В предмонархическую и раннемонархическую эпохи в израильском народе возникает явление, получившее в научной литературе название пророческого движения или профетизма. Наибольшее развитие оно получило в Северном царстве — то есть там, где позднее возникла и пророческая письменность. Наш доклад посвящен началу пророческой письменности, но для того чтобы понять, на каком фоне и в какой среде эта письменность зарождается, придется остановиться и на некоторых пассажах книг שמואל и מלכים, в которых говорится о дописьменных пророках.
О чем пророчествовали эти בני-הנביאים, и “пророчествовали” ли о чем-то вообще, непонятно. Опираясь на тексты Танаха, можно больше сказать о форме их пророчества, чем о ее содержании. Музыка и пляски вводили их в экстаз, они оказывались во власти Духа и начинали пророчествовать. Современный исследователь израильского профетизма Альберто Мелло считает, что произносимое сынами пророческими в состоянии экстаза вряд ли было связной речью. Анализируя историю с Шаулем, он пишет:
Подлинное, легитимное пророчество не должно иметь ничего общего с гадательными формами предсказания, широко практиковавшимися повсеместно в прошлом (которые и в наш “просвещенный” век не менее популярны — от хиромантии и гороскопов до гадания по поведению животных накануне футбольных матчей). В книгах пророков нередко звучит критика в адрес самих пророков, נביאים. Критикуются не пророки Ваала, с которыми и так все ясно, а пророки YHWH, видимо, увлекавшиеся магией, гаданиями и прочими практиками, строго запрещенными в Израиле. Так, раннеиудейские пророки Миха и Йешайяѓу ставят пророков (נביאים) и прозорливцев (חזים) на одну доску с гадателями (קסמים):
Пророческое сопротивление синкретизму и двоеверию возникает именно на Севере, именно в эпоху Омридов. Танах связывает его с именами пророков Элийяѓу и Элиши. В книге מלכים рассказывается, как они и их בני-הנביאים противостали развращающему влиянию государственного ваализма и высоко вознесли знамя яхвизма. Позднее, уже в VIII веке, там же, в Северном десятиколенном царстве, появляются и первые письменные пророки – Амос и Ѓошеа.
Начало пророческой письменности
Испано-аргентинский библеист Хосе-Луис Сикре-Диас, ученик великого Луиса Алонсо-Шёкеля, дает следующее определение пророка: «Пророк, — пишет он в своем обширном исследовании, посвященном пророкам Танаха, — это избранный Богом посредник для передачи людям особых знаний о том, что необходимо делать в настоящее время или в будущем»[9]. Это, конечно, слишком общее определение. В истории Израиля прослеживается определенная эволюция этого посредничества: от энтузиастического профетизма, в котором так трудно отделить зерно подлинного послания от мякины внешних влияний и шелухи собственных человеческих мечтаний, через поставленное под контроль и легитимированное устное пророчество — к самому надежному пророчеству, письменному.
Наша конференция называется «Библейское откровение о Боге». Говоря о пророках Танаха, нужно четко понимать, что это не пророки “открывали” Бога, а Бог открывал Себя через пророков, «глаголал пророками», или «глаголал во пророках», как мы исповедуем в Никео-Цареградском символе веры. Пророки — это глашатаи божественного слова. Поэтому главный протагонист всех пророческих историй и всех пророческих книг один — Божье слово. Нельзя не согласиться с Бретоном:
На вопрос, почему пророки (или их ученики) вдруг стали писать, ученые, исследующие пророческую письменность, отвечают по-разному. Почти полвека тому назад Gunneweg предположил[12], что заинтересованность в сохранении пророчеств в письменном виде проявили современные пророкам служители святилищ, жречество. Однако трудно себе представить, чтобы Амос и Ѓошеа сотрудничали с израильскими святилищами. Связи со святилищем – с Иерусалимским храмом – очевидны не для израильских пророков, а для иудейских, да и то далеко не для всех. Израильские пророки как раз оппонируют своим святилищам, находившимся в Бейт-Эле, Гильгале, Шомроне и других крупных культовых центрах. Поэтому гипотезу о том, что пророчества стали записываться по инициативе служителей культа, следует отвергнуть. Тридцать лет назад Millard выдвинул гипотезу о том, что запись пророчеств и их хранение были необходимы для того, чтобы впоследствии проверить их истинность. Этот автор сводит пророчество к предсказанию будущих событий[13]. Нет сомнений, в книгах пророков будущее предсказывается часто, однако еще чаще интерпретируется настоящее: пророки не столько предсказывают то, что будет завтра, сколько учат тому, что делать сегодня. К тем же 80-м годам XX века относится гипотеза Hardmeier’а, который в одной из своих статей[14] стремится доказать, что поскольку первые письменные пророки находились в жесткой оппозиции властям, были этими властями гонимы и жизнь их подвергалась смертельной опасности, то их близкому кругу (ученикам и симпатизантам) нужна была “подпольная литература”, для, так сказать, вдохновения и консолидации. Ну что тут сказать? Согласно этому автору, пророки и их ученики были подобны кружкам народовольцев в царской России. Циркулируют в современной науке и другие гипотезы возникновения письменных пророчеств. Самым приемлемым представляется мнение Йорга Йеремиаса, который в статье «Начало письменного пророчества», вышедшей в свет ровно 20 лет назад, в 1996 году[15], приводит две причины для записи пророчеств: 1) Амос и вслед за ним Ѓошеа порывали с предшествовавшей им пророческой традицией столь решительно, что, начиная с Амоса, можно говорить о двух пророческих традициях: новой, начало которой положил Амос, и старой, на которую он, а также Ѓошеа и их последователи или не обращают внимания, или настроены критически; 2) поскольку Амоса, Ѓошеа и допленных иудейских пророков поддерживали лишь миноритарные группы современников, то для сохранности слова Божия в условиях, когда это слово отвергалось большинством, необходимо было его записать. Насколько радикальным был у Амоса и Ѓошеа разрыв с בני-הנביאים, вопрос, конечно, спорный. А вот против второго аргумента Йеремиаса, как кажется, трудно возразить.
Следует сказать несколько слов и о процессе формирования пророческих книг. От появления первых записей до издания книги в завершенном виде могли проходить десятилетия, а то и века. Это прежде всего касается книг великих пророков – ,ישעיהו,ירמיהויחזקאל – но справедливо и в отношении малых, входящих в книгу תרי עשר [16] . Сегодня все почти согласны, что даже самая короткая из них, книга עבדיה включает в себя три стиха (19-21), прибавленные к изначальному тексту рукой позднейшего редактора. Что уж говорить о столь неоднородных и пространных текстах, как, например, ישעיהו или זכריה. Процесс формирования большинства пророческих книг был долгим и многоэтапным, включал в себя работу учеников пророка, затем более поздние текстовые пояснения и ревизии, вставки, добавления, актуализации, наконец, одну или несколько редактур. Например, так называемый Второ-Исайя (Ис. 40-55) при ближайшем рассмотрении оказывается сборником поэтических текстов, принадлежавших, по всей видимости, разным поэтам, а вся книга ישעיהו, по выражению Жоакима даж-Невеша — “сборником книг” (uma colecção de livros)[17]; книга זכריה на самом деле состоит из двух совершенно разных книг, Зах. 1-8 и Зах. 9-14, и т. д.
У пророческих книг вообще нет авторов в привычном для нас понимании. Иногда Бог действительно повелевает пророку записать Его слово (например, Ис. 30:8. Авв. 2:2). Но обычно между устной речью или видением и письменным текстом проходит довольно много времени, как, например, в случае с Ирмеяѓу, которому в определенный момент было сказано:
[1] Кроме пророков, есть в Торе Моисеевой и пророчица – Миръям, которая так и названа: נביאה (Исх. 15:20).
[2] Придерживаемся общепринятого названия. В русских переводах 1-2 книги Царей (מלחום א ב) обычно обозначаются как 3-я и 4-я Царств.
[3] Придерживаемся общепринятого названия. В русских переводах 1-2 книги Самуила (שמואל א ב) обычно обозначаются как 1-я и 2-я Царств.
[4] Мелло А. Кто такие пророки? Грамматика пророчества. Москва, 2015. С. 19.
[5] Buber M. Der Glaube der Propheten. München, 1964.
[6] Noth M. Geschichte Israels.Göttingen, 1986. Русский перевод: Нот М. История Древнего Израиля. Санкт-Петербург, 2014.
[7] А в современном иврите קוסם – это еще и фокусник: Подольский Б. Новейший иврит-русский словарь. Тель-Авив, 2007. С. 657.
[8] Finkelstein I., Silberman N.A. The Bible Unearthed. New York, 2001. P. 192.
[9] Sicre J.L. Introducción al profetismo bíblico. Estella, 2011.
[10] Bretón S. Vocación y mision: formulario profético (“Analecta Biblica”, 111). P. 31. Roma, 1987.
[11] Следует согласиться с Ниссиненом (Nissinen M. How Prophecy Became Literature. “Scandinavian Journal of the Old Testament”, № 19 (2005). P. 153-172) в том, что хотя археологи и находят глиняные таблички с отдельными “пророчествами” в Мари (II тыс. до н. э.) и среди библиотек Новоассирийской империи (IX-VII вв. до н. э.), собирание пророческих речей в книги можно считать явлением, типичным лишь для еврейского профетизма.
[12] Gunneweg A.H.J. Mündliche und schriftliche Tradition der vorexilischen Prophetenbücher als Problem der neueren Prophetenforschung. Göttingen, 1959.
[13] Millard A.R. La prophétie et l’écriture. Israël, Aram, Assyrie. “Revue d’Histoire des Religions”, № 202 (1985). P. 125-145.
[14] Hardmeier C. Verkündigung und Schrift bei Jesaja. Zur Entstehung der Schriftprophetie als Oppositionsliteratur im alten Israel. “Theologie und Glaube”, № 73 (1983). Р. 119-134.
[15] Jeremias J. Die Anfänge der Schriftprophetie. “Zeitschriftfür Theologie und Kirche”, № 93 (1996). P. 481–499. См. также: Jeremias J .Hosea und Amos. Studien zu den Anfängen des Dodekapropheton. Tübingen 1996.
[16] О процессе формирования всей תרי עשר см., напр.: Арсений (Соколов), игумен. Единство книги Двенадцати пророков. “Страницы”, № 16:1 (2012). С. 3-12.
[17] Carreira das Neves J. As grandes figuras da Bíblia. Lisboa. 2010. P. 184. Автор – почетный профессор Лиссабонского Католического университета.