Статья
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена определению значения «Лествицы» прп. Иоанна Синайского в скриптории братства прп. Паисия (Величковского). Рассматриваются сохранившиеся списки с переводом св. Паисия в архивах разных стран. В статье описан состав рукописных сборников, содержащих текст «Лествицы». Также рассматриваются обстоятельства создания ее перевода и общие принципы переводов с древнегреческого языка на церковнославянский в скриптории Нямецкого монастыря.
Статья
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена изучению литературной деятельности учеников прп. Паисия (Величковского). Рассматриваются самостоятельные сочинения монахов паисиевского братства, трудившихся в обителях, связанных с Нямецким монастырем.
Статья
Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский мужской монастырь основан в 1864 году на землях, принадлежащих Нямецкому (румынскому) монастырю в Бессарабии, находящихся во владении Российской империи. Сюда переселились 32 монаха, бежавших из Нямца от притеснений румынских властей. Они принесли с собой большое количество книг и рукописей из обители, в том числе принадлежащих перу ближайших учеников прп. Паисия, таких как схим. Митрофан, Платон, схимодиакон Тимофей.
Статья
В статье независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна на примере рукописи архимандрита Симеона (Ивковича) раскрывается специфика и содержание сборников Нямецкого монастыря, предназначавшихся для уединенного монашеского чтения.
Статья
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена учению наставников монашества прп. Паисия Нямецкого и прп. Василия Поляномерульского. Рассматриваются сходства и различия в их поучениях и аскетическом пути, деятельность по распространению переводов сочинений святых отцов. Анализируется учение этих святых об умной молитве.
Статья
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена изучению литературной и общественной деятельности учеников прп. Паисия (Величковского), также рассматривается история Нямецкой лавры в середине XIX века и зависимых от нее обителей.
Статья
В настоящей статье поставлена задача подробнее ознакомить научную и церковную общественность с новым рукописным собранием Духовной академии Санкт-Петербурга, которое образовалось в основном в послевоенное время из новых поступлений и не получило пока подробного описания.
Статья
Среди ближайших учеников и сотрудников великого старца Паисия (Величковского) особенно выделяются его жизнеописатели, как наиболее близкие свидетели жизни и подвигов преподобного. Схимонах Митрофан являлся сотрудником монастырского скриптория, переписывал святоотеческие переводы св. Паисия по исправленным черновикам своего учителя, бывал по его поручениям в разных обителях, в том числе путешествовал на Святую Гору для приобретения рукописей. При этом он сам, имея определенное образование и пытливый ум, оставил собственные сочинения. Представляется интересным описать содержание переписанных им произведений и его деятельность в период, последовавший за кончиной старца Паисия. Многие сведения сообщают нам записи в его книгах и собственноручное описание его биографии, сделанное в связи с обвинением в незаконном издании книг, о чем будет сказано ниже.
Статья
В статье Петра Борисовича Жгуна рассматривается деятельность молдовлахийских книжников Онуфрия и Николая из Воронского скита по переписыванию книг, содержащих переводы почитаемого ими Паисия (Величковского). С этими отцами в конце их земного пути подвизается, в том числе и в переписывании книг, прп. Феодор, будущий наставник прп. Льва Оптинского. Также дано содержание рукописей и указано их нынешнее местонахождение.
Статья
Библиотека Иоанновского Рыльского монастыря в Болгарии содержит большую коллекцию манускриптов на церковнославянском и греческом языках, созданных с XI по XIX в. В конце XVIII – начале XIX века, после кончины св. Паисия (Величковского), на родину возвращались его ученики болгарского происхождения, принося с собой ценные манускрипты, изготовленные в Нямце.
Статья
Один из заслуженных и старейших монастырей Румынии – Нямецкая Вознесенская лавра – основан в 1397 году. Он играет важнейшую роль в истории страны, как один из духовных культурных центров. В статье Петра Борисовича Жгуна на основе архивных данных и опубликованных исследований систематизирована хозяйственная деятельность братства в период управления святого архимандрита Паисия (Величковского) в 1779–1794 годах. Это время наивысшего расцвета обители и ее служения, в том числе социального, для окрестного населения.
Статья
Здесь представлены рукописи, обнаруженные в библиотеке скита и атрибутированные нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского).
Статья
Здесь представлены рукописи, обнаруженные в библиотеке монастыря и атрибутированные нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского) в результате непосредственной работы в 2012 году. Позже, в конце 2010-х гг., в обители был обнаружен еще ряд рукописей (они имеют нумерацию после № 300), с которыми мне также была дана возможность поработать, за что я благодарю святую обитель Зограф и лично библиотекаря иеродиакона Атанасия.
Статья
В данной статье рассматривается перевод прп. Паисием (Величковским) «Вопросоответов» свв. Варсонуфия и Иоанна, предпринятый в 90-х годах XVIII века и законченный уже учеником св. Паисия, архимандритом Дорофеем.
Статья
В публикации представлены рукописи, обнаруженные в библиотеке монастыря и атрибутированные нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского) в результате непосредственной работы в 2012 году.
Статья
В продолжение серии публикаций о духовной традиции преподобного Паисия Величковского впервые публикуется одно из писем преподобного Василия Поляномерульского. Это наставник святого Паисия, бывший духовником 11 скитов в Румынии и ставший зачинателем того расцвета исихазма в славянских землях, который ассоциируется с именем его ученика. В письме одному из духовных чад, написанном на закате дней святого Василия, мы можем услышать кроткий голос мудрого настаника Иисусовой молитвы.
Статья
Здесь представлены рукописи, обнаруженные нами в результате непосредственной работы с 2006 по 2012 год. Часть из них уже имели описания[1]. Однако не всегда отмечено, какие именно манускрипты содержат переводы или поучения, восходящие к школе прп. Паисия (Величковского), что данная работа и имеет целью уточнить. В связи с тем, что работа большей частью проводилась удаленно, с помощью предоставленных монастырем электронных копий, данное описание более ориентированно на роспись содержания рукописей и не предполагает характеристики водяных знаков[2]. Сохранена нумерация монастырской библиотеки.
Статья
В связи с возросшим в последнее время в самых широких кругах интересом к наследию прп. Паисия (Величковского) и его школы, а также отмечавшемся в этом году 300-летием со дня рождения святого кажется важным проследить, по возможности, биографии его ближайших учеников и последователей. Среди прочих интерес в этом отношении представляет жизнь сербского переписчика манускриптов Симеона Ивковича (впоследствии архимандрита), почти обойденная, к сожалению, вниманием исследователей в России. Между тем именно в российских архивах имеется ряд интересных материалов, проливающих свет на его поразительную биографию.
Статья
В данном исследовании нам представляется важным обратить внимание на переписанные именно на российской почве произведения и переводы преподобного Паисия (Величковского), появлявшиеся как еще до выхода в свет печатного сборника «Добротолюбие», так и после его выхода и, самое интересное, вне его.