Опись рукописных книг, происходящих из школы св. Паисия (Величковского) и связанных с ним обителей. Рукописи из собрания афонского Пантелеимонова монастыря
Здесь представлены рукописи, обнаруженные нами в результате непосредственной работы с 2006 по 2012 год. Часть из них уже имели описания[1]. Однако не всегда отмечено, какие именно манускрипты содержат переводы или поучения, восходящие к школе прп. Паисия (Величковского), что данная работа и имеет целью уточнить. В связи с тем, что работа большей частью проводилась удаленно, с помощью предоставленных монастырем электронных копий, данное описание более ориентированно на роспись содержания рукописей и не предполагает характеристики водяных знаков[2]. Сохранена нумерация монастырской библиотеки.
Статья

L032034. Слова прп. Исаак Сирина (2-й перевод) с прибавлением. 1833 г.

I+257 л. Полуустав двух почерков. I – (л. 1-256 об.), II – (л. 257-257 об.).

1о. 33х21. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон с кожаным корешком и углами.

Украшения

Заголовки, инициалы киноварные. На л. 19 цветная геометрическая заставка с иконой Воскресения Христова в медальоне. На л. 256 внизу концовка в виде равноконечного креста чернилами.

Записи

На л. 1 заголовок киноварью посредине: «Поучении преподобнаго отца нашего Исаака Сирина, списаны с переводу молдавлахийскаго Святовознесенскаго Нямецкаго монастыря архимандрита и схимника старца Паисия». На л. 256 внизу запись писца с датой киноварью: «Помощию Божиею окончена книга сия 1833 года месяца иулия 18 дня». На л. 256 об. внизу запись той же руки чернилами: «Настоящая книга святаго Исаака Сирина верна с печатною во всем кроме предисловия немного несогласующаго».

Содержание

Л. 1. Заголовок.

Л. 2. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоисцелна, яже в начале страстных человек душам всея вселукавый враг…».

Л. 13. Оглавление. «Оглавление иже в книзе обдержимых».

Л. 19 (1). Слова подвижнические (1-91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника…».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры, и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего…».

Л. 257. Выписки от старчества.

Нач.: «Авва Исайя рече: яко от пяти страстей блудная брань умножается…».

 

L032043. Слова прп. Исаак Сирина (2-й перевод). Первая четверть 19 в.

162 л. Полуустав аккуратный, одного почерка.

4о. 19х15,5. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Л. 10, 11 без текста. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с золотым тиснением.

Украшения

Заголовки, инициалы киноварные.

Содержание

Л. 1. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоисцелна, яже в начале страстных человек душам всея вселукавый враг…».

Л. 6 об. Оглавление. «Оглавление иже в книзе обдержимых».

Л. 12 (1). Слова подвижнические (1-91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника…».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры, и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего…».

 

L032045. «Крины сельные». Сборник. 1776 г.

181 л. 4о. 17х12. Полуустав одного почерка. Писец – схимонах Манассия. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Переплет картон с кожаным корешком и углами.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 174 об. простая концовка чернилами. Заголовки глав киноварью в колонтитулах.

Записи

На л. 2-16 запись писца по нижнему колонтитулу: «Книга сия глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя мене многогрешнаго схимонаха Манасии зделано моими трудами 1776 года окончено апреля 30 дня».

Содержание

Л. 1. Заголовок. «Крины сельныя или цветы прекрасныя».

Л. 2. Предисловие к книге. «Книга глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя…».

Нач.: «Благодатию и помощию Божиею написахом убо малейшую сию книжицу…».

Л. 175. Поучения свт. Димитрия Ростовского. «Разсуждение како приуготовлятися ко Святому Причащению».

Нач.: «Да искушает же человек себе…».

 

L032046. Феодор Студит. Оглашения. 1777 г.

4о. 30х21. (24х17). 230 л. Полуустав одного почерка. Писец – схимонах Афанасий из Нямецкого монастыря. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Л. 9 без текста. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки киноварные в колонтитулах.

Записи

На форзаце вверху владельческая запись: «1864. Иоанноарий». На л. 230 запись писца внизу страницы: «1777 года писал монах Афанасий».

Содержание

Л. 1. Оглавление. «Оглашений обдержащихся в сей книзе».

Л. 10 (1). Феодора Студийского оглашения. (Заголовок не вписан, верхняя половина листа пустая).

Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадителю…».

 

L032047. Петра Дамаскина слова. Книга 1-я. 1779 г.

Полуустав двух почерков. Второй писец исправляет записи первого на полях и в колонтитулах и восстанавливает утерянные листы. I – (лл. 2-33 об., 35-42 об., 45-46 об., 57-119 об., 123-180 об., 186-234 – Николай), II (лл. 1-1 об., 34-34 об., 43-44 об., 47-56 об., 120-122 об., 181-185 об. – Платон).

4о. 19х12,5. 234 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом.

Заголовки глав киноварью в колонтитулах. Переплет картон в коже.

Украшения

Инициалы цветные, киноварь, имеются простейшие заставки геометрического орнамента. Некоторые заголовки даны на полях, заключенные в фигурные рамки цветными чернилами.

Записи

На форзаце владельческая запись карандашом частично на греческом, частично на русском языке о принадлежности рукописи епископу Феофану.

На л. 230 запись писца внизу: «Списано Николаем грешним в пустыне над Вороною, 1779 года, февраля 17 дня». На л. 23о об. запись: «В книги именуемой пращица, печатаной при царствующем Санктпитербурхе, в Троицком Александроневском монастыре, в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1726, напечатано при конце так: выписано из потребника харатейнаго, за подписанием руки, святаго Феогноста митрополита Московскаго, иже писан в лето от сотворения мира, 6837, от Рождества же по плоти Бога Слова 1329».

Содержание

Л. 1. Петра Дамаскина главы. ««Начало с Богом содержания настоящия книги: Преподобнаго и богоноснаго отца нашего священномученика Петра Дамаскина».

Нач.: «Многих и великих благодатию сподоблься от Бога дарований окаянный аз».

Л. 230 об. Слово свт. Софрония Иерусалимского (выписки) «От слова святаго Софрония патриарха Иерусалимскаго. Лист 89, на обороте».

Нач.: «Во всей сей жизни своей, во всяких делех своих всякий христианин ничимже да хвалится».

 

L032050. Патерики. Азбучный и Иерусалимский. Без окончания. 1775 г.

Полуустав неаккуратный, двух почерков. I (лл. 1-171 об., 174-202), II (лл. 172-173).

4о. 25х15,5. 203 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Повреждено жучком с незначительными потерями текста. Переплет доски в коже с тиснением.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. Имеются заставки растительного орнамента в стиле барокко. Заголовки глав киноварью в колонтитулах.

Записи

На об. форзаца запись скорописью: «Сей Патерик скитский. Господи помилуй мя грешнаго окаяннаго прости моя согрешения настави мя на путь покаяния». На л. 1 запись писца киноварью в прямоугольной рамке, украшенной цветами: «Во славу святыя единосущния животворящия и неразделимия Троици Отца и Сына и Святаго Духа списася богодухновенная книга сия патерик или отечник, преподобних и богоносних отец египетских деяния и словеса их душеполезна во обители Рождества Богородици [имеется в виду Поляна Мерулуй старца Василия], нариц(аемыя), русская поляна лето 1775».

Содержание

Л. 1. Заголовок. «Во славу святыя единосущния животворящия и неразделимия Троици».

Л. 2 (1). Предисловие. «Предисловие в книгу».

Нач.: «В сей книзе и списася, добродетелное учение и дивнаго жития жизнь и повести».

Л. 4 (3). Оглавление. «Оглавление книги сея сколки обретается в ней глав и слов».

Л. 5 (4). Начальное поучение и молитва Ефрема Сирина. «Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина».

Нач.: «Егдаже чтеши, соприлежанием и болезнию чти, вомнозе устроении, не мимо ходя стихи, и нетщися токмо листи миновати».

Л. 6 (5). Патерик алфавитный. «Патерик алфавитний или словеса исправлений преподобних отец. Знамение первое, о авве Антонии».

Нач.: «Святому Антонию Великому, сидящу иногда в пустыни».

Л. 57 (56). Патерик скитский (иерусалимский). Предисловие. «Предисловие о житии и повестей блаженных и святих отец скитских».

Нач.: «Искони бяше ко Богу, Бог Слово, многия ради благостиня».

Л. 66 об. (65 об). Патерик скитский (иерусалимский). «Словеса душеполезная преподобних отец и богоносних мужей».

Нач.: «Рече авва Антоний, якоже риби медлящии насусе умирают тако и иноцы кроме келия».

 

L032051. Дионисий Ареопагит, «О божественных именах», 2-я глава с толкованиями. Не окончено. Конец 18 в.

Полуустав, переходящий в скоропись одного почерка.

4о. 23х18,5. 68 л. В конце 6 листов без текста вне нумерации. Сохранность средняя: следы сырости на всех разворотах от корешка, иногда с небольшими потерями текста. Имеются многочисленные сноски на полях, часто в прямоугольных рамках, иногда на греческом языке, указаны страницы печатной греческой книги, с которой делался перевод. Без колонтитулов. Без украшений. Нумерация печатная, библиотечная.

Переплет картон в коже с золотым тиснением.

Записи

На л. 11 об. запись писца: «Ведомо да будет, яко исправления в греческой печатней книзе на краях положена суть, иже и аз такожде полагаю».

Содержание

Л. 1. Дионисия Ареопагита «О божественных именех» (глава 2) . «Святаго Дионисия Ареопагита о божественных именех. Глава 2. О соединеннем и разделеннем богословии и кое есть божественное соединение и разделение».

Нач.: «Богоначалное все бытьство чтолибо есть».

Л. 11 об. Максима Исповедника толкование. «Святаго Максима Исповедника сказания на вторую главу святаго Дионисия Ареопагита о божественных именех».

Нач.: «Богоначалное. От главы сея наипаче…».

 

L032056. Слова прп. Исаак Сирина с предисловием. (1-й перевод, 89 глав не окончено). Первая четверть 19 в.

III+162 л. Полуустав аккуратный, одного почерка.

4о. 19х15,5. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки, инициалы киноварные.

Содержание

Л. III. Заголовок. «Житие иже во святых отца нашего Исаака…»

Нач.: «Иже во святых отец наш Исаак…».

Л. 12 об. Оглавление. «Сказание главам книги сея».

Л. 18 об. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоисцелна, яже в начале страстных человек душам всея вселукавый враг…».

Л. 27. Слова подвижнические (1-89). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника…».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры, и сеется в сердце, егда отлучится мысль от молвы мира…».

 

L032062. Сборник-конволют, содержащий 2 части выписок из слов прп. Исаака Сирина. 1-я половина 19 в. (обе части).

4о. 21х15. Полуустав двух почерков. (1-79, 81-82) Нафанаил (83-96).

99 л. Л. 74 без текста. Нумерация арабская поздняя. С л. 84 новая нумерация писца.

Украшения

На л. 83 рисунок чернилами в прямоугольной рамке, озаглавленный «Пустыня и горы».

Записи

На л. 81 запись писца: «Мати моя пустыня, приими. Сия книга выписанна из книги Исаака Сирина монахом Нафанаилом».

Содержание

Л. 1. Часть I. Слова (1-73) Исаака Сирина (главы часто недописаны, разнятся нумерацией с печатной, не окончены, о чем в рукописи есть заметки карандашом). «Слово о отречении мира и монашестем жительстве».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетелей, страх же бывает от веры, зараждается в сердце…».

Л. 84 (1). Часть II. Выписки краткие из печатной книги св. Исаака (слова 1-39). «Из книги Исаака».

Нач.: «Слово 20. Вопрос: Аще достиже кто в чистоту сердца…».

 

L032065. Слова прп. Исаак Сирина без предисловия (выписано из печатной книги 1854 г.). Вторая половина 19 в.

271 л. Полуустав неаккуратный, одного почерка.

4о. 24х17,5. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеются значительные повреждения жучком с потерями текста, некоторые листы восстановлены. Переплет картон, ветхий. Без украшений.

Записи

На л. 3-10 по нижнему колонтитулу владельческая запись киноварью «Книга монаха Диомида Сальникова святаго Исаака Сириянина».

Содержание

Л. 1. Слова прп. Исаака Сирина (1-91, иногда только выписки из слов). «Святаго Исаака от слова 1».

Нач.: «Кийждо человек имеяй житие оскверненно…».

 

L032067. Сборник смешанного содержания. Рубеж 18-19 вв.

4о. 24х17,5. Полуустав, переходящий в скоропись, неаккуратный, одного почерка.

I+131 л. Нумерация поздняя карандашом. Без колонтитулов. Сохранность средняя, многочисленные следы жучка, сырости, иногда с потерями текста. Переплет картон в коже. Без украшений.

Записи

На л. I запись владельческая – архим. Синесий (с личной печатью). «Из числа книг моих да ни затиряется да будет ... для прочтений .... А(рхимандрит) Синесий 1820 году генваря».

Содержание

Л. 1. Петра Дамаскина главы. Книга 1. Без заголовка.

Нач.: «Многих и великих благодатию сподоблся от Бога дарований окаянный аз…».

69 об. Симеона Нового Богослова поучение. «Святаго преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова».

Нач.: «Три суть внимания и молитве образи, имиже душа возводится или низводится…».

73. Акафист Троице. «Акифист Тройци Святой».

Нач.: «Согреших на небе и пред тобою отче небесний…».

Л. 83. Канон Богородице. «Таже канон к Пресвятой Богородице умилителен и жалостен».

Нач.: «О неизреченней благости воплощшагося из Тебе Богородице Всепетая…».

Л. 89 об. Служба страстям Господним. «Таже начинай со умилением страсти Господни».

Нач.: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, о коль сладки и коль красни шествия Твоя…».

Л. 104 об. Поучение о Причастии. «Разсуждение Божественнаго причащения, ибо нерадяй суд себе яст».

Нач.: «Господь есть, здравие мое…».

Л. 105 об. Канон покаянный ко Пресвятой Богородице. «Канон ко Пресвятой Богородици».

Нач.: «Всякаго моего ридаю жития сквернаго и множества безмерних зол…».

Л. 108. Канон иноческий. «Канон иноческий. Начало обичное со умилением».

Нач.: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития…».

Л. 114. Канон Ангелу Хранителю. «Канон Ангелу Хранителю».

Нач.: «Ангеле святый Христов, живот мой соблюди во страсе Христа Бога…».

Л. 117 об. Молитва. «Молитва по окончании утрени».

Нач.: «На всяк день и час в сокрушенном и смиренном сердци моем припадая…».

Л. 119 об. Молитва. «Молитва по вечерне».

Нач.: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий и многомилостиве человеколюбче, не хотяй смерти грешником…».

Л. 122. Святого Аммония поучение. «Святаго преподобнаго отца нашего Аммуни слово».

Нач.: «Четире вещи суть. И аще едину от них имать человек…».

Л. 128 об. Святого Моисея поучение. «Слово святаго Моисеа архимандрита о стяжании разсуждения».

Нач.: «Господь Бог, почто в древнем завете повеле…».

 

L032101. Слова Петра Дамаскина. Книга 2. 1-я половина 18 века, до 1763 года.

Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков. I – иером. Паисий (Величковский) (лл. 1-20 об., лл. 25-36 об., 41 – 86), II – (лл. 21-24 об., 37-40 об.).

86 л. 8о. 16х11,5. Нумерация печатная, библиотечная. Переплет картон с ледериновым корешком и углами. Без украшений.

Записи

На л. 86 об. владельческая запись: «Из книг русскаго Пантелеимонова монастыря что на Св. горе Афонской».

Содержание

Л. 1-86 об. Слова Петра Дамаскина. Книга 2. «Преподобнаго отца нашего Петра Дамаскина, словеса кратка, 24 по алфавиту, исполненна суще духовнаго разума».

Нач.: «Первословие се и аз стихиа, духовную обдержит премудрость».

 

L032215. Сборник аскетический, конволют. Рубеж 18-19 вв. (перв. тетрадь 1785 г.)

Полуустав, переходящий в скоропись, разных почерков. I – иером. Савватий, (лл. 1-8 об.), II (лл. 9-23 об.), III – (лл. 25-40 об.), IV – (лл. 43-77 об.) схим. Климент.

78 л. л. 24, 41, 42, 78 пустые. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется печатная библиотечная нумерация.

4о. 160х220 (15х22). Небольшие повреждения жучком. Переплет картон с кожаным корешком.

Украшения

На л. 1 и 8 в начале глав рисунки четырехконечного креста чернилами.

Записи

На л. 8-8 об. обширная запись первого писца с датировкой, содержащая сведения о владельцах рукописи. Упоминаются мон. Варлаам, иером. Дометиан.

На л. 43 владельческая запись по верхнему колонтитулу: «Сия книга Харалампиа монаха скита Кутлумуш».

Содержание

Л. 1. «Завет преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна, Рылскаго Чудотворца, данный от него учеником своим, прежде смерти его. Глаголя:» Нач.: «Аз смиренный и грешный Иоан: иже никоего блага сотворивый на земли».

Л. 9 (1). Мелетия Исповедника поучение о молитве. «От книги преподобнаго отца нашего Мелетия Исповедника в Галисийстей горе подвизавшагося. О молитве».

Нач.: «Зареносное терпение, глаголет некто от святых, одушевлено молитвами, и благодарении».

Л. 25. Нила Постника главы. «Преподобнаго отца нашего Нила Постника. О молитве, 153 глав».

Нач.: «Аще кто восхотел бы благовонный фимиам устроити».

Л. 37 об. Илариона Великого слово. «Преподобнаго отца нашего Илариона Великого к некоему брату, просившу послания у него».

Нач.: «Ко старейшему ми брату, и Христову рабу, убогий аз инок, и последний в братстве Иларион».

Л. 43. Максима Исповедника поучение. «Иже во святых отца нашего Максима Исповедника слово постническо, по вопросу и ответу».

Нач.: «Брат вопроси старца глаголя: молютися отче рещи ми, что смотрение Господня вочеловечения?».

 

L032219. Лествица св. Иоанна Синайского (перевод прп. Паисия). Рубеж 18-19 вв.

4о. 230х165. 206 л. Полуустав аккуратный одного почерка. Писец – схим. Афанасий (Охлопков). Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В начале глав цветные заставки растительного орнамента. На л. 11 об. цветной рисунок во весь лист – ваза с цветами. Заголовки глав киноварью в колонтитулах.

Содержание

Л. 1. Житие Иоанна Синайского. «Житие вкратце аввы Иоанна игумена святыя горы Синайския, прозванием схоластика иже во святых воистину, списано от Даниила монаха Раифскаго мужа честна и добродетелна».

Нач.: «Оно убо, кий есть произведый доблественника сего и воспитавый».

Л. 12 (1). Лествица Иоанна Синайского. «Иже во святых отца нашего Иоанна лествица. Предисловие слова сего, егоже наименование есть скрижали духовны. Слово постническо аввы Иоанна игумена иже в Синайстей горе монахов, еже и посла ко авве Иоанну игумену Раифскому побужден быв от него сочинити».

Нач.: «Слово 1. О отречении жития. Благаго и преблагаго и всеблагаго Бога нашего и Царя».

 

L03220. Марка Подвижника Слова (перевод прп. Паисия). 1777 г.

Полуустав одного почерка. Писец – иеросхимонах Николай из скита Ворона.

4о. 21х15. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью.

181 л. Сохранность средняя, повреждено жучком с незначительными потерями текста. Заголовки глав киноварью в колонтитулах (с л. 3 до л. 180 колонтитулы чернилами руки схим. Онуфрия). Переплет картон в ледерине с тиснением и кожаными корешком и углами. На корешке надпись: «Марк Подвижник».

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные, заставки цветные растительного орнамента. На л. III об. вклеена гравюра Киево-Печерского издания «Житие Марка Печерскаго». На л. 181 об. концовка цветная растительного орнамента с монограммой «Мария» в сияющем круге. Инициалы с растительным орнаментом. Имеются многочисленные сноски на полях, часто в фигурных рамках.

Записи

На л. 180 об. владельческая запись: «Сия книга преподобнаго Марка, из книг схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лет во пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте в Молдавии жившый схимонах Николай». На л. 181 запись писца в двойной прямоугольной рамке: ««Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия, и Нераздельныя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сия книга преподобнаго и безсмертнаго [богоноснаго] отца нашего Марка, из еллиногреческой печатной исправлена на славенороссийский язык всечестным старцем обители Секулской Молдовской иеросхимонахом Паисием, с которой за благословением его всечестным в пустыни над потоком Вороною жившым недостойным священномонахом Николаем переписана, и из слова до слова точно во всем сведена верно. В лето от сотворения мира 7285, от рождества же по плоти Бога Слова, 1777». На л. 181 об. две записи писца: «Слово же еже сотвори святый на еретики о Мелхиседеце, несть зде. Конец аввы Марка списаний». «Списано 1777 года июня с 2 числа, июля по 25 число. Священномонах Николай писал, схимонах же Онуфрий самохудожне оправил».

Содержание

Л. 1 Марка Постника слова (1-10). «Преподобнаго и безсмертнаго [богоноснаго] отца нашего Марка Постника, о покаянии всем всегда приличествующем, егоже силу действия вернии и прежде делания благодатию крещения прияша».

Нач.: «Господь наш Иисус Христос Божия сила и Божия премудрость, боголепно якоже весть сам о всех промышляя спасении…».

 

L03257 (Ксилургу, б/н). Слова прп. Исаак Сирина с предисловием и толкованием. (1-й перевод). Рубеж 18–19 вв.

Стилизованный полуустав одного почерка.

4о. 18х25. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом римской цифирью (лл. I-XXXVII).

XXXVII+421 л. Последний лист пустой. Заголовки и инициалы чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с тиснением и металлическими застежками.

Украшения

Заголовки, инициалы киноварные. На л. XII, 1 цветные заставки растительного орнамента.

Записи

На первом припереплетном листе библиотечные записи карандашом, владельческая запись посредине листа чернилами: «№ 5. Скита Богородица».

Содержание

Л. I. Рассказ об издании слов Исаака Сирина. «О издании печатию еллиногреческим языком книги».

Нач.: «Ниже Исаак Сирин хотяше убо в конец себе сокрыти…».

Л. XII. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии».

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна…».

Л. XXIX. Оглавление. «Оглавление иже в книзе обдержимых».

Л. 38 (1). Слова подвижнические (1-91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника».

Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели…».

Л. 427 (390). Толкование слов. «Толкование некиих неудоборазуменных словес святаго Исаака Сирина».

Нач.: «Слово 1. Иже от человек почести приемляй, едва возможет гордыни убежати сетей…».

 

L033369. (Ксилургу, 4). Сборник канонический и аскетический. Посл. трет. 18 в.

I+223 л. л. 24, 144 без текста. 4о. 20,5х150. Полуустав одного почерка.

Писец – мон. Варфоломей. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. На полях сноски, иногда в фигурных рамках. Имеются небольшие повреждения жучком, без потерь текста. Переплет картон с кожаным корешком и углами.

Украшения

Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. В конце глав концовки чернилами.

Записи

На л. 222 об. обширная запись писца о книге «Крины сельныя».

Содержание

Л. I. «Крины сельныя». Отрывок из главы 30, без окончания.

Нач.: «Делаяй храни, о человече, сиречь, молись со вниманием…».

Л. 1. «Апология во утоление печали человека…». С печатного издания 1716 г.

Нач.: «Старец некто от духовных…».

Л. 25. Прп. Ефрема Сирина поучения (выписки). «От книги святаго Ефрема…». Слово 102.

Нач.: «Ничтоже предпочтим, любимая братия…».

Л. 37. Выписки канонические из книги правил, поучений свт. Иоанна Златоустого, Василия Великого. «Краткая выписка от правил святых…».

Нач.: «Правила святых славных и всехвалных апостол…».

Л. 89. «В неделю мясопустную, преподобнаго отца нашего Палладия мниха…».

Нач.: «Ныне исповеждься, душе, ныне умилися…».

Л. 103 об. «Слово от жития святаго Филимона отшельника…».

Нач.: «Аще убо хощеши сия вся прейти добродетели…».

Л. 106 об. Патериковые главы. «Преподобнаго отца нашего Пахомия Великаго устав от ангела ему преданный».

Нач.: «Ангел Господень явися святому Пахомию…».

Л. 125. «Словеса душеполезна от лимониса».

Нач.: «Глава 12. Брат вопроси авву Алимпия…».

Л. 145. Предисловие к книге «Крины сельныя». «Предисловие благоразумному читателю…».

Нач.: «Любимый мой читателю, хощеши покажу ти вещь…».

Л. 148 об. «Книга глаголемая крины сельныя или цветы прекрасныя…».

Нач.: «Благодатию и помощию Божиею написахом убо малейшую сию книжицу…».

 

L033370. (Ксилургу, 5). Сборник аскетический. Втор. пол. 18 в.

4о. 16х11. 184 л. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Имеются следы сырости, без потерь текста. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Без переплета. Без украшений.

Содержание

Л. 1. Предисловие. «Григория Синаита во книзе сея толк(кование)». «О еже яко несть наша брань к крови и плоти».

Нач.: «Станище есть, добродетелем разстояние, позорище же ангелом и бесом собрание».

Л. 4 (1). Григория Синаита главы (1-137). «Преподобнаго Григория Синаита главы со краегранесием зело полезны».

Нач.: «Словесну убо быти кому, или быти по естеству, якоже бе прежде чистоти и нетления, невозможно».

Л. 45 об. (42 об.). Григория Синаита другие главы (1-15). «Тогожде Григориа Синаита сказание малое о безмолвии, во главизнах пятинадесятих, о двоих образех молитви».

Нач.: «Два образа суть соединения паче воходи, обоюду умния молитви».

Л. 55 об. (52 об.) Григория Синаита другие главы (1-7). «Тогож Григория Синаита, о безмолвии главизни о еже како подобает сидети во безмолствии».

Нач.: «Овогда убо на столе множайшаго ради труда, овогда же и на постели малейше до времене отради ради».

Л. 61 об. (58 об.). Григория Синаита другие главы (1-12). «Григория Синаита, видение известно о безмолвии и молитве, и еще и о знамениих благодати и прелести. И кое различие теплоте и действу, и яко кроме наставника, удобь совходит прелесть».

Нач.: «Подобаше убо нам рещи по великому учителю, никакоже требовати яже от писания помощи, или от инех отец, о знаменосне Лонгине».

Л. 72 об. (69 об.). Григория Синаита другие главы. « Григория Синаита о четирех началствиих. И колижды священноначалство глаголется, и елижди разделяется уставное видение».

Нач.: «Вина убо есть всем Троица, от умнаго умно».

Л. 80 об. (77 об.). Григория Синаита другие главы. «Тогожде главизни о сонних искушениих, колижди истицателний грех бивает, грешное и безгрешное?».

Нач.: «От триех вещех погрешителное, блудом и малакиею, и сложением помислним».

Л. 82. (1). Сотницы Никиты Стифата (1-300). «Никити Стифата презвитера обители Студийския. Вопрос».

Нач.: «Кая есть мисль мира, и яже в мире отречения?».

Л. 143 (1). Филофея монаха главы. «Филофея инока обители купины иже в Синаи. Главизни трезвителни о хранении сердечнем, зело красни».

Нач.: «Есть мисленная рать в нас самех чувственне лютейшии».

Л. 161 (1). Федора Эдесского главы деятельные (1-100). «Главы добродетелни преподобнаго отца нашего Феодора, в лавре святаго Саввы безмолствовавшаго, иже откровением Божиим поставлен бысть епископом Едесу».

Нач.: «Понеже бо благаго Бога благодатию, отвергшеся сатани и дел его лукавих».

 

L033371. (Ксилургу, 6). Симеона Нового Богослова слова с прибавлением. Посл. треть 18 в.

4о. 18,5х14,5. 78 л. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Писец – монах Ефрем. Имеется поздняя нумерация карандашом. В тексте пропуски, потери в середине текста. В результате реставрации вставлены чистые листы – 9, 56, 57, 64, 65, 78. Переплет картон в коже.

Украшения

На л. 1 заголовок написан вязью. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 77 об. концовка чернилами с монограммой писца.

Записи

На л. 77 об. две монограммы писца: «монах Ефрем».

Содержание

Л. 1. Симеона Нового Богослова слова (1-23). «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена бывшаго ограды святаго Маманта. Словеса зело полезна о началожителстве списанна».

Нач.: «Братие и отцы, всяк человек иже мира и яже в мире всех отрекийся, и иноческаго жития подвигу притек…».

 

L033372. (Ксилургу, 7). Сборник аскетический. Втор. пол. 18 в.

Полуустав неаккуратный, переходящий в скоропись, одного почерка.

8о. 16,5х10. 270 л. Два последних листа пустые. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Доски в коже с тиснением и металлическими застежками.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. В началах книг заставки геометрического орнамента киноварные. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. Заголовки глав чернилами в колонтитулах.

Записи

На л. 98 вверху листа, в прямоугольной заставке владельческая запись: «Дамаскина монаха».

Содержание

Л. 1. Исихия пресвитера слова (1-200). «Преподобнаго отца нашего Исихия презвитера церкве Иерусалимския словеса душеполезная о трезвении и добродетели».

Нач.: «Трезвение есть художество духовно от страстних помисл и словес и лукавих дел».

Л. 68. Филофея Синайского главы (1-43). «Главизны трезвительны, о хранении сердечнем зело красны. Филофея инока обытели Купины иже в Синаи».

Нач.: «Есть мисленная рать в нас самех, чувственния лютейши».

Л. 98. Нила Сорского поучения (1-20). «Блаженнаго Нила Сорскаго, пустинника, предсловие во свою ему, в немже оглавляется еже от киих речеся о мысленном делании».

Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном, и мысленном блюдении, и умном хранении».

Л. 186 об. Послание ученикам Нила Сорского. «Тогожде Нила предание своим его учеником».

Нач.: «Вседействием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Л. 195 об. Симеона Нового Богослова поучение о внимании и молитве. «Святаго Симеона Новаго Богослова слова душеполезны о молитве».

Нач.: «Вход обрете враг диавол со бесы своимы, отнележе от рая и от Бога изгна нас за преслушание…».

Л. 213 об. Слова Петра Дамаскина (выписки). «От книги святаго Петра Дамаскина».

Нач.: «Понеже мнози от древних святых много стяжание имеяху…».

Л. 225. Симеона Нового Богослова (выписки от глав). «Преподобнаго Симеона Новаго Богослова».

Нач.: «Начало сотвори во Христа, теплую веру. И сице изыйди из мира, и шествуй…».

Л. 227. Никиты Стифата (выписки). «Святаго Никиты Стифата».

Нач.: «Люта и неудоб победима страсть хули имать же вины от гординнаго смисла сатаны…».

Л. 228. Патерик алфавитный (выписки). «Патерик».

Нач.: «Рече авва Логгин, яко пост смиряет тело, бдение же очищает ум…».

Л. 260 об. Илариона Великого поучение. «Правило или устав богоугоднаго жития преподобнаго Илариона Великаго богоноснаго пустинныка».

Нач.: «Потщимся паче всего братие в безмолвии работати Богу…».

 

L033373. (Ксилургу, 8). Поучения огласительные прп. Феодора Студита. 1789 г.

4о. 23,5х16,5. XI+247 л. Полуустав нескольких почерков. Писцы – иеросхимонах Николай, схимонах Онуфрий, монах Филимон. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом римской цифирью (лл. I-XI). Переплет картон в коже.

Украшения

Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. На л. XI об. миниатюра с изображением Знамения Креста. На л. II об. гравюра с изображением Никона Печерского из печатной книги издания Киево-Печерской Лавры. На л. 115 об. Концовка в виде 16-лучевой контурной звезды с именем «Мария» в центре, зашифрованным в виде монограммы, вокруг которой написано: «Блажим Тя вси роди Богородице Дево, в Тя бо невместимый Христос».

Записи

На внутренней стороне обложки записи карандашом. На форзаце владельческая запись: «Скит Богородичный Ксилургу. Старец Прокопию з братию его». На л. 2 наклеена заставка из печатного издания со словами: «Во славу Святыя, единосущныя, животворящыя, и неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа». По нижнему колонтитулу на лл. III-X владельческая запись: «Сия книга куплена за скит Болгарский нарицаемии Богородица дано дву книги за ню и да не имее кто волю прилагати ея от уреченнаго скита на другое место, или красти, что не будет прощен никогда. 1818-го года». На л. 246 об. (235 об.) запись писца: «Сия книга Феодора Студита, преведенная от греческой печатной, всечестным отцем иеросхимонахом Паисием, старцем монастырей Нямца, и Секула, в Молдавии. С которой за благословением его святыни, преписано священномонахом Николаем, и монахом Филимоном, со Онуфрием схимонахом, жившими в пустыни, над потоком Вороною, 1789 года, генваря 20 дня».

Содержание

Л. III. Оглавление. «Оглавление оглашений обдержащихся в сей книзе».

Л. 12 (1). Феодора Студийского оглашения. «Начало со Богом оглашений, преподобнаго и богоноснаго отца нашего, Феодора Исповедника, игумена Студийскаго».

Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадетелю».

 

L033374. (Ксилургу, 9). Поучения огласительные прп. Феодора Студита. Последняя четверть 18 в.

4о. 31,5х22,5. 136 л. Полуустав двух почерков. I – (л. 1-125 об.,) II – (л. 126-136). Текст вписан в прямоугольных рамках чернилами.

Украшения

Заголовки, инициалы киноварные. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. На л. 1 цветная заставка геометрического орнамента. Переплет картон с кожаным корешком и углами.

Содержание

Феодора Студийского оглашения. «Начало со Богом оглашений, преподобнаго и богоноснаго отца нашего, Феодора Исповедника, игумена Студийскаго».

Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадетелю».

 

L033375. (Ксилургу, 10). Сборник аскетический. Посл. треть 18 в.

4о. 23,5х16. Полуустав, переходящий в скоропись. одного почерка. Писец- схим. Михаил.

141 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски, иногда в фигурных рамках. Заголовки и инициалы чернилами в колонтитулах. Переплет картон.

Украшения

Имеются многоцветные заставки растительного орнамента. Заголовки и инициалы киноварные, иногда в рамках с орнаментальными украшениями.

Содержание

Л. 1. Иоанна Капрафийского слова. «Преподобнаго отца нашего Иоанна епископа Карпафийскаго, ко иноком иже во Индии, писавшым ему, утешителны главы сто».

Нач.: «Сущым на земли царем весенны цветы приносяще нецыи просители, не токмо отвержени не быша множицею, но убо и некия восприяху дары».

Л. 21. Иоанна Карпафийского поучение. «Тогожде блаженнаго Иоанна Карпафийскаго слово постническое и зело утешително к побудившым и от Индии иноком».

Нач.: «Никогдаже да восхощеши паче инока, мирянина ублажити, имуща жену и дети».

Л. 25 (1). Максима Исповедника слово. «Иже во святых отца нашего Максима Исповедника, слово постническо, по вопросу и ответу».

Нач.: «Брат вопроси старца, глаголя: молютися отче, рещи мне, что смотрение Господня вочеловечения?».

Л. 46 (22). Василия Великого поучение. «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, поучение от постнических его словес».

Нач.: «Совершеннейшее дело постническаго жителства се есть, еже безместных дел устранятися».

Л. 47 об.

Кассиан Римлянин. Слова (1-8). «Преподобнаго отца нашего Кассиана Римлянина о осмих помыслех злобы».

Нач.: «Первее о вображении общежитий сочинивше слово».

Л. 66 (1). Иоанна Златоуста поучение. «Святаго Иоанна Златоуста послание к монахом и игумену некоему».

Нач.: «Понеже писал ми еси возлюбленнейший мой брате».

Л. 73 (1). Феогноста монаха слова. «О деянии и видении и о священстве, ихже краегранесие: преподобнейшим отцем Лазару и Варлааму, Феогност всехуд и недостоин всего мира».

Нач.: «Тогда вменяй истину имети добродетель, егда вся яже на земли совершенно презриши».

Л. 82 об. Симеона Евхаитского послание. «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Симеона митрополита Евхаитскаго. Послание ко Иоанну иноку и затворнику. Сие же приличествует и всякому иноку седящу наедине в безмолвии».

Нач.: «Приях твое отче духовный боголюбивое сие писание, и похвалих еже по Богу смирение твое».

Л. 96 об. Повесть душеполезная от патерика. «Повесть о некоем учителе от книги скорбяй и утешаяй».

Нач.: «Бе некий учитель знаменит, иже долгое время моляшеся ко Богу прилежно».

Л. 99 (1). Василия Великого послание. «Святаго Василия Великаго послание ко святому Григорию Богослову, о монашеском устроении».

Нач.: «Познах твое послание, якоже друзи другов своих детей от являющагося на них подобия».

Л. 103 об. Василия Великого слово. «Иже во святых отца нашего Василиа Великаго архиепископа Кесарии Каппадокийския слово постническо и совет о отречении мира и совершенстве духовнем».

Нач.: «Приидите ко мне вси труждающися и обремененнии, и аз упокою вы, глаголет Божественный глас».

Л. 114 (11). Василия Великого слово. «Тогожде слово постническо».

Нач.: «Постническое житие едино намерение имать спасение души».

Л. 118 (1). Феодора Эдесского главы. «Преподобнаго отца нашего Феодора Великаго постника, и епископа Едескаго, главы сто зело душеполезны».

Нач.: «Понеже, Бога благаго благодатию, отрекшеся сатана, и дел Его».

 

Библиография

Тахиаос Антоний-Эмилий. Славянские рукописи Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон. Переводчик: Харламова Наталья Олеговна

Издательство: Русско-Балтийский инф. центр «Блиц», 2012 г.

Каталог рукописей, печатных книг и архивных материалов Русского Свято-Пантеилимонова монастыря на Афоне / составитель: монах Ермолай (Чежия); редакторы: Жанна Леонидовна Левшина, Анатолий Аркадьевич Турилов. / Ч. 1, Славяно-русские рукописи, хранящиеся в библиотеке и архиве монастыря. Святая гора Афон: издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2013. 829, [1] с. : цв. ил., факс. (Серия: Русский Афон XIX-XX веков главный редактор: иеромонах Макарий (Макиенко); Т. 7).

 

[1] См. библиографию ниже.

[2] Их можно уточнить в имеющихся описаниях, приведенных в библиографии.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9