Статья
Статья профессора, доктора церковной истории, доктора исторических наук, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующей Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета ПСТГУ Наталии Юрьевны Суховой посвящена Михею Накамуре Коске — одному из представителей православного японского юношества, обучавшегося в российских духовных академиях — а именно в Казанской. Обучение православного японского юношества в российских духовных академиях — явление очень интересное. Но Михей Накамура привлекает особое внимание. Он стал последним из японцев, окончившим российскую высшую духовную школу, и опирался на опыт, накопленный его предшественниками. Это был единственный японец-академист, выбравший для своей кандидатской диссертации тему, связанную с христианским просвещением родной страны, в котором сам Накамура активно участвовал до поступления в российскую духовную академию.
Статья
Статья профессора, доктора исторических наук, доктора церковной истории, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, руководителя Научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталии Юрьевны Суховой посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй половины XVIII — первой половины XIX в.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Для обоих владык именно академическое монашество виделось «костяком» духовного образования и дальнейшего ученого служения — как бы ни понималось это ученое служение: в научных трудах или духовном просвещении через служение слову Божию. Но если митрополиту Платону удалось заметно «омонашить» Московские школы, составив корпорации преимущественно из иночества, то святитель Филарет понимал сомнительность осуществления этого стремления в изменившихся условиях.
Статья
В статье доктора исторических наук, доктора церковной истории, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, руководителя Научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказывается о связях святого праведного Иоанна Кронштадтского с высшей духовной школой и академическим богословием. Автор затрагивает три ключевых темы: школьное богословие в целом и в Санкт-Петербургской духовной академии в частности в период обучения там Ивана Сергиева; отношение святого Иоанна к высшей духовной школе и воспитавшей его академии; богословие святого праведного Иоанна в отношении к богословию воспитавшей его школы. Пример отца Иоанна свидетельствует, что «школьное» богословие способно стать «опытным», и даже дневниковые записки о. Иоанна оказываются богословием, хотя по форме отличным от академического.
Книги
Предлагаемый сборник является результатом работы двух секций Ежегодной богословской конференции ПСТГУ — «Наследие блаженного Августина и его рецепция в западной и восточной традиции» (2013), «Блаженный Августин и августинизм XVII в.» (2014). Издание подготовлено в рамках работы соответствующего проекта Научного центра истории богословия и богословского образования. В сборнике представлены доклады как русских, так и иностранных (Франция, Италия, Польша) ученых. Сборник предназначен специалистам, студентам и аспирантам, а также всем интересующимся наследием блж. Августина и преломлением его идей в истории богословия.
Книги
Монография Н. Ю. Суховой посвящена истории
научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. Вопрос
научной аттестации в целом представляет немалую сложность для изучения, и менее
всего изучена аттестация богословских исследований. Автор выявляет предпосылки
и истоки системы научно-богословской аттестации в России; изучает
нормативно-правовое регулирование этой системы в XIX — начале XX в.;
подробно рассматривает процесс подготовки научно-богословских кадров и их
аттестации. Особое внимание уделено анализу проблем, возникавших при
рассмотрении, защите и утверждении диссертаций, представляемых на соискание
ученых богословских степеней.
В заключении приведены наиболее важные статистические
результаты научно-богословской аттестации в России в 1814—1918 гг., сделаны
выводы, кратко прослежена последующая судьба системы научной аттестации в
России в целом и ее богословской составляющей. Кроме того, автор делает попытку
оценить практическое значение дореволюционного опыта системы
научно-богословской аттестации и его применение в наши дни.
Рецензентами книги являются доктор исторических наук Н. Н. Лисовой (Институт Российской истории РАН), и магистр
богословия, кандидат исторических наук священник
Александр Мазырин (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный
университет). Научный редактор издания доктор
исторических наук Л. Е. Иванов.