Статья
В заключительной части статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова авторы приходят к выводу, что, несмотря на отличия в терминологии (особенно понимания апофатики), экзегеза Преображения преподобного Максима и его учение о мистическом богословии в целом могут быть согласованы с основными положениями святителя Григория Паламы. Однако преподобный Максим отвечал на иные вопросы, так что природа и характер восприятия Фаворского света не были в центре его внимания.
Статья
В продолжении статьи Григория Беневича и Дмитрия Черноглазова показывается, что преподобный Максим сохранил верность основным моментам учения «Ареопагитик», но придал этому учению более отчетливое христологическое и опытно-антропологическое истолкование.
Статья
В статье рассматриваются толкования преподобным Максимом Исповедником Преображения Господня, которые сопоставляются с его учением о мистическом богословии. Авторы доказывают, что Преображение созерцается преподобным Максимом как своего рода «эйдос» или парадигма мистического богословия. При этом приводится сравнение некоторых ключевых понятий мистического богословия преподобного Максима с «Ареопагитиками» и учением святителя Григория Паламы.
Статья
В последнее время тема апокатастасиса вызывает живой интерес среди христиан различных конфессий. В этой связи, актуальным представляется ее изучение в святоотеческой христианской письменности, в особенности в трудах наиболее авторитетных и значимых святых отцов, оказавших наибольшее влияние на традиционные христианские деноминации, одним из которых был прп. Максим Исповедник. Предлагаем уважаемым читателям ознакомиться с комментированным переводом цитаты прп. Максима из его произведения "Вопросы и недоумения", в которой он выделяет три вида апокатастасиса в церковной традиции и поясняет значение каждого из них.
Статья
Митрополит Никейский Феофан III – один из интереснейших и сложнейших по глубине и возвышенности мысли богословов Палеологовского православного возрождения. Интерес к его творчеству в последнее время наблюдается во многих странах. Пять слов о Свете Фаворском, созданные в начале второго патриаршества св. Филофея Коккина, представляют собой центральное произведение святителя. Вниманию читателей предлагается перевод Первого из Пяти слов, выполненный по критическому изданию Г.С. Захаропулоса.
Книги
Настоящее издание представляет собой комментированный перевод догматических (христологических) сочинений великого отца Церкви VII в. прп. Максима Исповедника «Opuscula Theologica et Polemica» (Богословско-полемические сочинения), содержащих его учение, выработанное в полемике с моноэнергизмом и монофелитством.