История издания ежегодника «Богослужебные указания» в XX веке
Статья диакона Иоанна Тарасова и священника Константина Ревы исследует историю ежегодного издания «Богослужебные указания» в XX в. Идея издания «Богослужебных указаний» заключается в том, чтобы священнослужители и церковнослужители совершали богослужение согласно уставу и не совершали ошибок, особенно в сложных соединениях служб. Идея издания «Богослужебных указаний» как ежегодника, содержащего пояснения к использованию Типикона, впервые была предложена в ходе заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме на Поместном соборе 1917–1918 гг. В течение XX в. издание неоднократно прекращалось из-за различных притеснений Церкви, а затем снова возобновлялось. Проект по возрождению «Богослужебных указаний» стал важным шагом на пути упорядочения богослужебной практики в приходских храмах благодаря широкому спектру возможных вариантов уставных богослужений и способствовал формированию основ литургического вкуса у священно- и церковнослужителей.
Статья

Рассматривая проект о возрождении «Богослужебных указаний», следует обозначить причины появления данного богослужебного издания, установив его корректное соотношение с Типиконом как образцом для совершения уставного богослужения.

Из глав Типикона на совершение уставных богослужений оказывают наибольшее влияние Марковы главы, касающиеся сложных соединений праздников с периодами пения Октоиха и Триоди, и Месяцеслов. Последняя редакция Типикона (и, соответственно, находящегося в нем Месяцеслова) — конец XVII столетия, со времени которого было совершено значительное число канонизаций новых подвижников благочестия. Более того, значительное число новых богослужебных памятей имеют знак полиелея, что предполагает их приоритет в литургической жизни по отношению к более древним вседневным службам. Тем не менее Типикон допускает совершение полиелейного богослужения в соединении с младшей богослужебной памятью (от славословия и ниже). Это допущение позволяет сделать литургическую жизнь более насыщенной, совершая максимально возможное поминовение святых дня. Однако следует учесть, что вышеуказанное соединение служб двум святым может оказаться в период предпразднства или попразднства двунадесятых праздников либо в период пения Триоди Цветной или Постной. В подобных случаях, способных вызвать затруднения у священно- и церковнослужителей, особую актуальность приобретают пояснения к Типикону, учитывающие не только специфику богослужебного соединения по знакам, но и день недели, и календарный период (расположение Пасхалии и следующих отсюда периодов пения Триоди). Следовательно, данные пояснения необходимо обновлять ежегодно для удобства клириков и причта[1].

Идея издания «Богослужебных указаний» как ежегодника, содержащего пояснения к использованию Типикона, впервые была предложена в ходе заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме на Поместном соборе 1917–1918 гг. В докладе «Об упорядочении богослужения» заместитель председателя отдела епископ Смоленский Феодосий и видные литургисты И. А. Карабинов и Б. А. Тураев отметили, что главным недостатком богослужебной жизни Русской Православной Церкви является литургический произвол, который выражается в самочинных изменениях порядка и состава богослужения. По мнению докладчиков, зачастую произвол становится следствием плохого знания устава и отсутствия литургического вкуса у совершителей богослужения. Поэтому в числе мер по упорядочению богослужебной жизни составители доклада предложили следующее: «необходимо принять все возможные меры к тому, чтобы совершители богослужения знали Церковный устав; для этого, между прочим, следует поднять преподавание науки о богослужении в духовных школах, а также озаботиться изданием ежегодников, дающих все нужные уставные указания на каждый богослужебный день»[2].

Однако по политическим причинам реализация проекта оказалась невозможной, и вплоть до окончательного запрета на церковную печать в 1935 г. функции «Богослужебных указаний» частично исполняли церковные календари и тематические заметки в «Журнале Московской Патриархии». После возрождения церковной печати в годы Великой Отечественной войны литургические заметки в помощь совершающим богослужение оставались прерогативой вышеупомянутых изданий[3].

Несомненно, рекомендации и пояснения, размещенные в календарях, были явно недостаточными по объему для большинства приходов, где в 1920–1940-х гг. была прервана богослужебная традиция и причт вновь открывшихся храмов по понятным причинам не обладал должной литургической культурой. Поэтому в 1949 г. Издательский отдел Московской Патриархии впервые выпускает «Богослужебные указания» как отдельный сборник, подробно рассматривающий структуру богослужений на каждый календарный день в году[4].

В 1956 г. для составления церковного календаря и «Богослужебных указаний» создается Богослужебно-календарная комиссия, председателем которой был назначен епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), который участвовал в работе Отдела о богослужении, проповедничестве и храме на Поместном соборе 1917–1918 гг. К сожалению, уже в 1958 г. по причине гонений на Церковь, инициированных Н. С. Хрущёвым, комиссия была упразднена, а выпуск «Богослужебных указаний» был прерван[5]. Вновь, как и в 1920–1940-х гг., литургические заметки ограничивались календарями и тематической рубрикой «Журнала Московской Патриархии».

Вопрос о возрождении «Богослужебных указаний» в формате ежегодного сборника актуализировался в начале 1990-х, когда возникла острая необходимость в упорядочении литургической жизни на многочисленных новых приходах в соответствии с предписаниями Типикона[6]. Во-вторых, месяцеслов Русской Православной Церкви продолжил пополняться новыми богослужебными памятями, в том числе новомучеников и исповедников Церкви Русской[7]. Наконец, следует учитывать то обстоятельство, что богослужебные Апостолы и Евангелия, которыми располагали приходы, были по большей части репринтными изданиями, что существенно затрудняло поиск прокимнов и аллилуиариев даже для служб святым, прославленным в синодальную эпоху[8]. Однако Издательский отдел не мог осуществить выпуск «Богослужебных указаний» из-за серьезных финансовых проблем, по причине которых в 1994–1995 гг. был приостановлен даже выпуск «Журнала Московской Патриархии»[9]. В итоге первый выпуск возрожденных «Богослужебных указаний» был издан только в 1996 г., уже после учреждения Издательского совета и Издательства Московской Патриархии.

Следует отметить, что во вступительной статье «Богослужебных указаний» за 1997 г. издатели обозначают важный принцип совершения уставных богослужений: в течение года должны быть совершены все службы, имеющиеся как в месячных Минеях, так и в Минее дополнительной. Поскольку число служб в Минеях превышает число календарных дней года, при этом в ряде случаев осуществить соединение богослужебных памятей не представляется возможным (например, на двунадесятые и великие праздники), данное требование с необходимостью предполагает перенос части служб на малое повечерие.

Поэтому, как замечают издатели «Богослужебных указаний», малое повечерие как часть суточного богослужебного круга должно совершаться неопустительно по окончании вечерни, даже если богослужебное расписание храма подразумевает совершение утрени в вечернее время[10].

Также стоит обратить внимание на то, что «Богослужебные указания» на 1997 г. в целях повышения литургической культуры священно- и церковнослужителей снабжены приложением, в котором размещен доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения» из материалов Поместного собора 1917–1918 гг.[11], а также опубликован ряд документов Богослужебно-календарной комиссии 1956–1958 гг.: «Пояснения к православному месяцеслову»[12] и доклад председателя комиссии, епископа Ковровского Афанасия (Сахарова), и священника Павла Соколовского о принципах соединения служб русским и вселенским святым, заслушанный на заседании комиссии 2 января 1957 г.[13]

Впоследствии в приложении «Богослужебных указаний» стали размещаться статьи, посвященные проблемным аспектам литургической жизни, отдельные молитвословия и чинопоследования молебных пений, обязательные для совершения во всех храмах по благословению Священного Синода. Сегодня в перечень входят молебное пение в День Победы в Великой Отечественной войне, молебное пение в память Крещения Руси, совершаемое в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, прошения сугубой ектении на Литургии и молитва в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании, молитва о мире на Святой Земле, возносимая после Литургии в Великую субботу[14].

Кроме того, в приложениях размещены: таблица цветов богослужебных облачений и указатель вариантов совершения служб на период пения Октоиха. С 2020 г. в приложениях «Богослужебных указаний» публикуется документ «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви»[15].

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что проект по возрождению «Богослужебных указаний» стал важным шагом на пути упорядочения богослужебной практики в приходских храмах благодаря широкому спектру возможных вариантов уставных богослужений и поспособствовал формированию основ литургического вкуса у священно- и церковнослужителей.

 

Список литературы

  1. Шишкин А., свящ. Официальный церковный календарь: этапы формирования. К 50-летию Богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде // Журнал Московской Патриархии. 2006. № 12. С. 84.
  2. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения» // Богослужебные указания на 1997 год для священно-церковнослужителей. М.: Издательство Московской Патриархии, 1996. С. 336.
  3. Полищук Е. С. Журнал Московской Патриархии // Православная энциклопедия. Т. 19. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 396.
  4. Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России. Конец XIX — начало XX в. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 335.
  5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года [Электронный ресурс.] URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-soborah-patriarha-alexiyaii/139-doklad-na-arkhierejskom-sobore-1997-g.
  6. Полищук Е. С. Издательский отдел, Издательский Совет, Издательство Московского Патриархата // Православная энциклопедия. Т. 21. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 561.
  7. Богослужебные указания на 1997 год для священно-церковнослужителей. М.: Издательство Московской Патриархии, 1996.
  8. Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2021 год [Электронный ресурс.] URL: https://pravoslavie.ru/135566.html (дата обращения: 17.11.2021).
  9. Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5444790.html (дата обращения: 17.11.2021).

 

[1] Шишкин А., свящ. Официальный церковный календарь: этапы формирования. К 50-летию Богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде // Журнал Московской Патриархии. 2006. № 12. С. 84.

[2] Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «Об упорядочении богослужения» // Богослужебные указания на 1997 год для священно-церковнослужителей. М.: Издательство Московской Патриархии, 1996. С. 336.

[3] Полищук Е. С. Журнал Московской Патриархии // Православная энциклопедия. Т. 19. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 396.

[4] Шишкин А., свящ. Указ. соч. С. 87.

[5] Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. История церковнославянского языка в России. Конец XIX – начало XX в. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 335.

[6] Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 1997 года [Электронный ресурс.] URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-soborah-patriarha-alexiya-ii/139-doklad-na-arkhierejskom-sobore-1997-g.

[7] Полищук Е. С. Издательский отдел, Издательский Совет, Издательство Московского Патриархата // Православная энциклопедия. Т. 21. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 561.

[8] Там же. С. 560.

[9] Там же. С. 561.

[10] Богослужебные указания на 1997 год для священно-церковнослужителей. М.: Издательство Московской Патриархии, 1996. С. 5.

[11] См.: Там же. С. 331–336.

[12] См.: Там же. С. 336–348.

[13] См.: Там же. С. 348–352.

[14] Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2021 год [Электронный ресурс.] URL: https://pravoslavie.ru/135566.html (дата обращения: 17.11.2021).

[15] Пассия как элемент богослужения русской Православной Церкви [Электронный ресурс.] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5444790.html (дата обращения: 17.11.2021).

 

Источник: Тарасов И., диак., Рева К., свящ. История издания ежегодника «Богослужебные указания» в ХХ веке // Труды Воронежской духовной семинарии. 2023. Вып. 1 (16). С. 101–107.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9