Библиография
Девять вопросов христианскому миру. Полемика вокруг богословских идей В. С. Соловьева на страницах французских журналов в 1880-х гг.
В статье анализируется рецепция идей В. С. Соловьева на Западе, рассматриваются ее специфика и эволюция, начиная с реакции на публикацию в 1886 г. в журнале «Revue de l’Église grecque-unie» «девяти вопросов» мыслителя протоиерею А. М. Иванцову-Платонову. Проведен анализ полемики Соловьева с Иванцовым-Платоновым, происходившей в 1883 г. на страницах газеты И. С. Аксакова «Русь» по мере публикации сочинения философа «Великий спор и христианская политика». Рассмотрены три наиболее заметных направления обсуждения «девяти вопросов» Соловьева во французской прессе конца 1880-х гг.: в журнале «Revue de l’Église grecque-unie» (о. Эммануэль Андре), газете «L’Univers» (Артур Лот) и журнале «L’Union Chrétienne» (о. Владимир Гетте). Внимание уделяется дальнейшей интерпретации «девяти вопросов» названными французскими авторами, выступавшими как в поддержку проекта единой христианской «Вселенской Церкви» Соловьева, так и выступившими с довольно резкой его критикой. Продемонстрировано дальнейшее истолкование идей В. С. Соловьева на Западе в контексте полемики названных авторов друг с другом, происходившей на страницах их журналов в течение 1887 г. Проанализирована также реакция на западные интерпретации «девяти вопросов» Соловьева со стороны российских органов печати, которая была преимущественно резко негативной, что в конечном счете послужило усилению цензурного давления со стороны Святейшего Синода на русского философа. На примере переписки и статей Соловьева того периода показывается его личное отношение как к положительным, так и к критическим отзывам о его идеях на Западе. Делается вывод об определяющем влиянии издания «девяти вопросов» Соловьева на страницах французских журналов на восприятие его дальнейших идей на Западе (в первую очередь работ «Русская идея» и «Россия и Вселенская Церковь»), что во многом поспособствовало также формированию образа Соловьева — «русского Ньюмена», перешедшего из православия в католическую веру.