кульминацией должно открытие торжеств,
посвященных 1020-летию крещения Руси.
Собор, как высший орган иерархического управления церковью, впервые упомянут в
Положении об управлении РПЦ, принятом 63 года назад, на Поместном Соборе
1945-го. Его нынешние полномочия были окончательно прописаны в церковном
уставе, принятом 8 июня 1988 года, и начиная с 1990 года, когда во главе РПЦ
встал Патриарх Алексий II, эти высшие церковные съезды стали собираться регулярно.
Официальная делегация РПЦЗ возглавляемая митрополитом Иларионом прибывает в
Москву в качестве полноправных участников церковного «саммита».
Архиерейский Собор, помимо прочего, может исполнять функцию церковного суда
высшей инстанции. Этот орган обладает правом рассматривать дела высших
архиереев, допустивших канонические или догматические отступления, и даже может
осудить действия патриарха, если тот, по мнению большинства епископов, отступил
от канонов церкви. Кроме того, Собор наделен правом своеобразного церковного
арбитража -- он может разбирать тяжбы между двумя или более архиереями.
Вероятно Собору придется вынести вердикт в отношении епископа Анадырского и
Чукотского Диомида (Дзюбана). Напомним, что владыка Диомид 22 февраля 2007
года, в своём «Обращении...» обвинил церковное руководство в отступлении от
православного вероучения и «ереси экуменизма» . 9 октября 2007 года Диомид
заявил, что молитва, совершенная Алексием II в соборе Парижской Богоматери,
является «отступлением от нашего православного вероучения» и «не делает чести
Святейшему». 15 апреля Священный синод постановил, что две газеты -- «Дух
христианина» и «Пасха Третьего Рима», выходящие по благословению епископа
Чукотского, являются вредными для церкви.
В преддверии нынешнего Архиерейского собора из Анадыря вновь зазвучала критика
в адрес Патриархии: чукотское Епархиальное собрание вновь выпустило воззвание,
содержащее те же претензии, -- контакты с «инославными» и «сергианство»
(соглашательство с властями). Пятеро чукотских священников даже призвали не
поминать патриарха Алексия во время литургии, что является признаком прямого
раскола.
«Правый уклон» скорее всего вновь будет осужден большинством епископов, которые завтра соберутся в Москве.
Святой казарменный дух. Газета. 24.06.2008.
На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви будет обсуждаться тема "Возрождение духовности в вооруженных силах". Будут рассмотрены вопросы: 1)отсрочки от службы для семинаристов, 2) введение института военных священников.
В войсках проводят службы около 2 тысяч священников. Точное число семинаристов призванных в армию, не поддается учету. По мнению владыки Ставропольского и Владикавказского Феофана из-за призыва пустеют приходы, тормозится духовное окормление мирян, а безопасность страны не повышается. По мнению архиепископа, молодые батюшки гораздо лучше справлялись бы с ролью военных священников. Эта позиция подвергается критике представителей других конфессий, прежде всего мусульман: они также хотят на законной основе присутствовать в ВС.
Сейчас священники работают в частях бесплатно, как правило, священников в казармы направляют епархии в качестве дополнительной нагрузки к приходской жизни. Сейчас выпускники семинарий идут служить на общих основаниях, как и студенты светских вузов. От службы в армии освобождаются только обладатели священного сана. В прошлый призыв от службы освободили 108 священников.
Военнослужащие другого вероисповедания тоже не остаются без духовных наставлений. Даже если к части не прикреплен имам или раввин, православные священники помогают солдатам связаться с местными священнослужителями нужной конфессии.
В Госдуме сомневаются в необходимости окормлении армии. Первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей генерал-полковник Аркадий Баскаев считает, что этого делать нельзя, ссылаясь на наличие нескольких традиционных религий.
Как полагает член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков, священники армии все же нужны. «В тех армиях мультиконфессиональных стран, с которыми я знаком, один капеллан может выполнять ритуальные действия разных религий», - сказал Шлыков и привел в пример армию США. Правда, Шлыков сам не исключает, что в российских условиях против такого «духовного совмещения» протестовать, скорее всего, будут в первую очередь сами верующие.
Говорить о введении в армии и на флоте института капелланов в РПЦ начали еще в конце 1990-х годов. В 2005 году начальник главного управления воспитательной работы Минобороны генерал Николай Резник озвучил мысль о введении института армейских священников. К февралю 2006-го Главная военная прокуратура написала соответствующий законопроект «О полковых священниках». Тогда он вызвал недовольство мусульманского духовенства и самой армии. Муллы усмотрели в инициативе нарушение Конституции.
Папа Римский едет в Белоруссию? НГ.24.06.2008.
Папа Римский Бенедикт XVI в ближайшее время должен рассмотреть официальное приглашение Александра Лукашенко посетить Белоруссию. Белорусский президент передал его через государственного секретаря Папы, кардинала Тарчизио Бертоне, визит которого в Белоруссию завершился в минувшее воскресенье. Визит Тарчизио Бертоне в Белоруссию состоялся 18–22 июня. Кардинал встретился с президентом Александром Лукашенко, министром иностранных дел Сергеем Мартыновым, главой белорусской Православной церкви – митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Беларуси. Президент Лукашенко отметил, что приглашение не преследует цель улучшить отношения с Европой, но если это произойдёт, он будет только рад. Для властей симпатична позиция Бертоне по поводу экономических санкций, введенных США в отношении нефтехимического комплекса Белоруссии. «Я неоднократно повторял, что санкции против Кубы, против других стран, в том числе Беларуси, неприемлемы, потому что от них страдает народ», – высказался кардинал на итоговой пресс-конференции.
Эксперты считают, что налаживание отношений с Ватиканом – это совет нового имиджмейкера Лукашенко – британского пиарщика Тимоти Белла.
Показательно, что в ходе визита высокого гостя из Ватикана в Белоруссии много говорилось о важности второй по численности – католической конфессии. Но отношения действующей власти с католиками остаются непростыми. Фактически «приватизирован» властью Союз поляков в Белоруссии, вокруг которого вращались социально активные католики. Власти «посадили» туда своих людей, чтобы оградить влияние этой организации. Долгое время из высказываний Лукашенко можно было делать вывод, что в Белоруссии существует только одна конфессия – православная. Все контакты власти с церковью были контактами только с православием. Именно это и дает местным наблюдателям основания предполагать, что изменение позиции – результат усилий имиджмейкера.
Конструктивный ультиматум. Время новостей. 25.06.2008.
1) возобновление участия мусульманской общины в политической жизни. В прошлых созывах палаты Госдумы принимали участие исламские политические движения -- от лояльных «Нура» («Свет») и «Рефаха» («Благоденствие») до Союза мусульман России. Лидер последнего Надиршах Хачилаев осенью 1999-го был среди оборонявшихся в осажденных российской армией даргинских селах Карамахи и Чабанмахи. Гейдар Джемаль сообщил, что Союз мусульман, находившийся все эти годы в летаргическом сне, снова пробуждается к жизни.
2) доступ мусульманской общины к СМИ. Речь идёт о возможности трансляции ценностей и мнений сообщества по ключевым вопросам общественной жизни.
3) не вполне понятное требование о свободных выборах в регионах с преимущественным проживанием традиционных мусульманских сообществ.
4) пересмотреть дела, «сфабрикованные» властями против мусульман. В этот список, вероятно, должны попасть многочисленные дела, возбужденные на Северном Кавказе в рамках борьбы с религиозным терроризмом против тех, чье преступление состоит подчас лишь в следовании предписаниям Корана о молитве и внешнем виде, и аналогичные дела в других регионах.
5) отмена решений о признании экстремистскими ряда текстов и книг, содержащих тексты богословского характера.
По мнению Гейдара Джемаля у Росси существует двойственная политика в отношении мусульман. С одной стороны, это попытка выставить мусульман в образе внутреннего врага, в то время как они являются "позитивным и конструктивным элементом российской цивилизации" и готовы к созидательной работе. С другой же -- «политика на вынос», выражающаяся в различных международных конференциях, призванных убедить «арабов, иранцев и малайцев», что Россия очень заинтересована в своих мусульманских гражданах и «развернута лицом» к мусульманскому миру.