В настоящее время ювелирное искусство в сочетании с новейшими технологиями уже прочно вошло в церковный обиход. Никого уже не удивляют различные формы и типы современных наперсных крестов духовенства. Однако еще совсем недавно типы наперсных наградных крестов не были особенно разнообразны. В мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино» в советский период выпускалось лишь несколько типов наперсных крестов, а кресты с украшениями, хотя и имели некоторые разновидности, тем не менее не могли соперничать с разнообразными современными наперсными крестами. Лишь небольшая часть наперсных крестов, в том числе и с украшениями, сохранившаяся еще с дореволюционных времен, находилась в пользовании у клириков.
Тем необычнее выглядят наперсные кресты, имеющие некоторые особенности, по которым их можно отождествить с предыдущим владельцем (так называемые подносные или подарочные кресты), или с храмами, или даже церковными структурами. Особенный интерес вызывают немногие наперсные кресты, относящиеся к деятельности неканонических православных юрисдикций.
В данной статье предлагается описание наперсного священнического креста, принадлежавшего некогда «клирику» неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» «протоиерею» Моисею Строгану (Строганову) (1898–1938). В настоящее время реликвия хранится у его правнука, деятеля неканонического украинского православия «епископа» Владимира (Вильде).
История УАПЦ первой формации уже достаточно хорошо известна отечественным исследователям. Возникнув вследствие распада Российской Империи, новое государство Украинская Народная Республика немедленно озаботилось поддержкой националистически настроенных церковных деятелей, желающих отрыва от канонической власти Православной Российской Церкви. С приходом в Киев власти Симона Петлюры и установления Директории Украинской Народной Республики активными священниками-автокефалистами Василием Липковским[1], Нестором Шараевским и Петром Тарнавским была учреждена «Всеукраинская Православная Рада», которая стала активно проповедовать свои автокефальные идеи. Министр исповеданий УНР профессор Иван Огиенко, будущий митрополит УПЦ в Канаде, уже в то время полностью поддерживал учреждение самостоятельной церковной структуры. Имея политическую поддержку, представители нового движения были практически лишены поддержки от духовенства. Большая часть верующих и духовенства украинских епархий РПЦ и все епископы Русской Церкви отказались участвовать в мероприятиях будущих автокефалистов. В результате весной 1920 г. данная группа, провозгласив автокефалию Украинской Церкви, пошла на сознательный разрыв с канонической церковной властью, в результате чего осталась без епископов, а клирики подпали под запрещение в священнослужении. Понимая, что существование церкви невозможно без епископата, активисты УАПЦ стали предпринимать попытки обретения своей иерархии. «Большую активность в церковных делах проявил тогда бывший петлюровский премьер-министр профессор В. М. Чеховской, ставший ведущим деятелем Церковной рады[2]. Выйдя из социал-демократической партии Украины, которую он возглавлял, и приняв звание “благовестника”, Чеховской стал настойчиво внушать церковной общественности мысль о возможности рукоположения во епископа “громадой” — собором священников, диаконов и мирян. Пропаганду своих еретических воззрений Чеховской прикрывал недобросовестными или невежественными ссылками на примеры епископских хиротоний в древней Александрийской Церкви»[3]. Активная поддержка политических сил (сначала Директории УНР, а потом советской власти — поначалу), общий хаос и дестабилизация общества явились мощным толчком к созыву Первого всеукраинского православного церковного собора УАПЦ, прошедшего в Киеве в соборе Святой Софии 14–30 октября 1921 г. Лидерами нового церковного органа стали уже изверженные из сана бывшие священники Василий Липковский, Нестор Шараевский и другие. Эту идею активно поддержал и Симон Петлюра, полагавший, что необходима не только национальная церковная независимость, но и учреждение патриаршества в структуре УАПЦ[4].
Для организации всего иерархического устройства УАПЦ, вопреки всем каноническим нормам Православной Церкви, священниками и мирянами был первым «рукоположен» Василий Липковский. О подробностях «самосвятской хиротонии» рассказывает протоиерей И. Богданович: «На голову Липковского возлагали свои руки и все присутствующие в алтаре, кто только мог до него дотянуться. Но так как народа в алтаре было много, то те, кто не могли сами возложить руки на его голову, возлагали руки на плечи первых, а им на плечи, в свою очередь, возлагали руки остальные. Цепочка возлагающих руки выходила из царских врат и распространялась на всех присутствующих в храме. Совершительные молитвы читал Нестор Шараевский»[5]. «Несколько других “епископов” УАПЦ получили свое поставление от Липковского и затем уже сами участвовали в новых “хиротониях”. Этот неканонический характер иерархии УАПЦ обусловил возникшее в народе устойчивое название автокефалистов — самосвяты»[6]. Кроме того, сам Липковский и практически все «епископы» УАПЦ являлись женатыми, что недопустимо не только по канонам Православной Церкви, но и всех Церквей апостольской традиции и преемства[7]. В ходе собора и в последующее послесоборное время «епископат» УАПЦ насчитывал уже 18 «епископов». Кроме того, собор принял «Каноны УАПЦ»[8], которые утверждали структуру УАПЦ и ее экклезиологические воззрения. «Каноны УАПЦ» утверждали введение женатого епископата, возможность рукоположения в священный сан до вступления в брак, допущения второго и третьего брака для клирика, включая епископов, украинизацию богослужения, перевод богослужения на украинский язык, реформу церковной музыки и напевов, а также соборноправность в управлении УАПЦ, то есть в управлении участвовали не только епископат, но и клирики и миряне юрисдикции[9]. Идея УАПЦ нашла отклик в националистически настроенном обществе, в результате чего, по данным ВПЦР, в 1921 г. насчитывалось 160 общин УАПЦ, в 1922 — 477, в 1923 — 981, в 1924–1925 — около 1500 общин[10]. Уже в 1926 г. УАПЦ насчитывала в своем составе 32 «архиерея», более 3000 клириков (как самосвятского, так и старого поставления) и около 6 000 000 верующих, в основном проживающих на территориях Киевской и Полтавской губерний.
Со второй половины 1920-х гг. началось активное преследование советскими карательными органами Православной Церкви в Украинской ССР. Преследование распространялось на всех служителей культа независимо от их юрисдикционной принадлежности. В результате ряда внутренних нестроений, смены руководства, репрессий 1930-х гг. к концу 1939 г. УАПЦ как церковная структура прекратила свое существование. Клирики УАПЦ, пожелавшие воссоединиться с канонической Церковью, были приняты в нее в том звании и сане, в каком пребывали до уклонения в раскол[11]. Некоторые приходы со «священниками» «самосвятского» поставления действовали на Волыни под властью Польской Республики до 1939 г.[12] Лишь в США действовала епархия УАПЦ, возглавляемая «архиепископом» Иоанном Теодоровичем, сыгравшая позже свою роль в истории украинской церковной эмиграции. Но и в эмиграции «рукоположения» УАПЦ вызывали резкую критику со стороны православных верующих, справедливо полагавших их безблагодатными, а носителей «хиротоний», производных от «поставлений УАПЦ 1921 года», называвших «самосвятами» или «липковцами»[13].
Хозяином наперсного креста по информации, полученной от нынешнего владельца креста Владимира Вильде, являлся его родной прадед Моисей Порфирьевич Строган (Мусій Порфирович Строган), сменивший фамилию на Строганов после 1927 г. Моисей Порфирьевич родился 1897 г. в с. Ничеговка (укр. Ничегівка (Нічогівка) Козелецкого района Черниговской губернии Российской империи. Образование получил низшее. По семейному преданию, обучался в Киевской духовной семинарии. Имея хорошие вокальные данные и музыкальный слух, пел в церковном хоре. Активно включившись в инициативную группу клириков по организации УАПЦ, довольно скоро стал кандидатом на рукоположение. Вступил в брак. Жена — Татьяна Николаевна Строган — имела среднее образование. По утверждению их правнука В. Вильде, «рукоположение» М. П. Строгана в сан «диакона» и «священника» состоялось в храме Святой Софии в Киеве[14]. Вероятно, от момента «рукоположения» в сан «диакона» до «поставления» в сан «священника» прошло несколько лет, так как, по опубликованным архивным материалам, М. П. Строган вместе с супругой являлся одним из гостей II Всеукраинского православного церковного собора УАПЦ, прошедшего с 17 по 30 октября 1927 г., на котором присутствовал в качестве «архидиакона», представителя Киевской епархии УАПЦ[15]. Вероятно, его «рукоположение» в сан «священника» произошло после октября 1927 г. По информации В. Вильде, он также был впоследствии возведен в сан «протоиерея». Свое церковное служение совершал в общине УАПЦ села Мазинки Переяслав-Хмельницкого района Киевской области[16]. Вероятно, в период советских гонений он оставил служение, сменил фамилию на Строганов и устроился на светскую работу в качестве аптекаря. Вместе с семьей проживал в г. Перяслав-Хмельницкий. Районным отделом Управления НКВД по Киевской области 31 августа 1937 г. М. П. Строганов был арестован. Тройкой при Киевском областном управлении НКВД УССР М. П. Строганов был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей с началом срока от 16.09.1937 г. Вскоре, спустя год, не выдержав испытаний, он скончался в месте отбытия наказания, не дожив и до 40 лет. Место его погребения неизвестно. Решением Прокуратуры Киевской области на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов» М. П. Строганов был реабилитирован[17].
Наперсный крест достался его младшей дочери — Галине Моисеевне Строгановой, для которой он являлся единственной памятью об отце. По ее воспоминаниям, крест был изготовлен собственноручно Моисеем Строгановым.
Наперсный священнический крест представляет собой четырехконечный православный крест с традиционным изображением распятия Господа Иисуса Христа на лицевой стороне. Крест имеет особую форму, известную как «трилистниковый» (крест «Клеве», или крест «Боттони»), так как на конце каждой из перекладин креста имеется окончание, напоминающие клевер. В древности изображение трехпластинчатого листа белого клевера обычного вида (Trifolium repens или вида Trifolium dubium) считалось символом Святой Троицы и прочно вошло в церковное искусство.
На лицевой стороне над изображением Спасителя расположена надпись «IНЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Наибольший интерес представляет собой оборотная сторона креста. На ней по центру представлена Божия Матерь «Оранта Нерушимая стена», изображенная без Спасителя. Этот иконографический образ воспроизводит мозаичное изображение Божией Матери, расположенное в соборе Святой Софии в г. Киеве. Образ является произведением древнерусского церковного искусства (1037 г.) и символом украинского православия. В настоящее время этот образ вписан в символику канонической Украинской Православной Церкви. На верхней, правой и левой частях наперсного креста, по краям от изображения Божией Матери, вырезана надпись: «Будь взірцем для вірних у слові, в житті, в любові, в дусі, у вірі та в чистоті» (1 Тим. 4: 12). Данная надпись — традиционная для наперсных крестов синодального периода Русской Церкви (иерейских и протоиерейских), однако на них она обыкновенно приводится на церковнославянском языке, тогда как на данном кресте — на украинском. В нижней части креста, под изображением Божией Матери имеется надпись заглавными буквами «У.А.П.Ц. 1921» — очевидно, обозначающая «Украинская Автокефальная Православная Церковь», а 1921 — год основания УАПЦ и ее окончательного оформления. Примечательно, что в исторической литературе, посвященной УАПЦ, довольно часто используется аббревиатура с точками после каждой из четырех заглавных букв, что особенно часто прослеживается в текстах как раз у представителей этой неканонической юрисдикции. Сами надписи сделаны немного небрежно, вероятно человеком, не имеющим достаточного опыта в граверном деле. Вследствие этого буквы и строки не всегда совпадают друг с другом.
К сожалению, в настоящее время нет уточняющих данных о том, был ли этот крест вручен Моисею Строганову при «священнической хиротонии» или был надет в качестве иерархической награды УАПЦ, однако можно с уверенностью говорить, что, судя по имеющимся на кресте следам износа, его хозяин некоторое время довольно активно использовал его в церковном обиходе.
Крест изготовлен из латуни. Размеры вполне стандартны для наперсных крестов такого типа: высота 10 см, ширина 7,3 см, толщина 0,5 см. Вес креста — 100 грамм.
Как уже было упомянуто, крест в настоящее время принадлежит правнуку М. П. Строганова «епископу» В. Вильде. Последний является одним из многочисленных неканонических украинских «иерархов», активно действующих в сети Интернет, по сути являющихся типичными вагантами. Из его биографии известно, что он окончил Полтавское миссионерское духовное училище (2006), а затем Киевскую духовную семинарию УПЦ МП (2007). Помимо этого, в 2005–2010 гг. он нес послушание администратора паломнической гостиницы при Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. В 2011 г. Вильде был «рукоположен» во все степени «священства», некоторое время состоял в числе «епископов» «Истинно-Православной Церкви Южно-Российской митрополии» «митрополита» Кириака (Темерциди)[18]. В том же году создал малочисленную «Украинскую Византийскую Поместную Церковь». На протяжении 2011–2023 гг. постоянно сменял различные юрисдикции, иногда состоя с ними в общении, иногда входя в состав их «иерархии». При этом с 2013 г. числится в составе «Автокефальной Греческой Православной Церкви Америки и Канады». Небольшая группа его последователей декларирует крайне либеральные воззрения, «принимает всех верующих во Христа вне зависимости от персональных особенностей, взглядов, убеждений»[19]. Он также «возглавляет Киевскую общину в честь Покрова Пресвятой Богородицы, богослужения проводит на квартирах прихожан в Киеве»[20] (бывший экзархат Александрийского патриархата в США)[21]. При этом на протяжении нескольких лет пытался войти в юрисдикцию различных канонических церквей, всякий раз получая отказ[22].
Как и уже упомянутый выше предок, являясь клириком неканонической структуры, Вильде не имеет признания своего иерархического статуса ни от одной из канонических Поместных Православных Церквей.
Тем не менее находящийся в распоряжении В. Вильде наперсный крест УАПЦ 1921 г. является интересным примером попытки клириков УАПЦ первой формации изготовить собственный наперсный крест, который бы имел указание на их юрисдикционную и преемственную связь со своей структурой. Кроме того, в настоящее время неизвестны аналогичные по форме и виду наперсные кресты с указанием на их принадлежность к иерархии УАПЦ. Автору статьи известен серебряный наперсный крест с украшениями, имеющий указание на принадлежность к УАПЦ, однако в настоящее время этот артефакт еще не описан. Известно о существовании особых крестов в другой малочисленной раскольнической группе, известной как «УАПЦ (каноническая)», воглавляемой целым «патриархом Киевским» Моисеем (Куликом), но эти наперсные кресты были изготовлены уже в 2000-е гг. В наше время наперсные кресты с различными надписями, указывающими на юрисдикционную принадлежность, имеются в разных канонических и неканонических православных юрисдикциях, включая старообрядцев, однако описанный выше крест — один из первых опытов подобного рода.
Список использованных источников и литературы
Бiланич I. Еволюцiя Української Православної Церкви в 1917–1942 роках: автономiя чи автокефалiя / Перекл. з лат. Н. Царьової; Пiсляслово I. Паславського. Львiв: Астролябiя, 2004.
Бочков П. свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018.
«В Українській Церкві велика була духовна сила»: Становлення Української автокефальної православної церкви в описах самовидців та учасників церковно-визвольного руху на Сіверщині та в Середньому Подніппров'ї 1917–1925 рр. / Упорядник, автор вступної статтi А. Л. Зiнченко, археографична пiдготовка документiв та археограф, передмова, покажчики I. М. Преловської. Ніжин, 2012.
Владимир (Вильде), епископ Переяславский и Богуславский // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bio-vilde.html (дата доступа: 20.04.2023).
Другий Всеукраїнський Православний Церковний Собор УАПЦ 17–30 жовтня 1927 року / Упорядники: С. I. Білокінь, І. М. Преловська, І. М. Старовойтенко. Київ, 2007. С. 579–590.
Зiнченко А. Л. Визволитися вірою. Життя і діяння митрополита Василя Липківського. Київ: Видавництво «Днипро», 1997.
Зiнченко А. Л. Життя i служiння Митрополита Василя Липкiвського. Київ: Дулiби, 2017.
Iсторiя релiгiї в Українi: Навчальний посiбник / А. М. Колодний, П. Л. Яроцький, Б. О. Лобовик та iн.; За ред. А. М. Колодного, П. Л. Яроцького. Київ: «Знання», КОО, 1999.
Новак О. Ф. Тернистий шлях українського православ'я у добу сучасностi. Рiвне, 1995.
Перший Всеукраїнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14–30 жовтня 1921 р. Документи і матеріали, кн. 1 / Упорядники: Г. М. Михайличенко, Л. Б. Пилявець, І. М. Преловська. Київ;Львiв, 1999.
Петлюра С. Iдея Патрiархату // Церковнi дзвони. Часопис Митрополита Львiвського i Галицького. Львiв, 1990. № 3–4. С. 2.
Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в ХХ в. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008.
Постановление Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О принятии в лоно Православия бывшего священника Украинской (самосвятской) Церкви (от 12 марта 1931 года №44) // Журнал Московской Патриархии. № 7–8. М., 1932 // Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М.: Издательский Совет РПЦ, 2001. С. 88–93.
Преловська I.Iсторiя Української Православної Церкви 1686 – 2000. Київ, 2010.
Преловська І. Діяльність В. М. Чехівського, Благовісника УАПЦ, як богослова по обгрунтуванню канонічності УАПЦ (біографічний нарис і огляд праці.) // Наукові записки. Збірник праць молодих вчених Інституту української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України. Київ, 1997. Т. 2. С. 295–321.
Садиленко М. Сумни наслiдкi «липкiвщини» в Українськоi Православноi Церкви. Київ, 2005.
Строганов Мусій Порфирович // Український мартиролог ХХ cт. Документи ЦДАГОУ // Державна архівна служба України. Офіційний вебпортал органу виконавчої влади [Электронный ресурс]. URL: https://archives.gov.ua/um.php?p=99&a=24&id=59095 (дата доступа: 20.04.2023).
Украинская Византийская Поместная Церковь // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-uvpc.html (дата доступа: 20.04.2023).
Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004.
Цыпин Вл., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
Наперсный крест «Украинской Автокефальной Православной Церкви» 1921 года. Аверс.
Наперсный крест «Украинской Автокефальной Православной Церкви» 1921 года. Реверс[23].
[1] Подробнее о жизни В. Липковского см.: Зiнченко А. Л. Життя i служiння Митрополита Василя Липкiвського. Київ: Дулiби, 2017; Зiнченко А. Л. Визволитися вірою. Життя і діяння митрополита Василя Липківського. Київ: Видавництво «Днипро», 1997.
[2] Подробнее см.: Преловська І. Діяльність В. М. Чехівського, Благовісника УАПЦ, як богослова по обгрунтуванню канонічності УАПЦ (біографічний нарис і огляд праці.) // Наукові записки. Збірник праць молодих вчених Інституту української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України. Київ, 1997. Т. 2. С. 295–321.
[3]Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. Москва: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 68–69.
[4]Петлюра С. Iдея Патрiархату // Церковнi дзвони. Часопис Митрополита Львiвського i Галицького. Львiв, 1990. № 3–4. С. 2.
[5] Цит. по: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. Москва, 2004. С. 196.
[6]Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в ХХ в. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. С. 205.
[7] Подробнее о критическом анализе «самосвятских хиротоний» см.: Бiланич I. Еволюцiя Української Православної Церкви в 1917–1942 роках: автономiя чи автокефалiя / Перекл. з лат. Н. Царьової; Пiсляслово I. Паславського. Львiв: Астролябiя, 2004.
[8] Подробнее см.: Перший Всеукраїнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14–30 жовтня 1921 р. Документи і матеріали, кн. 1 / Упорядники: Г.М. Михайличенко, Л.Б. Пилявець, І.М. Преловська. Київ; Львiв, 1999. С. 375–400.
[9] Подробнее см: Преловська I.Iсторiя Української Православної Церкви 1686–2000. Київ, 2010. С. 165–174.
[10] Подробнее см.: Iсторiя релiгiї в Українi: Навчальний посiбник / А. М. Колодний, П. Л. Яроцький, Б. О. Лобовик та iн.; За ред. А. М. Колодного, П. Л. Яроцького. Київ: «Знання», КОО, 1999. С. 508. См. также: «В Українській Церкві велика була духовна сила»: Становлення Української автокефальної православної церкви в описах самовидців та учасників церковно-визвольного руху на Сіверщині та в Середньому Подніппровi 1917—1925 рр. / Упорядник, автор вступної статтiА.Л. Зiнченко, археографична пiдготовка документшв та археограф, передмова, покажчики I. М. Преловської. Ніжин, 2012.
[11] К примеру, см.: Постановление Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О принятии в лоно Православия бывшего священника Украинской (самосвятской) Церкви (от 12 марта 1931 года №44) // Журнал Московской Патриархии. № 7–8. Москва, 1932 // Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. Москва: Издательский Совет РПЦ, 2001. С. 91.
[12] Новак О. Ф. Тернистий шлях українського православ'я у добу сучасностi. Рiвне, 1995. С. 4.
[13] Садиленко М. Сумни наслiдкi «липкiвщини» в Українськоi Православноi Церкви. Київ, 2005.
[14] Личное сообщение В. Вильде автору от 19.04.2023 г.
[15] Другий Всеукраїнський Православний Церковний Собор УАПЦ 17–30 жовтня 1927 року / Упорядники: С. I. Білокінь, І. М. Преловська, І. М. Старовойтенко. Київ, 2007. С. 583.
[16] Личное сообщение В. Вильде автору от 19.04.2023 г.
[17] Строганов Мусій Порфирович // Український мартиролог ХХ cт. Документи ЦДАГОУ // Державна архівна служба України. Офіційний вебпортал органу виконавчої влади [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://archives.gov.ua/um.php?p=99&a=24&id=59095 (дата доступа: 20.04.2023).
[18] Бочков П. свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 68–76.
[19] Украинская Византийская Поместная Церковь // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-uvpc.html (дата доступа: 20.04.2023).
[20] Владимир (Вильде), епископ Переяславский и Богуславский // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023.URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bio-vilde.html (дата доступа: 20.04.2023).
[21] Бочков Павел свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 261–266.
[22] Там же. С. 150–155.
[23] Фото любезно предоставлены владельцем наперсного креста В. Вильде.
Источник: Бочков П. В., свящ. Наперсный священнический крест УАПЦ 1921 г.: свидетельство ранней истории раскола // Богослов. 2024. № 3 (3). С. 80–92. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2024.3.3.005