Федеративное Греко-Кафолическое Православное Ведомство и участие Епископальной церкви Америки в объединительном процессе между Северо-Американской митрополией и Московской Патриархией в 1943-1945 гг.
В 1945 году патриаршим экзархом в Америке митрополитом Вениамином (Федченковым) были инициированы переговоры между представителями Североамериканской митрополии, объявившей о своей временной автономии в 1934 году и Московской Патриархией. Ход этих переговоров широко обсуждался в русской эмигрантской печати. Однако их исход волновал не только русское общество. Об интересе Епископальной церкви в Америке к этим переговорам и их успешному окончанию рассказывается в статье Ростислава Просветова.
Статья

Губернатор Нью-Йорка Томас Дьюи утверждает законопроект о создании Федерации православных церквей в Америке. Слева в белом клобуке экзарх Русской Православной Церкви в Америке митрополит Вениамин (Федченков). 1943 год.В декабре 1944 года представители Северо-Американской митрополии были приглашены на Поместный Собор Русской Православной Церкви, который должен был избрать нового Патриарха Московского и всея Руси. Большие надежды на участие американской делегации в Поместном Соборе Русской Православной Церкви возлагали представители различных христианских конфессий и общественных организаций в США. Северо-Американская митрополия владыки Феофила (Пашковского) включала в себя немалую часть православных Северной Америки. В 1945 году в составе митрополии насчитывалось около 300 приходов и 300 тысяч прихожан[1]. Согласно официальной статистике, в Северной Америке в 1943 году насчитывалось свыше 5 миллионов верующих православного исповедания[2], 25 епископов и 1500 православных священников. В духовных православных семинариях Нью-Йорка и других городов обучалось около 155 студентов[3]. Военное время породило необходимость в православных капелланах, что привело к созданию в 1942 году Федеративного Греко-Кафолического Православного Ведомства Америки («Федерация православных церквей»). Это было необходимо для обоснования перед Пентагоном существования православных в Америке как деноминационной общности[4]. В Федерацию входили представители Сирийской, Русской, Сербской, Украинской, Карпато-Русской и Румынской Православных Церквей[5]. Секретарем-юрисконсультом (канцлером) Федерации состоял адвокат Джордж Филлис. Президентом был избран греческий архиепископ Афинагор (Спиру), будущий Вселенский Патриарх. Русскую Православную Церковь в этой организации представлял экзарх Московской Патриархии в Америке митрополит Вениамин (Федченков). Определенную поддержку в создании и существовании Федерации православных церквей оказали представители американской Епископальной церкви (протестанты)[6].

Поскольку в Федерацию не были приглашены представители от Северо-Американской митрополии, то на своем архиерейском соборе 27-28 октября 1943 года епископы митрополии постановили объявить «сию Федерацию», «организованную некими православными архиереями в Америке», «неканоничной и созданной во вред нашей Русской Православной Церкви в Америке; а посему <…> воздерживаться от молитвенного общения с сей Федерацией»[7]. Вскоре от Федерации отошел и сербский епископ Дионисий (Миливоевич) «по причине опасения «засилия» греков». «Кажется, тут за кулисами скрывается нечто еще и политическое», – не без оснований полагал митрополит Вениамин[8].

О своей мере участия в Федерации владыка Вениамин неоднократно запрашивал мнения патриарха Сергия. 29 октября 1943 года патриарший экзарх пишет: «Ваше Святейшество ничего не упомянули ни разу относительно «Федерации православных церквей», о чем я докладывал Вам давно. Полагаю, что сие делается Вами по мотивам осторожности в таком важном деле. В государственном порядке все уже проведено. Но каждая часть федерации вольна выйти в любой момент; и кроме того, все мы обязаны были получить разрешение от Высшей Власти своей церкви. Пока прислано разрешение только от антиохийского Патриарха своему представителю здесь. Мы тоже осторожны. И не желаем поступиться ничем в православии, – о чем заявили письменным актом при принятии устава корпорации. А поводом к тому было то, что «шанцелер» (канцлер) адвокат Филлис (грек) был одновременно и членом епископальной церкви, и даже не раз «причащался» там. Мы запротестовали и обязали его (решением трех архиепископов) публично отказаться от такого двурушничества, – иначе он не может быть и «канцлером». А в газетах появилась статья (с его же слов, видимо), где про него говорилось открыто, что он чуть что не «глава» всех православных в Америке и «активный член епископальной церкви». Но прошло уже три недели, а опровержения нет. Я заявил первому президенту Федерации, Архиепископу Афинагору (в порядке старшинства патриархий православных: Константинопольской, Антиохийской, Русской и т.д.) протест; и в случае неисполнения канцлером условия, я выйду из состава Федерации»[9].

9 декабря 1943 года митрополит Вениамин сообщал: «Если Бог даст, Федерация будет работать хорошо, то от нее будет не малая польза православному делу. Но пока еще работы почти нет никакой, увы. Надеюсь, будет постепенно. Все еще пишутся разные “уставы”»[10]. Так продолжалось довольно долго. В итоге, не добившись устранения из состава Федерации канцлера Джорджа Филлиса, митрополит Вениамин в ноябре 1944 года прекратил свое официальное представительство в этой организации. К началу 1945 года Федерация продолжала существовать лишь на бумаге.


Создание Федерации. Слева в белом клобуке митрополит Вениамин (Федченков)Поскольку Федеративное Греко-Кафолическое Православное Ведомство оказалось нежизнеспособным, значительную роль в межхристианских контактах в США стал играть Федеральный Совет христианских церквей, в котором основное представительство принадлежало той же Епископальной церкви. Последняя хоть и была немногочисленной по своему составу, но имела значительную поддержку в правительственных кругах страны, в том числе в лице президента США Ф.Д. Рузвельта. Епископальная церковь наладила тесные контакты с Северо-Американской митрополией и оказывала помощь митрополиту Феофилу, субсидируя обучение семинаристов Свято-Владимирской духовной семинарии в Колумбийском университете[11], а также предоставляя в распоряжение митрополии само здание семинарии. Юрисконсульт митрополита Феофила Ральф Аркуш, в прошлом принадлежавший к Епископальной церкви, сохранил со многими ее представителями тесные дружеские и деловые контакты. Сам митрополит Феофил состоял членом в Федеральном Совете христианских церквей, где пользовался значительным авторитетом как умеренный православный иерарх. Возможно, в его лице могли видеть более сговорчивую фигуру для различных интеграционных процессов и межхристианского диалога в Америке, нежели в лице митрополита Вениамина.

Так или иначе, руководители Епископальной церкви были заинтересованы в объединении Русской Православной Церкви в Америке и оказывали с этой целью давление на митрополита Феофила, подталкивая его к примирению с Московской Патриархией[12]. В частности, они поддерживали приезд в Америку митрополита Николая (Ярушевича) в качестве представителя Московской Патриархии для «установления более дружеских связей» и не оставляли надежды последовать примеру архиепископа Йоркского Англиканской церкви Кирилла Форстера Гарбетта, который в сентябре 1943 года посетил Москву и имел личную встречу с Патриархом Сергием[13].

В качестве главы объединенной Русской Православной Церкви в Америке «епископалы» видели именно митрополита Феофила (Пашковского). С этой целью они предпринимали определенные шаги по исключению митрополита Вениамина из переговорного процесса, заявляя, в частности, о своем желании самим посредничать в переговорах между Северо-Американской митрополией и Московской Патриархией[14]. Представители Епископальной церкви также изъявляли желание принять участие и в Поместном Соборе 1945 года в Москве в качестве почетных гостей. Однако в приглашении в Москву им было через советское посольство отказано.

Одной из возможных причин такой активности Епископальной церкви в объединительном процессе можно было видеть ее желание совместно с другими христианскими конфессиями противостоять католическому влиянию в Америке. Так или иначе, экуменические контакты между «феофиловцами» и «епископалами» только усиливались. Митрополит Вениамин, со своей стороны, считал нужным вести с последними «весьма осторожную линию»[15]. «Протестантизм – вот что угрожает православию, – писал он Патриарху Сергию. – Не католицизм, а больше епископальное сближение опасно нашей церкви. И на это нужно смотреть открытыми глазами. Я бы мог привести массу фактов. И в будущем докладе моем я постараюсь высказать свои мысли об этом, подтверждая фактами. Сейчас скажу: нередки случаи, т[ак] наз[ываемого] «интеркоммуниона» между духовенством русской и епископальной церквей»[16]. В связи с этим митрополит Вениамин, в числе прочих задач в Америке, считал своей «индивидуальной миссией» защиту «твердого православия»[17]. И считал необходимым избегать собраний «епископалов» (даже и патриотических), если они совершались в храмах[18].

В то время, когда митрополит Вениамин находился в Москве, а делегация Северо-Американской епархии на пути туда, 26 января 1945 года в газете «New York Times» появилась заметка, в которой говорилось о создании Фонда Помощи Русской Церкви. Этот фонд возглавил представитель Епископальной церкви Лауристон Л. Скэйф. Фонд организовал кампанию сбора средств «на восстановление духовного общения между Русской Православной Церковью в Америке и матерью-Церковью в России» и поставил своей целью «помочь установлению и поддержанию канонического и юридического положения в их взаимоотношениях»[19]. В заметке говорилось об ожидании Вселенского Собора Восточных Православных Церквей и отмечалось, что «многие из передовых членов этой церкви в этой стране хотели бы видеть каноническое разрешение употребления английского языка при богослужении, принятия григорианского календаря и другого рода приспособления традиционных церковных форм к современным условиям американской жизни» [20]. Можно вполне предположить, что Фонд ставил своей задачей не столько содействие объединению Русской Православной Церкви в Америке, сколько желал ее видеть в будущем частью национальной Американской Православной Автокефальной Церкви с возможностью возглавления ее собственным патриархом[21]. А в дальнейшем, возможно, и объединения с церковью Епископальной.

митрополит Вениамин (Федченков)О постепенном переходе на английский язык в богослужении, а также о том, что «это обстоятельство поможет слиянию всех ветвей Православия в Америке и возможно поведет к созданию одной Православной Церкви» говорилось и в докладе Русской Православной Церкви в Америке Всероссийскому Церковному Собору 1945 года, который представили в Москве делегаты Северо-Американской митрополии[22]. Доклад готовился при непосредственном участии митрополита Феофила, и в этом смысле его позиция и позиция представителей Епископальной церкви была в чем-то созвучной. Более того, православным патриархом в Америке мог стать и сам митрополит Феофил. Об этом упоминали в своих докладах в Москву и архиепископ Адам (Филипповский)[23], и представитель Московской Патриархии в США в 1947 году митрополит Григорий (Чуков)[24].

Таким образом, в объединительном процессе между Северо-Американской митрополией и Московской Патриархией активное участие принимала третья сила. В Москве к участию этой силы в переговорном процессе относились с большим недоверием. С другой стороны, «епископалы» настойчиво подталкивали митрополита Феофила к активным действиям и впоследствии приняли самое деятельное участие в организации встречи московского представителя Патриарха в США. Патриаршего экзарха митрополита Вениамина (Федченкова) ни та, ни другая сторона в качестве главного участника переговорного процесса уже не учитывала.

В августе 1945 года канцлер Федеративного Греко-Кафолического Православного Ведомства Америки Джордж Филлис направил Патриарху Алексию обширную телеграмму, в которой, в частности, говорил, что он «скорбит о том, что горячие усилия Московской Матери-Церкви установить спаянность и мир с Его главной ветвью здесь не имели успеха»[25]. Вина отчасти возлагалась на митрополита Вениамина. Филлис писал: «Митрополит Вениамин враждебен по отношению ко всем и совершенно не понял практических нужд Церкви Америки, ее народа, духа страны <…> Дух страны, совесть и привычки американских уроженцев не допустят иных отношений, кроме чисто церковных, основанных на декреталиях седьмого Вселенского Собора. Если будут сделаны великодушные уступки, как бы со стороны матери по отношению к дочери, группе Митрополита Феофила, то Вы можете рассчитывать на их веру и добрую волю в деле сотрудничества больше, чем на формализм суровых уставов»[26]. Под уступками, вероятно, понималось дарование автокефалии. А главное препятствие к этому дарованию виделось в позиции патриаршего экзарха митрополита Вениамина (Федченкова). Именно его «формализм суровых уставов» так отпугивал как представителей Епископальной церкви Америки, так и представителей Северо-Американской митрополии.



[1] Государственный архив Российской Федерации (Далее – ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 86.

[2] Вероятнее всего, эта цифра значительно завышена. Срав.: Мэтью Нами.Данные исторической переписи православных в Америке  // [Электронный ресурс] : Сайт «Православие и мир». – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.pravmir.ru/dannye-istoricheskoj-perepisi-pravoslavnyx-v-amerike/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм.1.06.2012.

[3] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 1 об. Справка о русской православной церкви за границей. Бюллетень православной церкви в Америке № 22 – январь 1944 г.

[4] M. Stokoe, L. Kishkovsky, VeryRev. Orthodox Christians in North America, 1794-1994  // [Электронный ресурс] : Сайт Православная Церковь в Америке. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://oca.org/history-archives/orthodox-christians-na/chapter-8, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 1.06.2012.

[5] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 1 об.

[6] Fr. Oliver Herbel. Federated Orthodox Greek Catholic Primary Jurisdictions in America. // [Электронный ресурс] : Сайт Orthodoxhistory.org. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://orthodoxhistory.org/2009/12/02/federated-orthodox-greek-catholic-primary-jurisdictions-in-america/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 1.06.2012.

[7] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24.  Л. 24.

[8] Там же.

[9] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 4-4 об.

[10] Там же. Л. 24.

[11] Там же. Д. 76. Л. 55.

[12] Там же.

[13] Там же. Д. 24. Л. 25.

[14] Там же. Д. 76. Л. 177.

[15] Там же. Д. 24. Л. 25.

[16] Там же. Л. 42.

[17] Там же. Л. 42 об.

[18] Там же. Л. 74.

[19] Там же. Д. 76. Л. 2.

[20] Там же.

[21] Об этом также писал архиепископ Адам (Филипповский) в своем докладе митрополиту Вениамина (Федченкову). См.: ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 178.

[22] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 18 об.

[23] См.: ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 178.

[24] См.: ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 279. Л. 2. Доклад митрополита Григория (Чукова) патриарху Алексию (Симанскому).

[25] ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 74.

[26] Там же.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9