О чем говорят нам размеры видимой вселенной с точки зрения теологии?
Современные теологические вопросы часто пересекаются с передовыми вопросами науки. Например, проблема размера вселенной и вопрос о том, является ли человечество единственным видом существ, которому Бог предлагает спасение.
Мнение

Размеры наблюдаемой вселенной колоссальны, даже по современным данным, и есть все основания полагать, что представления о размерах будут меняться, причем в большую сторону. А в том, что размеры наблюдаемой вселенной меньше фактических, никто и не сомневается. Сейчас наблюдаемая вселенная такова, что даже с условием возможности перелетов на скорости света (что само по себе уже является фантастикой), у нас уйдет больше 45 миллиардов лет только для того, чтобы достигнуть наиболее отдаленного участка, который мы можем наблюдать. Если не будут найдены какие-то радикально новые способы перемещений, то скорость перелетов вряд ли достигнет даже световой ввиду естественных ограничений. Возможно ли, что все это создано для жителей Земли просто так, в довесок к нашей крошечной – в масштабах вселенной – планете? Может быть предложена гипотеза о существовании других разумных существ, и она порождает ряд вопросов для теологии и философии. Грубо говоря, если где-нибудь во вселенной существует еще хотя бы одна планета, на которой живет еще один, не менее разумный, чем мы, вид, то каков его статус с точки зрения теологии? Должна ли теология вообще учитывать возможность таких обстоятельств? Существует несколько стратегий ответа на подобные вопросы.

Первый вариант: объявить поиски внеземной жизни антинаучным бредом и фантастикой либо указать на то, что эта идея ложна, поскольку противоречит Писанию. Ни то ни другое в современном мире уже не может звучать убедительно, поскольку поиски внеземной жизни всерьез интересуют множество авторитетных ученых, а пытаться объявить эти поиски противоречащими Писанию – значит ставить науку в оппозицию к религии, что не только не продуктивно, но и с философской точки зрения не обоснованно. Второй вариант: попытаться продумать последствия для теологии самой возможности существования вышеуказанных существ. Одно из наиболее интересных решений этой проблемы заключается в том, чтобы считать, что на каждой такой планете могло бы происходить отдельное становление теологии и существовать отдельное Откровение. Т. е. Бог являет себя на каждой планете несколько различным образом, и поэтому представления о Боге на Земле не будут противоречить представлениям о Боге где-то еще. Корни таких рассуждений легко обнаруживаются в перенниалистских трактовках религии, т. е. в попытках универсального объяснения всех религий. Третий, достаточно примитивный с точки зрения возможной аргументации, вариант заключается в том, чтобы объявить таких инопланетян «животными», т. е. зачислить их в разряд второстепенных по значимости тварных существ, не подобных Богу и не подлежащих спасению.

Единственная гипотеза, которая в случае своей истинности могла бы устранить эту проблему, заключается в следующем: возможно, что текущее место обитания не задумано Богом как постоянное и человек должен занимать значительно больший объем пространства, чем сейчас. Возможно, люди должны освоить вселенную так же, как они уже освоили Землю. Если не устанавливать никаких предполагаемых сроков такого освоения, это могло бы звучать правдоподобно, однако есть веские основания полагать, что это просто не может быть правдой. Как я уже говорил, размеры видимой вселенной в радиусе составляют чуть больше 45 миллиардов световых лет. Однако возраст вселенной составляет 13,8 миллиардов лет. Это означает, что край видимой вселенной удален от нас в три раза дальше, чем можно было бы ожидать, если бы с начала возникновения мира он непрерывно удалялся на скорости света. Как это возможно? Ответ заключается в том, что само пространство между объектами непрерывно расширяется. Это расширение, если не вдаваться в подробности, работает так, что чем дальше объекты друг от друга находятся, тем быстрее они друг от друга удаляются. Поэтому относительное удаление некоторых объектов, вследствие этого расширения, превышает скорость света (такое превышение скорости света является допустимым с точки зрения физики). Хотя все эти рассуждения кажутся весьма отвлеченными от теологических вопросов, вывод здесь вполне теологический: могут существовать и существуют такие участки пространства, свет (а значит, и какая-либо информация), от которых никогда не дойдет до нас, а мы, в свою очередь, никогда не попадем туда, даже двигаясь на скорости света. Поэтому возникает вопрос: эти огромные участки созданы Богом просто так? Учитывая всемогущество Бога, это может показаться оправданным, но учитывая его совершенство, это крайне сомнительно. Все же устройство природы, невероятно стройное, лаконичное и рационально-экономное, рисует нам совершенно другой образ Творца. Поэтому остается вернуться к мнению, что как минимум эти участки пространства могут быть созданы для кого-то еще. Стоит об этом подумать, не поддаваясь удобному желанию воспринять это как пустые разговоры. Вряд ли люди во времена земной жизни Христа могли представить себе существование других обособленных континентов и людей с совершенно иной религиозной культурой. Однако другие континенты и другие культуры были обнаружены и освоены, и христианство пережило эту встречу. Хотя новое столкновение с неизвестным будет являться настоящим вызовом для современной теологии, худшее, что можно было бы предпринять, – это отрицать наличие проблемы, вместо того чтобы искать ее решение.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9