Вспоминаем статью Дмитрия Романовского, посвященную некоторым спорным вопросам современного западного богословия.
Теме Брестской церковной унии и ее отдельным аспектам посвящена обширная научная литература. Между тем вопрос о том, какие канонические аргументы выдвигались сторонниками унии с целью обоснования ее необходимости, ранее специально не изучался. В статье кандидата исторических наук, доцента, заведующего кафедрой философии и специальных исторических дисциплин Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, действительного члена Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовского общества) Санкт-Петербургской духовной академии Сергея Федоровича Веремеева предпринята попытка восполнить этот пробел в историографии на основе анализа униатских полемических сочинений первой половины ХVII в. Их авторами были еп. Ипатий (Потей), Иосиф Вельямин Рутский, Иоаким Мороховский, Лев Кревза и другие. В результате исследования сделан вывод, что униатские полемисты в поддержку своей позиции ссылались на решения поместных и вселенских соборов (включая в число последних соборы в Лионе 1274 г. и во Флоренции 1439 г.), стремились доказать неканоничность Брестского православного собора 1596 г. и епископских хиротоний, совершенных иерусалимским патриархом Феофаном в 1620 г., убедить в истинности католической доктрины о верховенстве римских пап в христианском мире. Каноническая аргументация униатской стороны имеет свою логику, но в то же время является уязвимой для критики. Статья подготовлена на основании доклада, сделанного автором на VII Барсовских чтениях (08.12.2023 г., СПбДА).
Упоминание о влиянии идей Л. П. Карсавина на В. Н. Лосского, слушавшего лекции философа в Петербургском университете, нередко встречается в исследовательской литературе. Об этом влиянии говорят такие авторы, как Р. Уильямс, С. С. Хоружий, прот. Г. Флоровский, С. Н. Никитина и другие, однако все они сосредотачиваются преимущественно на двух пунктах: значение Filioque для развития западной цивилизации и концепция личности. Таким образом, за рамками рассмотрения остается еще один важный — экклесиологический — аспект наследия обоих авторов. Он связан прежде всего с вопросом, может ли административная структура Церкви быть обусловлена ее мистической жизнью и, таким образом, иметь не исторически преходящее и относительное, а экзистенциальное значение. В. Н. Лосский задается этим вопросом впервые в «Очерке мистического богословия», а ответ на него дает уже в своих послевоенных работах, прежде всего в статьях, опубликованных в новой серии «Вестника Русского западно-европейского Патриаршего экзархата» за 1950 г., — «Соблазны церковного сознания» и «О третьем свойстве Церкви». В них формулируется представление об «апостольских кругах» иерархии, которые могут реализоваться на уровне как вселенской, так и поместной Церкви, в равной мере сохраняя свою кафоличность и являясь отражением божественного Триединства. Немного ранее Л. П. Карсавин, отталкиваясь от идей гр. де Местра, А. С. Хомякова и В. С. Соловьёва, на протяжении 1920-х гг. разрабатывает свою концепцию «симфонической личности», каковой, согласно ему, является в том числе Церковь, причем симфонические личности поместных церквей, входя в симфоническую личность Вселенской Церкви, в то же время обладают и ее полнотой. Сопоставление указанных концепций позволяет прийти к выводу о том, что В. Н. Лосский так или иначе воспользовался идеями своего учителя, переведя их при этом с философского на богословский горизонт.
Ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала «Богослов.RU» епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения.

Христианство и философия

Статья
Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 93-101. Реферат статьи
Еще 116

Новые материалы

События
IV Международная научная конференция «Церковь и её история в науке и образовании: единство духовного и военного оружия – путь к победе» пройдет 29 января в Москве
События
«XXIII Сергеевские чтения» пройдут в МГУ 29-31 января 2025 года
События
В Сети появился ресурс «Святитель Тихон и его наследие: к 100-летию преставления». Там опубликован в том числе календарь юбилейных мероприятий
События
Первый том собрания сочинений Сергея Аверинцева доступен для предзаказа в издательстве ПСТГУ
События
Вышел очередной номер «Вестника Русской христианской гуманитарной академии»
События
Институт перевода Библии выпустил Крымскотатарский словарь библейских терминов
События
Киностудия Московской духовной академии «Богослов» и портал «Богослов.Ru» анонсировали выход третьего сезона проекта «Лица Академии»
Статья
«Лучше всего учиться у того, кто является твоей противоположностью». Профессор Жан-Клод Ларше о западной философии, личной эффективности и приходе к вере
Директор издательства Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле Holy Trinity Publications Николас Чампен беседует с патрологом и богословом Жан-Клодом Ларше в подкасте «Джорданвилльские чтения». Приводится в сокращении.
События
Книга «А.Ф. Лосев и его традиции в наше время» вышла в издательстве Сретенского монастыря
События
В издательстве ОЦАД вышла книга В. Катасонова «Русский мир и православие»
Статья
«Лица Академии 3.0» — в этом году на портале «Богослов.RU»!
Ответы на острые вопросы, истории из жизни Московской духовной академии и прогнозы на будущее — в третьем сезоне передачи «Лица Академии», который выйдет уже в нынешнем году на обновлённом портале «Богослов.RU».
Статья
Пение и «мусикия»: историческая коллизия русского богослужебного пения в XVII–XVIII вв.
Статья старшего преподавателя регентского отделения Воронежской духовной семинарии диакона Димитрия Ушакова посвящена смене церковно-певческих парадигм в XVII–XVIII вв. В историю русского богослужения эти века вошли как эпоха радикального перелома в системе церковного пения. Происходит смена древней, одноголосной традиции и замена ее на новую, партесную. Церковное пение начинает восприниматься как одна из форм музыкального искусства, а не как «поемое слово». Сакральная по функции и по конструктивным принципам невменная нотация заменяется рационально-математической нотолинейной. Церковные певцы перестают рассматриваться как совершители/участники богослужения и становятся мало-помалу вольнонаемными музыкантами-исполнителями, чье искусство сопровождает богослужение. Церковный композитор тоже может быть свободным светским профессиональным музыкантом. Принцип мелодической иерархии сменяется свободным выбором репертуара. В итоге происходит обмирщение богослужения.
Еще 9