Гагинский Алексей Михайлович

Краткая биографическая справка:

Образование 

Философско-богословский факультет РПУ ап. Иоанна Богослова, 2009 (диплом с отличием). 
Аспирантура Института философии РАН, 2012. 

Ученая степень 

Кандидат философских наук, 2012. «Онтотеологическая проблематика в греческой патристике III-IV вв.», ИФ РАН.

Библиография работ автора:

Монографии: 

Гагинский А.М. Философия беспредпосылочных начал. М.: ИФ РАН, 2018. 193 с. 

В монографии исследуются три объемные темы, каждой из которых посвящена отдельная глава: бытие, единое, Бог. Данные понятия выступали в качестве беспредпосылочных начал, знаменуя собой наступление очередной метафизической эпохи. Так, если для античной философии предельным началом было единое, или благо, для средневековой интеллектуальной культуры – Бог, то для современности в качестве такого начала выступает бытие, которое не подлежит сомнению. Уточнению этих понятий и их связи между собой посвящено данное исследование. Работа предназначена для исследователей разных философских дисциплин, а также для читателей, интересующихся метафизикой, историей философии и философской теологией. 

Рецензия на книгу: «Вернуть Бога в богословие» 

Статьи: 

1. Гагинский А.М. Как сердцу высказать себя? О границах языка мышления // Философия: Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т.II. №4. С. 123-131. 
2. Гагинский А.М. Скрытые предпосылки рациональной теологии // Философский журнал. М., 2018. Т. 11, № 1. С. 111-124. 
3. Гагинский А.М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2018. Вып. 76. С. 23-39. 
4. Гагинский А.М. «Гильотина Юма» в контексте средневекового учения о трансценденталиях // Вопросы философии. М., 2018. № 10. С. 189-200. 
5. Гагинский А.М. Откровение и наука о религии: между позитивизмом и постмодернизмом // Философия религии: аналитические исследования. М., 2018. Т. 2. № 2. С. 155-163. 
6. Гагинский А.М. Влияние экзегетики Оригена на аргументацию Ария в контексте античной философской теологии // Христианское чтение. СПб., 2017. № 4. С. 67-84. 
7. Гагинский А.М. Философские категории в паламитских спорах // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2017. №. 24-25, Вып. 1-2. С. 173-198. 
8. Гагинский А.М. Знание от свидетельства: некоторые проблемы // Эпистемология и философия науки. М., 2017. Т. 53, № 3. С. 68–75. 
9. Гагинский А.М. Постметафизическая теология в контексте истории онтологии // История философии. М., 2017. Т. 22, №. 1. С. 53–67. 
10. Гагинский А.М. О смысле бытия и значениях сущего: Историко-философские разыскания // Философский журнал. М., 2016. № 3. С. 59–76. 
11. Гагинский А.М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. М., 2016. Вып. 4 (71). С. 21–28. 
12. Гагинский А.М. Предпосылки учения о трансценденталиях в Античности: Доаристотелевский период // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. М., 2016. № 2. С. 3–16. 
13. Гагинский А.М. Рациональность и ее пределы в патристической философии // Христианское чтение. СПб., 2016. №. 3. С. 33–48. 
14. Гагинский А.М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4(60). С. 55–71. 
15. Гагинский А.М. Метафизика и божественные энергии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2014. Вып. 4(54). С. 145–148. 
16. Гагинский А.М. Бытие и Единое у Платона // Платоновские исследования. М., 2014. №1. С. 89–107. 
17. Гагинский А.М. Критерий, знание, истина // Эпистемология и философия науки. М., 2013. №3(37). С. 129–140. 
18. Гагинский А.М. Имя Бога и бытие: Филон Александрийский и Иустин Философ // Евразия: Духовные традиции народов. М., 2012. №2. С. 26–33. 
19. Гагинский А.М. Онтологический статус Бога у свт. Григория Богослова // Историко-философский ежегодник’ 2010 / Ин-т философии РАН. М., 2011. С. 33–52. 
20. Гагинский А.М. Бытие и Бог у свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2011. С. 20–30. 

Рецензии: 

1. Perl E.D. Thinking Being: Introduction to Metaphysicsin the Classical Tradition // Социальные и гуманитарные науки. Отеч. и зарубеж. лит. Сер. 3 «Философия». Реф. журн. М., 2016. № 3. С. 124–129. 
2. Berto F., Plebani M. Ontology and metaontology: A contemporary guide // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2016. № 4 (66). С. 136-141. 
3. Хлебников Г.В. Античная философская теология // Философия религии: Альманах 2014-2015. М., 2015. С. 505-510. 
4. Meredith A. Christian Philosophy in Early Church // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. М., 2015. № 2 (58). С. 114-117. 
5. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе // Философия религии: Альманах 2012-2013 / Ин-т философии РАН. М., 2013. С. 445-453. 
6. Tollefsen T.T. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. М., 2010. № 31. С. 133-138. 

Электронные версии текстов 

Индивидуальные проекты 

Грант РГНФ № 15-33-01207: «Тождество и различие как базовые парадигмы патристической философии» (2015–2016). 
Грант Президента Российской Федерации № МК-4660.2015.6 «Трансценденталии: от Античности к позднему Средневековью» (2015–2016), совместно с К.В. Карповым. 

Конференции 

1. Доклад: «Энергии простоты или простота энергии? Парадигмы патристической философии на Востоке и на Западе» — Международная конференция: «Оппозиция Запад – Восток в культурных традициях христианского мира». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург. 
2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург. 
3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г. 
4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015. 
5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015. 
6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург. 
7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН. 
8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал». 
9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г. 
10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014. 
11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014. 
12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ. 29 марта 2013 г. 

Лекционные курсы

1. «Современные проблемы теологии». Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. С 2013 г. по 2017. 
2. «Патрология I-IV вв.». Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. С 2013 г. по 2017. 
3. «Трансценденталии: от Античности к позднему Средневековью» (совместно с К.В. Карповым). Университет Дмитрия Пожарского, осенний семестр 2016 г. (курс для вольнослушателей). 
4. «Онтология и теология». Университет Дмитрия Пожарского, 2014-2016, 4 семестра (курс для вольнослушателей). 
5. «Античная философия». Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. С 2010 по 2015 гг. 
6. «Греческая и латинская патрология». Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. С 2009 по 2015 гг.

Награды:

Диплом финалиста конкурса «Эпистемология и наука: теория, методология, практика», посвященного десятилетию журнала «Эпистемология & философия науки», 2012.

Место работы:

Старший научный сотрудник Института философии РАН (основное место работы)

Статья
Две парадигмы
Продолжаем курс лекций «Теология и онтология» А.М. Гагинского разговором о двух парадигмах – восточной и западной, которые отличаются учением о тождестве сущности и свойств Бога, а также используемым философско-богословским лексиконом.
Статья
Сущность и энергия
Курс А.М. Гагинского «Теология и онтология» продолжается лекцией о Божественной трансцендентности.
Статья
Дионисий Ареопагит
В шестой лекции курса «Теология и онтология» говорится о св. Дионисии Ареопагите и о том, насколько гармонично в его трудах сочетается христианская мысль и неоплатоническая философия.
Статья
Свт. Григорий Богослов
Пятая лекция курса «Теология и онтология» посвящена святителю Григорию Богослову, который предложил наиболее ясное объяснение того как мы можем мыслить соотношение Бога и бытия. Представляются три основных подхода в описании Божественного: катафатическое, апофатическое и гиперохическое богословие.
Статья
Теология и онтология: Постановка проблемы
В следующей лекции курса «Теология и онтология» А. М. Гагинский задает вопрос, что такое первоначало и каким оборазом оно осмысляется с точки зрения онтологии. В поисках ответа на этот вопрос автор обращается к наследию философов Платона и Хайдеггера.
Статья
Теология и онтология: Лексикон онтологии. Часть II
Продолжаем публикацию лекций курса А. М. Гагинского «Теология и онтология».
Статья
Д. Бонхёффер и реальное христианство: к переизданию книги «Сопротивление и покорность»
Интеллектуальное наследие лютеранского богослова, пастора и антифашиста Дитриха Бонхёффера по-прежнему служит базисом для богословской и околобогословской дискуссии. Читатели произведений знаменитого мыслителя с удивлением открывают для себя такие созданные им понятия, как «дорогая» и «дешёвая» благодать, «хождение вслед» и, конечно же, «безрелигиозное христианство». При не слишком глубоком погружении в тексты Бонхёффера все перечисленные словосочетания воспринимаются как безусловное доказательство чуть ли не атеистических убеждений погибшего во Флоссенбюргском лагере пастора. Однако радикальная теология лютеранского богослова ведет читателя не в тьму безбожия, а к свету Богообщения — общения, очищенного от наслоений утратившей актуальность довоенной религиозности. Обо всём перечисленном в представленной публикации размышляет кандидат философских наук А.М. Гагинский.
Статья
Теология и онтология: Лексикон онтологии
Продолжается публикация лекций курса «Теология и онтология». Предлагаем ознакомиться со второй лекцией старшего научного сотрудника Института философии РАН Алексея Михайловича Гагинского.
Статья
Теология и онтология: введение в курс лекций
Киностудия Московской духовной академии «Богослов» представляет вводную лекцию курса «Теология и онтология». Курс читает старший научный сотрудник Института философии РАН Алексей Михайлович Гагинский.
Статья
Понимание как созидание
Богослов.Ru продолжает публикацию докладов, прозвучавших на Форуме молодых учёных, который проходил в рамках Всемирного Русского Народного Собора. Гносеологическим основаниям религии и науки посвящен доклад Алексея Гагинского.

Другие публикации на портале:

Еще 9