Эти рукописи уже имели краткие описания[1]. В связи с тем, что работа большей частью проводилась удаленно, с помощью предоставленных монастырем электронных копий, данное описание более ориентированно на роспись содержания рукописей и не предполагает характеристики водяных знаков[2]. Сохранена нумерация монастырской библиотеки (первый номер дан по каталогу Богдановича). Часть из рассматриваемых манускриптов представляет собой автографы ближайших учеников св. Паисия, которые после смерти своего старца направлялись в конце XVIII – начале XIX в. на Святую гору и останавливались в монастыре Хиландар, где находилась братия сходного с ними языка. Это и схимонахи Платон и Митрофан, составившие житие преподобного Паисия на славянском, также и монах Климент, известный переписчик рукописей, который работал вместе со схим. Платоном, а также схим. Афанасий, известный тем, что принес в Россию множество переводов св. Паисия из нямецкого скриптория.
196/348 Рай Каллиста и Игнатия (Стословец)
Посл. четв. 18 в.
4о. 22,5х17,5. I+125 л. л. 1 без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Нумерация поздняя карандашом. Имеются многочисленные сноски на полях, иногда в фигурных скобках. На полях также имеются поздние записи другой руки. Переплет картон с кожаным корешком.
Украшения
На л. 1 об. концовка в виде креста в круге чернилами. На л. 2 цветная заставка растительного орнамента.
Содержание
л. 1 об. Краткое житие св. Каллиста и Игнатия.
«Малейших в пустынницех Каллиста и Игнатия Ксанфопулов…».
л. 2. Рай. «Предисловие слова сего, еже и первыя главы число имать, есть о сущем в верных Святым Духом божественнем и превышеестественнем даре же и благодати».
Нач.: «Подобаше убо нам по Божественным рещи глаголом, богонаученным сущым…».
л. 121 об. Симеона Солунского свидетельство о Каллисте и Игнатии. «О блаженных отцех наших Каллисте патриарсе и Игнатии от книги Симеона Фессалонитскаго, во главе яже о Божественнем последовании 295, странице 210».
Нач.: «Изряднее же во дни наша сия о ней (молитве) списаша Духом, якоже и сами суще от Бога».
л. 122 об. Мелетия Афинского свидетельство о Каллисте и Игнатии. «От церковныя повести Мелетия Афинскаго в книзе 14, главе 15, числе 8».
Нач.: «Каллист вторый иже от Ксанфопулов монастиря на патриаршеский иже в Константине граде престол возведенный».
197/349 Рай Каллиста и Игнатия
Конец 18 в.
4о. 22,5х17. I+151 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные сноски на полях, иногда в фигурных скобках. Переплет картон в коже с тиснением.
Украшения
На л. 1 заставка растительного орнамента чернилами.
Записи
На л. 1-3 владельческая запись рукой схим. Платона по нижнему колонтитулу: «Сия книга дарована от монаха Афанасия монаху Иоасафу, свидетельствует о сем истину схимонах Платон». На л. 150 об. владельческая запись внизу страницы: «Всечестнейший схимонах Климент написал сию книгу монаху Афанасию на его иждивении».
Содержание
л. 1. Рай Каллиста и Игнатия. «Преподобнейшаго отца нашего Каллиста Антиликуди святейшаго и приснопамятнаго патриарха. Главы 116».
Нач.: «Яко и глаголемый Рай, образ есть внутренняго человека».
198/280 Поучения Илии Екдика и Иоанна Карпафийского
1788 г.
4о. 21х17. I+77 л. Полуустав одного почерка. Писец игумен Симеон (Ивкович). Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные следы порчи жучком, с небольшими потерями текста. Переплет картон в коже.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные.
Записи
Запись на припереплетном листе задней крышки переплета: «Дарую сию книгу честнейшему во иеромонасех Господину отцу Маркеллу в знак моего к нему усердия и любве в 1788 года августа 16 д(ня). Грешный игумен Симеон Ивкович. Guesto libro e di me sacromonaco Simeone Ivcovich di Castel Nuovo Bocha di Cattaro».
Содержание
л. 1. Илии Екдика главы (1-220). «Цветособрание советователно любомудрцев тщаливых излюбомудрствовано и сотворено Илиею малейшим пресвитером и екдиком. Источник точащ нравоучителных росу словес зде изобрящеши аще пройдеши исте».
Нач.: «Достоит всякому христианину право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения».
л. 37. Иоанна Карпафийского слова (1-100). «Преподобнаго отца нашего Иоанна епископа Карпафийскаго, ко иноком иже во Индии, писавшим ему, утешительны главы сто».
Нач.: «Сущим на земли царем весенны цветы приносяще нецыи просители, не токмо отвержени не быша множицею, но убо и некия восприимаху дары».
199/281 Поучения Илии Екдика и Диадоха
Посл. четв. 18 в.
4о. 22х17. 121 л. Лл. 49-51 без текста. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные сноски на полях, исправления текста. Следы порчи жучком, с небольшими потерями текста. Переплет картон в коже с тиснением и металлическими застежками.
Украшения
Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения чернилами.
Записи
На л. 47 об. запись писца по нижнему колонтитулу в рамке: «Зде и в греческой печатной книзе Филокалии сего святаго: 139-й главы не находится».
Содержание
л. 1. Илии Екдика главы (1-240). «Цветособрание советователно любомудрцев тщаливых излюбомудрствовано и сотворено Илиею малейшим пресвитером и екдиком. Источник точащ нравоучителных росу словес зде изобрящеши аще пройдеши искренне».
Нач.: «Достоит всякому христианину право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения».
л. 52. Диадоха Фотикийского слова (1-100). «Блаженнаго Диадоха, епископа Фотикии Иппирския Иллирика. Словеса постническа. Главизны 100, пределы же десять, предглаголеми».
Нач.: «Первый предел веры, мысль о Бозе (нестрастна)».
205/287 Слова Симеона Нового Богослова
1790-е годы.
4о. 23,5х17. I+185 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже.
Без украшений.
Записи
Запись владельческая по нижнему колонтитулу лл. 1-7 о принадлежности Кириллу Хиландарцу 1830 г. На внутренней стороне обеих крышек переплета многочисленные пробы пера, записи, содержащие сведения о владельцах рукописи и ее прочтении, например Кирилла Хиландарца, иеродиакона Симеона от 1847 г., монаха Давида Хиландарца от 1875 г., запись о продаже книги попу Кириллу 25 ноября 1830 г. монахами Кириллом и Панкратием, встречаются также отдельные имена: «Виктор... Висарион... Ваше преподобие» и т.п.
Содержание
л. 1. Симеона Нового Богослова слова (1-12). «Преподобнаго отца нашего Симеона Нового Богослова игумена бывшаго ограды святаго Маманта. О начале жития зело полезне и спасителне приличествующем ныне мира и яже в мире отрицающымся».
Нач.: «Всяк человек, братие, ныне мира и всех яже в мире отрекийся».
л. 117. Симеона Нового Богослова. Главы деятельные (1-155). «Святаго Симеона Новаго Богослова главы деятелны. 155».
Нач.: «Вера есть, еже Христа ради за заповедь Его умрети, и смерть, сего жизни вечныя виновну быти веровати».
л. 165 об. Симеона Нового Богослова. Алфавит. «Тогожде алфавит по стихиям сугуб».
Нач.: «Начало сотворив Христа и теплу веру, тако отиди от мира».
169 об. Симеона Нового Богослова о безмолвии. «Тогожде о безмолвии, и каковое делание должен есть действовати терпящий мужественне в нем».
Нач.: «Имея усердие рещи мала некая о конечней добродетелей, сиречь о безмолвии».
л. 176. Симеона Нового Богослова слова. «Тогож о молитве. Слово 24».
Нач.: «Безстрашие обрете диавол со своими бесы».
л. 177. Симеона Нового Богослова поучение. «Тогожде художество триех образов священного внимания и молитвы».
Нач.: «Три суть внимания и молитвы образи, имиже душа или возводится или низводится».
206/288 Слова Марка Постника
1790-1810 гг.
4о. 24х17. III+128л. Лл. 118-122 чистые. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с тиснением.
Без украшений.
Записи
На лл. I-III запись писца по нижнему колонтитулу: «Монах Афанасий написал сию книгу за келлию свою».
Содержание
л. I. Предисловие к словам Марка Постника патриарха Фотия. «Святейшаго Фотия патриарха Константинопольскаго свидтельство о книзе преподобнаго отца нашего аввы Марка».
Нач.: «Прочтеся книга Марка инока во осми словесех».
л. 3(1). Марка Постника слова (1-10). «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Марка о покаянии всем всегда приличествующем, егоже силу действия вернии и прежде делания благодатию Крещения прияша».
Нач.: «Господь наш Иисус Христос Божия сила и Божия премудрость».
Л. 123. Михаил Пселл. Главы. «Пселла к Михаилу Комнину глав богословских единонадесять. Глава первая».
Нач.: «Верую во единаго Отца начало всех и вину».
207/289 Слова Исаака Сирина с прибавлением
1788-89 г.
424 л. 4о. 23х18. Полуустав двух почерков. I (лл. 1-23) – иеросхим. Иоанн, II (лл. 24-424). Нумерация буквенная писца. На полях имеются сноски. Переплет картон в коже.
Записи
На л. 23 об. внизу запись писца: «А переписана сия книга недостойним иеросхимонахом Иоанном: в монастире Поляни 1788 года». На л. 22 об. владельческая запись: «протоиерей Михаил Поликарп».
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. На 1 л. Вклеена гравюра издания Киево-Печерской Лавры с житием «Прохора Лободника». На л. 22 об. вклеена гравюра греческой печати «Господь Вседержитель» в полный рост на троне с державою.
Содержание
л. 1. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».
Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна».
л. 16 об. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых».
л. 25(1). Слова подвижнические (1-91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшелника».
Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели».
л. 361. Кассиана Римлянина поучение. «Преподобнаго отца нашего Кассиана Римлянина к Леонтию игумену о святых иже в ските отцех, и о рассуждении, слово многи пользы исполнено».
Нач.: «Долг егоже обещахся блаженнейшему папе Кастору, о поведании и жития святых отец, и учения сих».
213/299 Лествица Иоанна Синайского
Посл. четв. 18 в. – начало 19 в.
4о. 23х17. 239 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные.
Записи
На л. 219 запись писца: «Писал монах Афанасий».
Содержание
л. I. Лествица Иоанна Синайского. «Послание преподобнаго отца Иоанна игумена Раифу ко Иоанну досточудному игумену горы Синайския».
Нач.: «Вышеестественному и равноангельному отцу отцем, и учителю преизящному, грешный Иоанн раифский игумен».
л. 233. Феофана инока лествица. «Умилен инок именем Феофан, лествицу излагаю Божественных благодатей, юже искус познану сотвори богоносным».
Нач.: «Прежде молитва чистейша есть».
215/352 Сборник аскетический
Посл. треть 18 в.
4о. 17х12. VI+329 л. л. 137, 246 без текста. Полуустав двух почерков. I (лл. 1-281 об.) мон. Михаил, II (лл. 282-329). Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски. Переплет картон в коже. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
Оригинальные заставки красками на лл. 2,7, 138, 193, 229. Заголовки и инициалы киноварные, некоторые имеют орнаментальные украшения. Заголовки глав киноварью в колонтитулах.
Записи
На л. 1 об. Заголовок в красочной рамке растительного орнамента: «Иже во святых отец наших Василиа Великаго. Кассиана Римлянина. Григориа Синаита. И Филофеа монаха. О отречении мира. О осмих помыслех злобы. О трезвении и молитве. И о прочем». На л. 303 внизу страницы запись писца: «Сия преписана из святогорския еще книги, а не из исправленныя вновь из греческия». На л. 327 запись писца киноварью: «Сии предисловия на книги преподобных отец, Григориа Синаита, Филофеа Синайскаго, и Нила Сорскаго, творения суть, блаженныя памяти старца Василия, которые сложил он во своем ему скиту в Унгровлахии. Преставися 1767-го года в апреле месяце».
Содержание
л. II. Предисловие. «Святаго Григория Синаита. Предисловие на книгу сию». О еже яко несть наша брань к крови и плоти».
Нач.: «Станище есть, добродетелей разстояние, позорище же, ангелов и человеков собрание».
л. 1. Григория Синаита главы (1-137). «Иже во святых отца нашего Григория Синаита. Главы чрез краегранесие зело полезны».
Нач.: «Словесну убо быти кому, или быти по естеству якоже бе прежде в чистоте и нетлении, невозможно».
л. 73. Григория Синаита другие главы (1-5). «Другия главизны тогожде».
Нач.: «Превозрастия вся, яже о Христе, доспети всяк кто должен есть крестивыйся во Христа».
л. 75. Григория Синаита другие главы (1-15). «Тогожде, о безмолвии, во главизнах пятинадесятых, о двою образу молитвы».
Нач.: «Два образа суть соединения, паче же входи обоюду умныя молитвы».
л. 90 об. Григория Синаита другие главы (1-12). «Тогожде Григория Синаита, видение известно о безмолвии и молитве. Еще же и о знамениих благодати и прелести. И кое различие теплоты и действа, и яко кроме наставника, удобь совходит прелесть. Главизн дванадесять».
Нач.: «Подобаше убо нам рещи по великому учителю, не требовати сущия от писаний помощи, или от инех отец, о знаменосне Лонгине».
л. 103. Григория Синаита другие главы (1-7). «Тогожде преподобнаго отца нашего Григория Синаита, о безмолвницех. О еже како подобает сидети безмолствующему в молитве».
Нач.: «Овогда убо на столе множайше за притрудное. Овогда же и на постели малижды до времене за отраду».
л. 119 об. Григория Синаита поучение. «Нрави Божия промысла».
Нач.: «Вся от Бога, и печальная и недостойная, но ова благоволением, ова же смотрением, и ина же попущением».
л. 121 об. Григория Синаита другие главы. «Тогожде святаго Григория Синаита о четырех священноначалствиих. Колижды священноначальство глаголется, и еликащи разделяется уставное видение».
Нач.: «Вина убо всем Троица, от умнаго».
л. 134. Григория Синаита другие главы. «Тогожде святаго Григория Синаита главизны о сонных искушениих».
Нач.: «Вопрос. Коликожды истицателный грех бывает, грешен и безгрешен?».
л. 138 Василия Великого слово постническое. «Иже во святых отца нашего Василия Великаго…»
Нач.: «Придите ко мне вси труждающиеся…».
л. 156. Филофея монаха главы (1-43). «Филофея инока обители Купины Пресвятыя Богородицы Синайския. Главизны о трезвении и молитве».
Нач.: «Есть мысленная рать в нас самех чувственныя лютша».
л. 193. Кассиана Римлянина поучение. «Преподобнаго отца нашего Кассиана Римлянина о осмих помыслех злобы».
Нач.: «Первее о воображении общежитий сочинивше слово».
л. 229. Исаака Сирина слово 85. «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина слово 85».
Нач.: «Несть мысль блага не сущи от благодати божественныя, впадающи в сердце».
л. 240. Исаака Сирина слово 9. «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина
слово 9. О чине новоначалных, и установлении, и подобающих тем».
Нач.: «Сей есть чин целомудренный, и Богу любезный».
л. 245. Макария Великого беседа 22. «Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго…».
Нач.: «Егда изыдет из тела душа человеча…».
л. 247. Каллиста патриарха поучение. «От сочинения Каллиста святейшаго патриарха Константина града. Образ внимания молитвы».
Нач.: «Прежде всех начинают в телеси подвизающагося и внимающаго молитве, движения некая, аки взыграния под кожею…».
л. 251. Григория Синаита вопросоответы к Максиму Кавсокаливиту. «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Григория Синаита, вопрос к святому Максиму Кавсокаливиту».
Нач.: «Рцы ми молю, честнейший отче, держиши ли умную молитву?».
л. 256. Димитрия Ростовского поучение. «Смиреннаго Димитрия митрополита Ростовскаго и Ярославскаго написах сие в некую окаянства моего ползу».
Нач.: «Вем восхождение мое на исхождение, житие на сокращение…».
л. 258. Поучение от «Цветника» на пострижение монашеского чина. «Поучение на пострижение монашескаго чина. Како должни суть воевати всегда противо триех врагов».
Нач.: «Якоже войни мира сего сходящи ко брани облагаются всяким оружием, да страшни будут врагом своим».
л. 270. Исаака Сирина слово 33. «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина слово 33».
Нач.: «Еже убо избирати благое хотение…».
л. 272. Фисаврос (выписки). «От книги Фисаврос слова пятаго».
Нач.: «Три части суть душе, от нихже душа человеча нарицается тричастна».
л. 280. Синаксарь (выписки). «Синаксарь. Стихи. Егда судяй земли судие всех сядеши».
Нач.: «В сий день втораго и неумытнаго пришествия Христова».
л. 282. Слова Феодора Едесского (1-100). «Главы детелны преподобнаго отца нашего Феодора Едесскаго».
Нач.: «Понеже убо Бога благаго благодатию, отвергшеся сатаны и дел его лукавых, Христови приложихомся, банею паки бытия».
л. 304. Симеон Новый Богослов. Поучения. «Симеона Новаго Богослова предисловие и доказательство яже о внимании и молитве».
Нач.: «Безстрашие обрете диавол со своими бесы, отнележе от рая Божия изгнана преслушанием содела человека».
л. 308 об. Слово Никифора монаха. «Слово о хранении сердца…».
Нач. «Елицы великолепное Спаса нашего Иисуса Христа…».
л. 311об. Василия Поляномерульского предисловие на Филофея Синайского «Предисловие на главизны блаженнаго Филофея Синайскаго».
Нач.: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и властем миродержителем тмы века сего».
л. 316. Василия Поляномерульского предисловие на Нила Сорского.
Нач.: «Святии отцы, иже едиными заповедми…».
л. 322 об. Василия Поляномерульского предисловие на Григория Синаита. «Предисловие или предпутие хотящим чести сию книжицу…».
Нач.: «Мнози убо чтущии сию святую книжицу…».
л. 326 об. Василия Великого (выписки). «Во святых отца нашего Василия Великаго поучение от постнических его словес».
Нач.: «Совершеннейшее дело постническаго жителства…».
216/353 Феодора Студита оглашения с прибавлением
1807 г.
4о. 24х17. 361 л. 324 пустой. Полуустав двух почерков. I (лл. 1-323 об.) – схим. Климент, II (лл. 325-360) – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные сноски на полях. Переплет доски в коже с тиснением, в центре распятие с предстоящими, на корешке надпись: «Феодор Студит». Обрез покрашен в синий цвет.
Украшения
На л. 1, 325 заставки растительного орнамента чернилами. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения.
Записи
На форзаце владельческая запись: «Сия книга, святаго Феодора исповедника игумена Студискаго, приложил оную книгу его преподобие всечестнейший проигумен кир отец Лука, в хиландарскую обитель, в церковную книгохранителную библиотеку, 1811 года».
На л. 324 запись по нижнему колонтитулу: «Написася сия книга всечестнейшим схимонахом Климентом, монаху Афанасию 1807 года».
Содержание
л. 1. Оглавление. «Оглавление оглашений обдержащихся в сей книзе».
л. 12. Житие Феодора Студита (выписки). «Месяца ноемврия 11 день память преподобнаго отца нашего Феодора Студита».
Нач.: «Той бяше при Константине Копрониме, родителей благочестивых сын быв Фотина и Феоктистии».
л. 14. Феодора Студийского оглашения. «Начало со Богом оглашений, преподобнаго и богоноснаго отца нашего, Феодора Исповедника, игумена Студийскаго».
Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадителю».
Нач.: «Благослови отче. Якоже егда бех пред вами сице вам даю и ныне смиренное слово мое».
л. 312 об. Завет преподобнаго Феодора Студита. «Иже во святых…»
Нач.: «Слыша псалмопевца Давида глаголюща…».
л. 325. Симеона Фессалонитского (выписки из глав). «Иже во святых отца нашего Симеона, архиепископа Фессалонитскаго, о святом и великом ангельстем монашестем образе. От главы 20, яже на латины».
Нач.: «Вся творяще новша и противу Апостолов и Спастеля нашего преданию, и преемников Апостолов отец».
217/354 Исихий Иерусалимский. Слова
1807 г.
4о. 24х180. I+52 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Нумерация поздняя карандашом. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон.
Без украшений.
Записи
На л. 52 запись писца: «Сию книгу написал монаху Афанасию 1807 года, в монастыре Нямц. Схимонах Климент. Далее запись другой руки: «Следована верно монахом Афанасием».
Содержание
л. 1. Исихий пресвитер слова (1-200). «Исихиа пресвитера к Феодулу словеса душеполезна о трезвении и добродетели оглавительна. Начала просвещения души, истинни совети. Глаголемыя противоглаголателны и молитвеннны».
Нач.: «Трезвение есть, художество духовно от встраственных помышлений и словес и лукавых дел».
218/355 Сборник аскетический
1805 г.
4о. 24х17. 71 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Платон. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон.
Украшения
На л. 16 (1) рамка геометрического орнамента киноварью.
Записи
Запись по нижнему колонтитулу (лл. 1-8): «Сия книжица дана по благословению старца брату (Андриану) Афанасию от монаха Платона 1805 марта 14».
Содержание
л. 1. Феолипта Филадельфийского житие. «Житие вкратце блаженнейшаго Феолипта митрополита Филадельфийскаго».
Нач.: «Феолипт великое воистинну филадельфийское светило».
л. 2. Феолипта Филадельфийского слова. «Феолипта митрополита Филадельфийскаго слово сокровенное во Христе делание изъясняющее и показующее вкратце монашескаго обета труд».
Нач.: «Монашеский обет, древо есть высоколиственно же и плодовитейшее».
л. 16 (1). Ефрема Сирина слова. «Избрание из словес преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина о самоукорении имиже стый себе выну укоряше обличение себе и исповедание».
Нач.: «Братие, умилосердитеся о мне, утробы имуще щедрот».
л. 62 (1). Слово Ефрема Сирина на Преображение. «Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина слово на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Нач.: «От нивы, жатвы радование, от винограда плоди снедей, а от Писаний, учение животворно».
219/356 Каллист Катафигиот. Главы
1806 г.
4о. 23х170. III+78 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. В конце два листа вне нумерации пустые. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются следы жучка, с незначительными потерями текста. Переплет картон с кожаным корешком.
Без украшений.
Записи
На л. I запись писца: «1806 года декабря 17 дня начал писать сию книгу святаго Каллиста Катафигиота». Там же другой руки: «1855. Двапуть (дважды?) прочтох сию книгу, но весма високаго разума, того ради моего кусаго непостизал». На л. 78 запись писца: «Сию книгу написал мон(ах) Афанасий за келлию свою».
На последнем припереплетном листе пробы пера, отдельные слова, подпись: «Макарий иеромонах». Ниже в простой рамке: «Софизмы Соломон».
Содержание
л. II. Предисловие о св. Каллисте. «Каллист преподобнейший отец наш иже и Катафигиот нарицаемый».
Нач.: «Кто же бе и кое име отечество и где отшелническое совершил есть житие, ничтоже из сих от повестей уразумехом».
л. 1. Каллиста Катафигиота главы (1-92). «От Каллиста Катафигиота силлогистических, и высочайших глав хранимыя, о Божественне соединении, и житии зрителне».
Нач.: «Всяко животно, от рожденнаго лучшим естественным своим действом, и покоя причащается и сласти равныя, и о сем радуется, и пристраствует сих ради».
220/357 Петра Дамаскина книга вторая
1785 г.
4о. 21х15. II+75 л. В конце один лист вне нумерации без текста. Полуустав аккуратный одного почерка. Писец монах Клеопа. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются следы жучка, с незначительными потерями текста. Переплет картон с кожаным корешком.
Без украшений.
Записи
На л. 75 об. запись(подпись) Дорофея иеромонаха, запись библиотекаря Михаила Коматовича: «Труди се да раздвоил сие листове ове слеплене книге па немногодо едан край оста 1912. Библиотекарь Михаило Коматович». Владельческая запись по нижнему колонтитулу (лл. 1-7): «Сия книга мне монаху Клеопе от с(вя)тия горы монастира Хиландара год писа во с(вя)том граду Иерусалиму 1785 марта 15 числа».
Содержание
л. 1 Петра Дамаскина слова. «Преподобнаго отца нашего Петра Дамаскина словеса кратка 24, по алфавиту, исполненна суще духовнаго разума. Книга вторая».
Нач.: «Первословие се и аз стихиа, духовную обдержит премудрость».
290/304 Житие Паисия Величковского с прибавлением
1-я четв. 19 в.
4о. 24х17. 118 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Переплет картон с кожаным корешком.
Без украшений.
Записи
На л. 115 запись писца: «Сочинены иеромонахом Ефремом Диаковским в схиме преименованном Иоанн, муж сей бяше высокаго учения, и Богословии не краем перста коснувыйся, был и проповедником святыя Софии в Киеве. Иже по четырех месяцех после старца Паисия и преставися в томже м(онастыре) Нямце в Молдавии. 1794 года».
Содержание
л. 1 Житие Паисия (Величковского), написанное схимонахом Митрофаном. «Месяца ноемврия в 15 день житие и подвиги блаженнаго отца нашего старца Паисия».
Нач.: «Еже убо благия мужы похваляти, и венцы им плести и изящества сих воспевати и возвышати, успешно есть и полезно…».
л. 115. Надгробные стихи Паисию (Величковскому) Иоанна Диаковского. «Надгробное рыдание блаженному старцу Паисию от всех чад его духовных».
Нач.: «Образ лица твоего Паисие чудный, могл начертати худог искуством не трудный…».
293/307 Никита Стифат Житие Симеона Нового Богослова
Конец 18 в.
4о. 23,5х19. I+52 л. Полуустав одного почерка. На полях имеются сноски руки писца. Нумерация буквенная. Переплет картон с кожаным корешком.
Без украшений.
Содержание
л. 1. (часть I). Житие Симеона Нового Богослова, написанное Никитой Стифатом. «Житие и жителство иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова…».
Нач.: «Добродетель есть вещь некая горяча и зело прилична…».
502/500 Сборник аскетический
1784 г.
4о. 236 л. 16,5х11см. Писец послушник Арсений. Полуустав неаккуратный одного почерка. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Нумерация арабская, писца. Имеются следы жучка с незначительными потерями текста. Переплет картон в коже.
Украшения
Некоторые заголовки глав и инициалы киноварные.
Записи
На л. II запись писца: «Во славу Святыя Единосущныя, Животворящыя, и Неразделныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Во Флорищевой Молченской пустыни благословением отца нашего игумена старца Феодосия написана книга сия, собранная от разных книг словеса душеполезна, из отечников и из лествицы ко исправлению монашескаго жития, и страстей душевных и телесных тояж пустыни послухом Арсением в лето от Воплощения Бога Слова 1784 года ноября 2 дня».
Содержание
л. 1. Патерик. «Патерик алфавитный или словеса исправлений преподобных отец…».
Нач.: «Святому Антонию Великому седящу иногда во пустыни…».
л. 45. Предисловие Василия Поляномерульского к книге Нила Сорского.
Нач.: «Святии отцы, иже едиными заповедми…».
л. 56. Поучения (4) Нила Сорского. «Преподобнаго отца нашего Нила началника Сорския пустыни…».
Нач.: «Разум писанных сих обдержание…».
л. 78. Григория Синаита поучение. «Григория Синаита о безмолвии».
Нач.: «Первее убо должен есть безмолвствуяй…».
л. 87. Максима Исповедника «Святаго Максима правило келейное в безмолвии седящему ночное».
Нач.: «Зашедшу солнцу седя в келии безмолвне и собрав ум…».
л. 89 об. Исаака Сирина поучение. «Исаака Сирина о соблюдении сердца…».
Нач.: «Егда един в келии твоей седиши…».
л. 92 об. Ефрема Сирина поучение. «Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина наказание. Слово 44».
Нач.: «Блажен иже возненавидит житие…».
л. 100 об. Димитрия Ростовского поучение. «Предисловие о молитве».
Нач.: «Понеже мнози суть в нас неведущии…».
л. 107 об. Иоанна Синайского (выписки из глав Лествицы). «Выписано из Лествицы…».
Нач.: «Иже кто во своих слезах душевне гордится, той подобен есть…».
л.229. Оглавление. «Указание главам…».
529/436 Грамматика церковнославянская
1795 г.
190 л. 4о. 17х12. Внутри есть сложенные листы большого формата с парадигмами склонений. Полуустав одного почерка. Писец мон. Кассиан. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон с кожаным корешком. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
В начале глав простые геометрические орнаменты чернилами.
Записи
На 189 об. запись писца: «По некоему случаю когда останется от мене сия грамматика: да не пребудет в кого либо праздно, но могущии приймати ползу: да ползуются, не могущии же: (или) да понуждаются, или да отдают: могущым приймати ползу. Списанная 1795 года. Кончилася месяца октоврия, в 10-тый день». На л. 190: «Сия грамматика списанная 1795 года кончилася месяца октоврия в 10тый день монахом Кассианом в монастыре Нямце».
Содержание
л. 2. Предисловие.
Нач.: «Предисловие грамматики недостаточному обовязани сущее мнози преводницы покусившившиися с еллиногреческаго…».
л. 8 об. Грамматика. «О грамматице».
Нач.: «Грамматика есть известное художество, добре глаголати, право писати, и чтомое искусно и безпогрешне разбирати и разсуждати научающее…».
л. 9. Орфография. «О орфографии. Первей грамматики части».
Нач.: «Орфография есть часть грамматики первая, естество писмен, свойство их, слог, речение, и слово, со ударением и препинанием знати, и правильно писати научающая…».
643/697 Слово постническое свт. Василия Великого с прибавлением
Посл. треть 18 в.
29 л. 4о. 23х18. Полуустав, переходящий в скоропись. Листы не сшиты, переплета нет. Нумерация отсутствует. Лл.15-16 без текста.
Без украшений.
Записи
На л. 17 запись на полях вверху «Писанное 1766 года».
Содержание
л. 1. Василия Великого слово постническое. «Иже во святых отца нашего Василиа Великаго архиепископа Кесарии Каппадокийския слово постническо и совет о отречении мира и совершенстве духовнем».
Нач.: «Приидите ко мне вси труждающися и обремененнии, и аз упокою вы, глаголет Божественный глас… ».
л. 17. Послание первое Паисия (Величковского) иерею Димитрию из Полтавы. «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею».
Нач.: «О Господе радоватися. О имени Господа нашего Иисуса Христа…».
674 /592 Симеон Новый Богослов, слова
1810-1820 гг.
4о. 22х18. 238 л. Полуустав двух почерков. I – схим. Афанасий (л. 1). II – схим. Климент (л. 2-238). Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные сноски на полях, иногда в фигурных скобках. Переплет картон в коже с тиснением.
Без украшений.
Записи
На л. 1. запись писца на полях в рамке: «12 словес избранных от книги рукописной еллиногреческой». На л. 234 об. запись писца: «Сия книга писана за отца Афанасия схимонах Климент».
Содержание
л. 1. Симеона Нового Богослова слова (1-12). «Преподобнаго отца нашего Симеона Нового Богослова игумена бывшаго ограды святаго Маманта. О начале жития зело полезне и спасительне приличествующем ныне мира и яже в мире отрицающымся».
Нач.: «Всяк человек, братие, ныне мира и всех яже в мире отрекийся».
690/603 Послание первое св. Паисия (Величковского) иерею Димитрию
Посл. треть 18 в.
I+27 л. 4о. 21х14,5. Полуустав одного почерка. Нумерация писца. Переплет картон с кожаным корешком.
Без украшений.
Записи
На л. I запись: «Сия книжица жертвованая рабом Божиим Лазарем Стояновичем святогорскому духовнику Макарию». Ниже запись владельца: «Иеромонах Онуфрие Хилендарац».
Содержание
л. 1. Послание Паисия (Величковского) иерею Димитрию из Полтавы. «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею».
Нач.: «О Господе радоватися. О имени Господа нашего Иисуса Христа…».
726/631 Симеона Нового Богослова главы
Рубеж 18-19 вв.
8 л. 4о. 24х17. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. Заголовки чернилами в колонтитулах. Без нумерации. Переплет новый кожзам.
Без украшений.
Записи
На л.8 и 8 об. записи поздние разных рук: молитв, имен, кратких посланий; на л. 8 внизу подпись писца: «Афанасий».
Содержание
л. 1. Симеона Нового Богослова главы. «Тогожде преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова пресвитера и игумена обители святаго Маманта Ксирокерския главы во инех убо книгах обретаемы, в неких же оскудевающе, от деятельных и богословских, разделяемы на две сотницы. Из сих глав, от книги иеродидаскала кир Дорофея, избраны суть точию тая, яже не суть напечатаны в греч. Филокалии главы из сотницы первыя».
Нач.: «Бог зрящым убо телесне, нигдеже есть: невидимь бо есть…».
774/737 Сборник «Добротолюбие» (выписки из переводов прп. Паисия)
Рубеж 18-19 вв.
44 л. 4о. 19х14. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. На полях имеются сноски, указания на листы греческой книги, с которой производился перевод. Нумерация писца с начала каждого произведения. Без переплета.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. На л. 1, 10, 11 цветные геометрические заставки. В конце произведений цветные концовки.
Записи
На л. 43 тропарь Рождеству Христову поздней скорописью. На л. 43 об. запись другой руки с датой «1865 януарие 13 дне. 1 сряда певал Григорий».
Содержание
л. 1. Поучение прп. Каллиста. «Господина Каллиста Тиликуди о безмолвничестем обучении».
Нач.: «Невозможно есть покаятися, кроме безмолвия, ниже мощно есть и каколибо чистоты коснутися, без отшелствия…».
л. 10. «От жития Евагрия».
Нач.: «Поживе бо о триста осмьдесятом лете…»
л. 11 (1). Евагрия монаха поучения. «Евагрия монаха воображение монашеско».
Нач.: «Во Иеремии речено есть, оно, и ты да не поймеши себе жены на месте сем».
787/684 Сборник житий сербских святых
1788 г.
1о. 36х24. I+71 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Митрофан. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. На полях имеются многочисленные сноски. Переплет кожа с золотым тиснением, в центре распятие.
Украшений нет.
Записи
Запись л. 71 об. писца: «Сия книга жития богоносных отец наших, святителя Саввы, Симеона мироточца, и святаго мученика Лазаря князя Сербскаго, еще же книжица именуемая типик, святаго Саввы, и похвалное слово, от древняго сочинения, и языка сербскаго, старанием и иждивением пречестнейшаго, тояжде святыя лавры Хиляндарския, соборнаго старца, и епитропа схимонаха кир Афанасия, сербина природою, по фамилии Об(р)адовича, на славенский церковный язык преведеся, и исправися по правилам грамматических, и преписася по орфографии славенской монахом Митрофаном, малороссианином, по фамилии Ветепским [Витебским]: 1788 года. И иже сползуются от книги сея, ктитору сея книги, пречестнейшему схимонаху Афанасию богатая испросите воздаяния от Господа: мне же (аще и аз не мало потрудихся), и общее речение, еже, Бог да простит ему, доволно мне от вас приглаголемое будет».
Содержание
л. 1. Житие св. Феодосия. «Месяца януария в 14 день. Житие и подвиги, подъятыя в пустыни со своим отцем: послежде же самаго в уединении
Еще же от части и о чудесех поведание».
Нач.: «Не имам таковаго разума от убогаго ума моего, зане нищетою одержимь...».
л. 57. Житие преподобного Симеона. «Житие преподобнаго отца нашего Симеона новаго Мироточца, вкратце: пространно же, в житии святителя Саввы обретается».
Нач.: «Бе преподобный отец наш Симеон от родителей благочестивых, владычествовавших всеми сербскими землями…».
-/307 Житие Симеона Нового Богослова
Перв. четв.19 в.
4о. 22х18. 53 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. В конце два листа без нумерации без текста. Содержит сноски на полях. На полях указаны номера листов греческой книги, с которой делался перевод. Названия глав чернилами в колонтитулах. Переплёт картон.
Без украшений.
Содержание
л. 1. Никита Стифат. Житие Симеона Нового Богослова. «Житие и жительство иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова».
Нач.: «Добродетель есть вещь некая горяча и зело прилична…».
Библиография
Catalog manuscripts on microform of the Hilandar Research Library, Columbus, Ohio, 1992, I and II.
Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978.
Тахиаос А.-Э. Славянские рукописи Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон / Пер.: Харламова Н. О. СПб.: Русско-Балтийский инф. центр «Блиц», 2012.
[1] См. библиографию ниже.
[2] Их можно уточнить в имеющихся описаниях, приведенных в библиографии.