Статья
В докладе доктора богословия, главного научного сотрудника Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия игумена Арсения (Соколова), прочитанном на Богословской конференции в Екатеринбурге 8–10 февраля 2022 года, анализируются пророческие книги Ветхого Завета, которые были созданы в VIII веке до Рождества Христова. В это время пророчества, изначально бывшие устными, начинают записываться и таким образом становятся литературными памятниками. Автор подчёркивает актуальность идей и призывов святых пророков, их ценность и значимость для наших дней.
Книги
Эта книга первая в серии "Исследования Ветхого Завета" - обстоятельный и подробнейший анализ одной из пророческих книг Ветхого Завета - Книги пророка Амоса. Его пророческое служение пришлось на времена земного величия и процветания Древнего Израиля. Но имея все земные блага, вожди народа Божия ожесточились, стали высокомерными, алчными и самонадеянными. Поэтому пророчества Амоса посвящены приближающемуся суду Божию над израильским народом. Эти древние тексты, актуальные во все времена, анализирует автор книги - игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. равноапостольных Кирилла и Мефодия, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, член Синодальной Библейско-богословской комиссии.Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Статья
Вниманию читателей предлагается доклад игумена Арсения (Соколова), представленный на XXVII международной богословской конференции ПСТГУ (Москва, 8 декабря 2016 г.).
Книги
Читатель, впервые открывающий Книгу пророка Осии, а вместе с ней и всю Книгу Двенадцати малых пророков, обычно испытывает удивление и недоумение. Наверное, еще более разительно действовало начало пророческой книги на ее первых благочестивых читателей. Бог повелевает своему пророку совершить нечто аморальное и противозаконное: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда» (1:2). Далее на протяжении трех глав описываются так называемые символические действия пророка, связанные с его взаимоотношениями с этой блудницей, причем их описание ведется то в третьем лице, то от первого лица. Отвратительный для пророка брак, имена детей от этого брака и сопровождающие все это пророческие речи шокирующе-наглядно объясняют отношения Израиля с YHWH, его Богом. И самое важное – отношение Бога к своему народу.Супружеская метафора, введенная Осией в VIII веке до Р.Х. – самая яркая метафора для изображения этих отношений. Есть у пророка и другая метафора, изображающая взаимоотношения Бога и Израиля – «отец и сыновья» (11:1 сл.), но книга начинается именно этой, «муж и жена». Писатель-пророк делает это намеренно: в этой метафоре – ключ к объяснению всей истории избранного Богом народа. Более подходящего начала для книги – и для книги пророка Осии, и для всей книги Двенадцати – невозможно себе представить.Во второй половине VIII века Израиль оказался на краю гибели, на краю полной политической катастрофы, и этому должно быть духовное объяснение. Осия объясняет: причина катастрофы – измена Богу.
Статья
Из всего множества метафор, изображающих в пророческой литературе отношения Бога и Его народа, самой сильной, несомненно, является супружеская метафора. Она же перешла в Новый Завет, где ею описывается окончательное и полное единение Церкви со Христом. Именно этому яркому образу посвящен доклад игумена Арсения (Соколова), который был сделан на конференции «Актуальные проблемы современной библеистики» 22-23 декабря 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве.
Статья
Публикуется доклад постоянного автора портала игумена Арсения (Соколова), представленный на международной конференции «Современная библеистика и перевод Библии на постсоветском пространстве», которая прошла 25-26 сентября 2015 года в Москве. Она была организована Библейско-богословским институтом имени святого апостола Андрея Первозванного. Текст посвящён мессианско-эсхатологическим местам в Книге пророка Осии и их реинтерпретации в Септуагинте и в Таргуме.
Статья
Некоторые притчи в Евангелии от Луки не имеют параллелей у других евангелистов. Они объединены общей темой – милосердия Божия. Особо ярко в этих сюжетах отражено сострадание Бога к человеку в его падшем, бедственном состоянии. Глубокий смысл этих уникальных текстов раскрывается в статье игумена Арсения (Соколова), которая также является докладом на XXIII международном симпозиуме по православной духовности, прошедшем в монастыре Бозе 9-12 сентября 2015 г.
Статья
Продолжаем публикацию комментария к Книге пророка Осии. Игумен Арсений (Соколов) предлагает разбор второй части поэтического текста, где говорится о помиловании и о восстановлении союза.
Статья
Данная публикация представляет собой комментарий к первой части поэтического текста, составляющего 2 главу Книги пророка Осии. Истинный смысл ярких образов, использованных пророком, а также их назначение раскрывает игумен Арсений (Соколов).
Статья
Игумен Арсений (Соколов) в данной публикации отвечает на некоторые вопросы, которые могут возникнуть при прочтении 3 главы из книги пророка Осии.
Статья
Псалтирь – главный молитвенник Церкви, ветхозаветной и новозаветной. Первый псалом повествует о двух жизненных путях – праведника и нечестивца – и об экзистенциальном выборе между ними. Анализу этого псалма и посвящен публикуемый доклад представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумена Арсения (Соколова), зачитанный на конференции «Книга Псалмов: история интерпретации и рецепции в древних переводах, святоотеческих и литургических текстах» (Москва, РГГУ, 18–19 мая 2015 г.).
Статья
О времени, в которое жил пророк Осия, известно совсем немного. Однако автор делает попытку обрисовать данный период истории Израильского царства и политическую расстановку сил как в стране, так и за ее пределами. Ход событий в описываемое время предшествует полной катастрофе – исчезновению Израильского царства из человеческой истории, депортации и последующей ассимиляции его населения на просторах Ассирийской империи.
Статья
Доклад доктора богословия игумена Арсения (Соколова), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока.
Статья
Доктор богословия
игумен Арсений (Соколов) в своей статье приводит разбор фонетических приемов, используемых в библейских пророчествах для воздействия на слушателя и создающих неповторимую поэтичность текста.
Статья
Вниманию читателей предлагается автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора богословия игумена Арсения (Соколова). Официальные оппоненты: д. философии архим. Кирилл (Говорун), д.ф.н. Десницкий А.С., д.и.н. Рашковский Е.Б.. Защита диссертации состоится 4 сентября 2012 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре свв. равноапп. Кирилла и Мефодия.
Статья
Приблизительно в конце IV – первой половине III веков до н.э. двенадцать книг так называемых малых пророков были объединены в одну. Книги были не просто собраны воедино для удобства их публикации на одном свитке. Эти столь разные по времени возникновения, по стилю и по содержанию тексты стали действительно единой книгой. Именно так и воспринимала их древность. Игумен Арсений (Соколов) в публикуемом материале делает попытку распознать богословский замысел безымянного книжника, сделавшего из разрозненных допленных и послепленных текстов не сборник, а единое целое – книгу Двенадцати.
Статья
Читателям предлагается доклад игумена Арсения (Соколова) на семинаре «Взаимодействие Церкви и гуманитарных наук в переводах Библии и библейских исследованиях», прошедшем 24 января 2012 г. в Москве (РГГУ). Автор обращается к одному из самых загадочных мест книги пророка Амоса, которое современные библеисты называют головоломкой.
Статья
Читателям предлагается перевод статьи современного итальянского библеиста Луки Мадзинги. Автор, преподающий экзегетику в Папском Библейском институте в Риме и на Богословском факультете во Флоренции, ещё мало известен русскому читателю. Статья посвящена разбору отрывка из книги пророка Малахии.
Статья
В домонархическую эпоху израильтяне в массе своей не почитали иных богов, кроме Яхве. Однако чистая вера и чистый культ народа, прошедшего через Синай, испытывали мощное влияние языческой религиозности. Израиль оказался перед опасностью двоеверия, ваализации истинной веры. Но что мы сегодня знаем о религии доизраильского населения страны Ханаан? На этот вопрос отвечает в своей статье игумен Арсений (Соколов).
Статья
Статья игумена Арсения (Соколова) посвящена личности пророка Амоса и его роли в истории ветхозаветного Израиля. Автор статьи по ходу повествования отвечает на вопросы: кем был пророк Амос? Каков был его социальный статус? В чем была причина конфликта пророка со священником Амасией?
Статья
Είναι γνωστό ότι ο βασιλιάς του Ισραήλ, Ιεροβοάμ, ήταν ακριβώς εκείνος ο κυβερνήτης που, σύμφωνα με την καθιερωμένη ερμηνεία των βιβλικών γεγονότων, παρέσυρε το βασίλειο του Ισραήλ στην αμαρτία της ειδωλολατρίας. Άραγε έγινε αυτό πραγματικά; Τί συμβόλιζαν πραγματικά τα χρυσά μοσχάρια που χύθηκαν με εντολή του βασιλιά, και ήταν η λατρεία σ’αυτα ειδωλολατρία; Σε τί ακριβώς συνίσταται η αμαρτία του Ιεροβοάμ; Απαντήσεις σ’αυτα τα ερωτήματα διαβάζετε παρακάτω.
Статья
«День Господень» – выражение, часто встречающееся в пророческих книгах. Понятие, знакомое всем израильтянам и понимаемое ими как светлый праздник победы, вдруг предстает у пророка Амоса в совершенно ином свете – как день скорби и тьмы. Что стало причиной перемены значения всем известного понимания «дня Господня» на противоположное? Об этом пишет постоянный автор нашего портала игумен Арсений (Соколов).
Статья
Книга пророка Амоса занимает особое место в ряде
других книг Ветхого Завета. Именно она положила начало письменной пророческой
традиции, а также стала источником для текстов, вошедших впоследствии в книгу Двенадцати пророков еврейского
канона. Как повлияли речи пастуха из Фекойи,
возвещающего суд Израильскому царству, на тексты других пророков? Какие
толкования предлагались древними писателями? Об этом повествует статья игумена
Арсения (Соколова).
Статья
Исследование древнееврейского стихосложения занимает
библеистов и филологов не первое столетие. Они до сих спорят о свойствах библейского
стиха: о его строении, форме, используемых приемах. Но это ли является
определяющим для понимания книг Священного Писания? Об этом пишет в своей
статье игумен Арсений Соколов (Лиссабон).
Статья
В данной публикации игумена Арсения (Соколова) рассматриваются различные
гипотезы ученых относительно появления Израиля на территории Палестины,
основанные на соотнесении результатов раскопок с событиями, описанными в
Библии. Аргументы в пользу того, был ли это «военный захват» или мирное
заселение территорий, приводятся в предлагаемой статье.
Статья
Известно, что израильский царь Иеровоам был тем самым правителем, который, согласно устоявшейся трактовке библейских событий, увлек Израильское царство в грех идолопоклонства. Но так ли было на самом деле? Что реально символизировали золотые тельцы, отлитые по приказу царя, и было ли поклонение им идолопоклонством? В чем собственно состоял грех Иеровоама? Ответы на поставленные вопросы читайте ниже.