Участие духовенства в деятельности кооперативов в начале XX века (по материалам Костромской и Ярославской губерний)
В начале XX века в России наблюдается рост кооперативного движения. В процессе его становления и развития принимали участие представители различных сословий. Среди них особое место занимают церковные служители (священники, дьяконы, псаломщики). В статье аспиранта кафедры истории Костромского государственного университета Андрея Николаевича Малинина рассматривается участие духовенства в деятельности кооперативных организаций в начале XX столетия. Целью исследования является анализ основных направлений кооперативной работы представителей духовенства в пределах Костромской и Ярославской губерний. Использован целый комплекс источников — делопроизводственные документы, труды местных земских учреждений, периодическая печать («Известия Костромского губернского земства», журнал «Костромской кооператор», газета «Поволжский вестник»). Сословно-социальный состав кооперативных органов управления позволяет показать особенности развития кооперативного движения в российской провинции. Поднятая тема не получила широкого развития в историографии как на региональном, так и на общероссийском уровне, что определяет научную новизну статьи. Сделан вывод о плодотворной деятельности духовных лиц в деле развития кредитной, потребительской и производственной кооперации с целью поднятия материального и культурного уровня местного населения.
Статья

Во второй половине XIX в. в России начинается кооперативное движение, чему во многом способствовали отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860–1870-х гг. Мелкие производители-крестьяне, оказавшись в совершенно иных социально-экономических условиях, старались найти способы успешной интеграции в рыночную экономику. Крестьяне испытывали потребность в объединении собственных сил, чтобы защититься от деятельности недобросовестных ростовщиков и частных торговцев. Именно в 1860-е гг. возникает идея кооперации, под которой и следует понимать добровольное объединение людей для достижения конкретных целей.

Кооперация различных видов (кредитная, потребительская, производственная) стала активно развиваться лишь в начале XX в. Так, если в 1904 г. в Ярославской губернии насчитывалось «около 10» кооперативов, то к 1 января 1913 г. их было 286[1]. Подобная тенденция наблюдалась и в Костромской губернии. К 1913 г. здесь была зафиксирована деятельность 301 кооператива[2], а уже в годы Первой мировой войны ситуация коренным образом поменялась: октябрь 1915 г. — 641 кооператив[3], ноябрь 1916 г. — 954 кооператива[4].

История любой кооперативной организации непосредственно связана с деятельностью конкретных людей. Начиная со второй половины XIX в. большинство членов в кооперативах были крестьяне-домохозяева, стремившиеся улучшить свое материальное положение. Однако свою лепту в историю российской дореволюционной кооперации внесли и представители других сословий. Как отмечают исследователи, неоднородным по своему составу были кооперативные служащие, которые отвечали за ведение всей документации и осуществляли в рамках своих организаций контроль, регистрацию и учет (счетоводство)[5]. Далеко не всегда подобные функции могли исполнять крестьяне в силу элементарной неграмотности. В таком случае на помощь кооперативам приходили помещики, управляющие имениями, чиновники, лица интеллигентных профессий (учителя, врачи, агрономы и т. д.), а также представители духовенства. В частности, учредителями первого ссудо-сберегательного товарищества в России (22 октября 1865 г.), открывшего свою деятельность в Костромской губернии, были семь служащих имения дворян Лугининых, один священник, один унтер-офицер и 12 крестьян[6]. При этом стоит отметить, что более всего в кооперативных правлениях были представлены крестьяне. Например, в Смоленской губернии их было более 54%[7].

В провинции наблюдался дефицит образованных кадров в кооперативных организациях. Особое внимание этой проблеме уделяло Костромское центральное сельскохозяйственное общество — один из крупнейших кооперативных союзов Костромской губернии в 1913–1918 гг. Так, в августе 1913 г. на страницах газеты «Костромской кооператор» общество обратилось к сельской интеллигенции. Кооператоры призывали земских работников (агрономов, врачей, учителей, фельдшеров и т. д.) помочь крестьянству в его стремлении «организовать хозяйственную и культурную жизнь на кооперативных началах». По их мнению, только совместная работа интеллигенции с передовым крестьянином-кооператором создаст необходимую силу, которую можно противопоставить темной стороне деревенской жизни[8].

Общество не раз поднимало проблему нехватки кадров на заседаниях собрания. Например, 11 сентября 1914 г. собранием было решено пригласить «мальчика в помощь счетоводу», который недавно окончил «торговую школу» и был рекомендован обществу ее инспектором[9]. А на заседании 28 июля 1915 г. члены совета, обсуждая задачи культурно-просветительской комиссии, выразили необходимость привлекать в кооперативную работу «интеллигенцию и учащихся в высших учебных заведениях». Особенно они отмечали важность их участия в работе над подготовкой номеров кооперативных газет и журналов[10]. В стороне не остались и земские учреждения. Костромское земство призывало крестьян-кооператоров обращаться к местной интеллигенции за помощью в устройстве собраний, если не будут уверены в собственных силах. При этом давалась рекомендация крестьянам «самим выступать с речами на всех народных собраниях»[11].

Немаловажную роль в организации деятельности кооперативов сыграли и представители духовенства. С пореформенного периода духовенство было занято не только духовными, но и мирскими делами. Помимо ведения метрических книг и благотворительности, духовные лица смогли приложить усилия в сфере образования и хозяйственной деятельности[12]. Исследователи полагают, что среди священников было много тех, кто считал, что «заботы об улучшении экономического положения верующих входят в круг обязанностей духовных наставников»[13].

Проблема участия духовенства в деятельности кооперативных организаций еще не получила широкого развития в отечественной историографии. Имеются лишь несколько статей, авторы которых показали положительные результаты работы церковных служителей в деле развития кооперации[14]. В частности, благодаря им крестьяне не боялись вступать в кредитные товарищества и отдавать свои деньги в тех случаях, когда председателем правления организации был священник. Момент доверия в таких ситуациях представлялся крайне важным и помогал преодолевать подозрительное отношение крестьян к кооперативам как новому явлению в хозяйственной жизни деревни. Современники отмечали, что духовное лицо во главе товарищества «придает ему солидность», а где оно участвует, «там можно быть покойным, что не будет ни взяточничества, ни пьянства»[15].

Провинциальному духовенству не были чужды проблемы местного населения. Так, например, священник о. Иоанн Смирнов в 1903 г. организовал бесплатную библиотеку в селе Борисоглебская слобода (Ростовский уезд, Ярославская губерния), а в 1905 г. стал одним из инициаторов создания в этом же селе первого сельскохозяйственного кооператива в губернии[16].

Известно, что церковные служители, указанные в источниках как «священники», «отцы», «дьяконы» и «псаломщики», были председателями правления, председателями совета, казначеями, секретарями и счетоводами[17]. Встречались случаи, когда в одном кооперативе ряд важных должностей занимали именно духовные лица. Так было в Вязовском сельскохозяйственном обществе (Макарьевский уезд, Костромская губерния), где председателем правления, товарищем председателя, казначеем, а также членами ревизионной комиссии были священники[18].

Проблемой в изучении темы является сложность выявления статистических данных о численности духовенства в кооперативных организациях. Источники не дают точных сведений по губерниям Российской империи. Однако можно встретить некоторые попытки современников дать точную информацию по данному вопросу при составлении обзоров деятельности кооперативов в пределах отдельных уездов и по отдельным видам кооперации.

В 1914 г. агроном М. Г. Ширман составил обзор деятельности сельскохозяйственных обществ в Ветлужском уезде (Костромская губерния). В уезде к этому времени насчитывалось 15 сельскохозяйственных обществ, расположенных в 13 волостях. М. Г. Ширман, имея далеко не полные сведения, все же предпринял попытку показать состав кооперативов. Безусловно, большинство принадлежало крестьянству. Во всех обществах было не много лиц интеллигентных профессий. В то же время в семи обществах насчитывалось 21 лицо духовного сословия. Наибольшее число церковных служителей наблюдалось в Тоншаевском и Хмелевицком сельскохозяйственных обществах — шесть и четыре человека соответственно, в остальных — по два-три человека. Агроном пришел к выводу, что деревенская интеллигенция «никакого почти участия не принимает»[19].

В Ярославской губернии местное земство проделало подобную работу при обзоре деятельности кредитной и потребительской кооперации в губернии. На 1 января 1912 г. функционировал 101 кредитный кооператив (кредитные и ссудо-сберегательные товарищества), куда входили 43 292 члена. Ярославское земство выявило следующее сословно-социальное представительство в правлениях всех товариществ: крестьян — 258, священников — 32, торговцев — 22, мещан — 7, личных почетных граждан — 5, волостных писарей — 3, волостных старшин — 3, учителей — 3, диаконов — 3, псаломщиков — 3, фельдшеров — 3, врачей — 1, агрономов — 1[20]. Схожая тенденция наблюдалась и в потребительских обществах, которых весной 1912 г. было всего 32 на всю Ярославскую губернию. Земству удалось выявить состав учредителей только 16 кооперативов: 231 земледелец, 83 ремесленника и рабочих, 80 лиц интеллигентных профессий, 21 лицо духовного звания, 4 торговца и 1 землевладелец[21].

Стоит отметить, что численность священнослужителей в кооперативных организациях зависела от духовного ведомства. Так, в 1906 г. Святейший Синод запретил священникам становиться членами товарищеских учреждений мелкого кредита (кредитных и ссудо-сберегательных товариществ). Запрет оставался в силе до января 1909 г. Исследователи считают, что причиной такого решения было нежелание церковного руководства «давать повод для нападок на Церковь в то смутное время»[22]. Это предположение обосновано. Состав кооперативных организаций не раз привлекал внимание правоохранительных органов. Так, по некоторым сведениям, в кооперацию усиленно вливались радикальные элементы[23]. Ярким тому примером служит Костромское центральное сельскохозяйственное общество, в котором работали будущие видные политические деятели губернии левого толка. Например, С. С. Данилов (большевик), Н. И. Воробьев (меньшевик), А. И. Зимин и С. М. Лотошников (эсеры).

На январском съезде кооперативов 1913 г. в г. Ярославле священник Николай Пречистенский указывал на то, что духовное ведомство иногда выражает отрицательное отношение к участию священнослужителей в деле организации кооперативов. Священник предложил съезду ходатайствовать, чтобы «подобных препятствий не чинилось впредь»[24]. Примечательно, что подобные ситуации встречались не только в Костромской и Ярославской губерниях. Так, в Тобольской епархии местное духовное руководство в 1915 г. указывало на желательность выхода церковных служителей из состава кооперативных организаций. По их мнению, общая занятость таких штатных сотрудников приводит к ненадлежащей службе на приходе[25]. При этом Святейший Синод мог оказывать помощь кооперативным организациям. В частности, газета «Поволжский вестник» (г. Кострома) 25 февраля 1915 г. сообщала, что Училищным советом при Святейшем Синоде было разрешено учителям церковно-приходских школ занимать какие-либо должности в кооперативах, но эта деятельность не должна нести ущерб их основной работе, то есть учительскому делу[26].

Участие духовенства в деятельности кооперативных организаций было разнообразным. Их, как правило, интересовали различные культурно-просветительские, социально-нравственные и хозяйственно-экономические вопросы. Особенно их волновали вопросы, связанные с пропагандой кооперативных идей, народным просвещением и повседневной жизнью местного населения. Так, на общем собрании членов Саметского картофеле-терочного товарищества (Костромская губерния) 26 февраля 1912 г. дьякон Драницин отмечал, что кооператив не должен жалеть средства на обустройство своей чайной. Он полагал, что при ней необходимо обустроить читальню и организовывать «чтения, лекций и спектакли»[27].

Важность просветительских чтений и лекций признавал и священник Н. Сирин — член Солигаличского общества пчеловодства (Костромская губерния). Выступая 28 сентября 1915 г. на заседании Экономического совета при Солигаличской уездной земской управе, он предложил назначить учителям плату «за устройство чтений, хотя бы по 1 рублю за вечер»[28]. Выступающего волновала и другая тема, связанная с социально-нравственной проблемой того времени, — пьянство местного населения. Он и еще ряд кооператоров выступили за пропаганду трезвости путем запрета продажи спиртных напитков. К этому времени, вскоре после начала Первой мировой войны, правительство ввело запрет на продажу вина. По мнению кооператоров, правительственные меры оказали благодетельное влияние на народ, который стал неузнаваем. При этом отмечали, что «нужно дать время свыкнуться народу с новой обстановкой и воспитаться без вина новому поколению»[29].

Похожей позиции придерживался и священник Павел Благовещенский. В своем докладе на заседании Общего собрания Минского сельскохозяйственного общества весной 1913 г. (Костромская губерния) он настаивал на том, что общество не должно ограничиваться только одними экономическими мероприятиями. Докладчик также обратил внимание на необходимость содействия воспитанию нового поколения. По его мнению, кооператив может сыграть в этом деле положительную роль. Поддержав доклад крестьянина Е. И. Короткова об открытии библиотеки-читальни, священник предложил реализовать следующие меры: 1) не допускать тайной продажи вина в районе кооператива; 2) организовать детский сад для развлечений и обустроить опытно-показательный сад-огород; 3) приобрести показательный улей для приучения детей к пчеловодству[30].

Интерес могут представлять и речи священников на январском съезде кооперативов Ярославской губернии 1913 г. Известно, что в нем принимали участие 210 представителей кооперативных организаций, включая 26 церковных служителей[31]. На заседаниях секции сельскохозяйственных обществ священник Николай Пречистенский, представляя Оносовское сельскохозяйственное общество (Мышкинский уезд), раскритиковал деятельность земских учреждений и Департамент земледелия. По его словам, они не оказывают достаточную материальную помощь сельскохозяйственным кооперативам. В частности, Департамент дает необходимые суммы «только на бумаге, а не на деле»[32]. Примечательно, что критика местных органов со стороны священников была отмечена и в секции мелкого кредита. На одном из заседаний секции священник А. Немиров обратил внимание на «небрежное отношение волостных старшин в деле взыскания платежей с заемщиков по требованию кредитных товариществ»[33].

Исходя из вышесказанного, видно, что участие духовенства в работе кооперативных организаций занимает особое место в истории становления и развития кооперативного движения в российской провинции в начале XX столетия. Отдельные сведения из имеющихся источников (протоколы заседаний кооперативов, периодическая печать, публикаций земских учреждений и др.) позволяют говорить о разнообразной и плодотворной деятельности церковных служителей, направленной не только на поднятие культурного уровня местного населения, но и на повышение его материального благосостояния.

 

Список источников и литературы

  1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 210. Оп. 2. Д. 357.
  2. ГАКО. Ф. 510. Оп. 2. Д. 1, 5.
  3. ГАКО. Ф. 1347. Оп. 1. Д. 1.
  4. Белоус П. В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914–1918) / НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. 288 с.
  5. Буйское общество потребителей. Отчет с 1 июля 1916 года по 1 июля 1917 года. Буй, 1917. 24 с.
  6. Вычугжанин А. Л. Участие Русской Православной Церкви в развитии кредитной кооперации // Экономические стратегии. 2010. Т. 12, № 11(85). С. 100–112.
  7. Григорьев М. И. Мелкий кредит в Ярославской губернии: исторический очерк развития учреждений мелкого кредита, обзор их деятельности и сводка материалов анкеты / Агрономический отдел Ярославского губернского земства. Ярославль: Типография Овсеевич, 1912. 295 с.
  8. Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословное общество Российской империи (XVIII – начало XX века) / Институт российской истории. М.: Новый хронограф, 2010. 752 с.
  9. К сельской интеллигенции // Костромской кооператор. 1 августа 1913. № 6–7. С. 1–2.
  10. Кабанов В. В. Кооперация, революция, социализм. М.: Наука, 1996. 206 с.
  11. Корелин А. П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860–1917 гг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 391 с.
  12. Лазаревское сельскохозяйственное общество, Юрьевецкого уезда // Известия Костромского губернского земства. Июнь–июль 1913. № 6–7. С. 30–35.
  13. Лубков А. В. Солидарная экономика. Кооперативная модернизация России (1907–1914 гг.). М.: МПГУ, 2019. 272 с.
  14. Материалы для характеристики положения сельского хозяйства в Костромской губернии / Костромское губернское земство. Кострома: Типолитография А. Н. Чемоданов, 1913. 353 с.
  15. Нравственные задачи кооперации // Костромской кооператор. 1 мая 1913. № 2. С. 14–15.
  16. Обзор Ярославской губернии за 1914 год / изд. Ярославского губернского статистического комитета. Ярославль: Типография Губернского Правления, 1915. 107 с.
  17. Общества потребителей в Ярославской губернии / Ярославское губернское земство; Агрономический отдел. Ярославль: Типолитография Губернской Земской Управы, 1912. 80 с.
  18. Отчет Вязовского общества сельского хозяйства, Макарьевского уезда, за 1913 год // Известия Костромского губернского земства. Февраль 1914. № 2. С. 25–36.
  19. Печалова Л. В. Участие Русской Православной церкви в развитии кооперации в России во второй половине XIX в. // Вопросы истории. 2016. № 11. С. 160–166.
  20. Протокол общего собрания членов Саметского паевого товарищества картофеле-терочного завода от 26 февраля 1912 г. // Известия Костромского губернского земства. Апрель 1912. № 4. С. 28–36.
  21. Развитие кооперативных учреждений // Известия Костромского губернского земства. Апрель 1914. № 4. С. 42–45.
  22. Сельскохозяйственные общества в Ветлужском уезде // Известия Костромского губернского земства. Июнь 1914. № 6. С. 21–46.
  23. Труды Первого Съезда представителей кооперативных учреждений Ярославской губернии (22–26 января 1913 года) / под общ. ред. И. П. Матвеева; авт. предисл. Л. Каратыгин. Ярославль: Типолитография Губернской земской управы, 1913. 702 с.
  24. Участие учителей в кооперативах // Поволжский вестник. 25 февраля 1915. С. 3.
  25. Что могут и должны сделать кооперативы // Известия Костромского губернского земства. 3 ноября 1916. № 15. С. 22–25.
  26. Ярославская старина: временник Ярославского губернского архива / под ред. В. Н. Бочкарева и А. И. Смирнова. Ярославль, 1924. — 222 с.

 

[1] Труды Первого съезда представителей кооперативных учреждений Ярославской губернии (22–26 января 1913 года) / под общ. ред. И. П. Матвеева; авт. предисл. Л. Каратыгин. Ярославль: Типолитография Губернской земской управы, 1913. С. IV, XI.

[2] Развитие кооперативных учреждений // Известия Костромского губернского земства. Апрель 1914. № 4. С. 42.

[3] Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. 1347. Оп. 1. Д. 1. Л. 3–34 об.

[4] Что могут и должны сделать кооперативы // Известия Костромского губернского земства. 3 ноября 1916. № 15. С. 23.

[5] Кабанов В. В. Кооперация, революция, социализм. М.: Наука, 1996. С. 31.

[6] Корелин А. П. Кооперация и кооперативное движение в России. 1860–1917 гг. М.: Российская

политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 34.

[7] Там же. С. 32.

[8] К сельской интеллигенции // Костромской кооператор. 1 августа 1913. № 6–7. С. 2.

[9] ГАКО. Ф. 510. Оп. 2. Д. 5. Л. 1.

[10] ГАКО. Ф. 510. Оп. 2. Д. 1. Л. 19, 39.

[11] Что могут и должны сделать кооперативы // Известия Костромского губернского земства. 3 ноября 1916. № 15. С. 24.

[12] Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословное общество Российской империи (XVIII – начало XX века) / Ин-т рос. истории. М.: Новый хронограф, 2010. С. 286, 318.

[13] Печалова Л. В. Участие Русской Православной церкви в развитии кооперации в России во второй половине XIX в. // Вопросы истории. 2016. № 11. С. 161.

[14] Вычугжанин А. Л. Участие Русской Православной Церкви в развитии кредитной кооперации // Экономические стратегии. 2010. Т. 12, № 11(85). С. 100–112; Вычугжанин А. Л. Участие русской православной церкви в развитии кредитной кооперации // Экономические стратегии. 2010. Т. 12, № 12(86). С. 100–112; Печалова Л. В. Участие Русской Православной церкви в развитии кооперации в России во второй половине XIX в. // Вопросы истории. 2016. № 11. С. 160–166.

[15] Цит. по: Вычугжанин А. Л. Участие Русской Православной Церкви в развитии кредитной кооперации // Экономические стратегии. 2010. Т. 12, № 12(86). С. 104.

[16] Обзор Ярославской губернии за 1914 год / изд. Ярославского губернского статистического комитета. Ярославль: Типография Губернского Правления, 1915. С. 29; Лубков А. В. Солидарная экономика. Кооперативная модернизация России (1907–1914 гг.). М.: МПГУ, 2019. С. 72.

[17] Материалы для характеристики положения сельского хозяйства в Костромской губернии / Костромское губернское земство. Кострома: Типолитография А. Н. Чемоданов, 1913. С. 287–291; Лазаревское сельскохозяйственное общество, Юрьевецкого уезда // Известия Костромского губернского земства. Июнь–июль 1913. № 6–7. С. 30; Буйское общество потребителей. Отчет с 1 июля 1916 года по 1 июля 1917 года. Буй, 1917. С. 6.

[18] Отчет Вязовского общества сельского хозяйства, Макарьевского уезда, за 1913 год // Известия Костромского губернского земства. Февраль 1914. № 2. С. 25.

[19] Сельскохозяйственные общества в Ветлужском уезде // Известия Костромского губернского земства. Июнь 1914. № 6. С. 21, 23–25.

[20] Григорьев М. И. Мелкий кредит в Ярославской губернии: исторический очерк развития учреждений мелкого кредита, обзор их деятельности и сводка материалов анкеты / Агрономический отдел Ярославского губернского земства. Ярославль: Типография Овсеевич, 1912. С. 29, 42.

[21] Общества потребителей в Ярославской губернии / Ярославское губернское земство; Агрономический отдел. Ярославль: Типолитография Губернской Земской Управы, 1912. С. 8.

[22] Вычугжанин А. Л. Участие Русской Православной Церкви в развитии кредитной кооперации // Экономические стратегии. 2010. Т. 12, № 11(85). С. 102.

[23] Ярославская старина: временник Ярославского губернского архива / под ред. В. Н. Бочкарева и А. И. Смирнова. Ярославль, 1924. С. 53.

[24] Труды Первого съезда представителей кооперативных учреждений Ярославской губернии (22–26 января 1913 года) / под общ. ред. И. П. Матвеева; авт. предисл. Л. Каратыгин. Ярославль: Типолитография Губернской земской управы, 1913. С. 8.

[25] Белоус П. В. Тобольская епархия в годы Первой мировой войны (1914–1918) / НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. С. 90.

[26] Участие учителей в кооперативах // Поволжский вестник. 25 февраля 1915. С. 3.

[27] Протокол общего собрания членов Саметского паевого товарищества картофеле-терочного завода от 26 февраля 1912 г. // Известия Костромского губернского земства. Апрель 1912. № 4. С. 32–33.

[28] ГАКО. Ф. 210. Оп. 2. Д. 357. Л. 52.

[29] Там же. Л. 51.

[30] Нравственные задачи кооперации // Костромской кооператор. 1 мая 1913. № 2. С. 14–15.

[31] Труды Первого съезда представителей кооперативных учреждений Ярославской губернии (22–26 января 1913 года) / под общ. ред. И. П. Матвеева; авт. предисл. Л. Каратыгин. Ярославль: Типолитография Губернской земской управы, 1913. С. XXXVIII–XLVIII.

[32] Там же. С. 198, 202–204.

[33] Там же. С. 564.

 

Иллюстрация — Центросоюз

Источник: Малинин А. Н. Участие духовенства в деятельности кооперативов в начале XX века (по материалам Костромской и Ярославской губерний) // Ипатьевский вестник. 2024. № 3. С. 102–112. DOI: https://doi.org/10.24412/2309–5164–2024–3– 102–112

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9