Экклезиология

Статья
История Церкви в системе теологических изысканий
В 2015 году теология была официально признана в России отраслью научного знания. Многолетний спор светских и церковных ученых о теологии завершен. В паспорте ВАК новой научной дисциплины появилась специальность «историческая теология» и по направлению «православие» под пунктом 1.4 значится «История Русской Православной Церкви. История христианских церквей». Экклесиология является разделом догматического богословия. Устоявший в дискуссиях тезис «теология тесно взаимодействует с историей» сегодня сталкивается с мнением о том, что экклесиология не может быть площадкой научного обсуждения вопросов церковного устроения, правил церковной жизни, прав мирян и в целом внешней (фактической) истории. Каковы параметры и характеристики теологического исследования по истории Церкви? Цель статьи доктора теологии, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирины Владимировны Воронцовой — привлечь внимание специалистов к этому вопросу. Автор ставит задачу показать место и роль истории Церкви в системе теологического знания, для чего систематизирует уже имеющиеся наработки по теологии и истории и, прибегая к экклесиологии православных церковных деятелей, ищет «маркеры», которые отличают историко-теологическое исследование от работы по истории Церкви.
Статья
Практическая экклезиология: мысль протоиерея Сергия Булгакова о Церкви и ее преломление в деятельности социально-миссионерского объединения «Православное Дело»
Статья Натальи Владимировны Ликвинцевой посвящена работе социально-миссионерского объединения «Православное Дело», созданного в 1935 г. в эмигрантском Париже м. Марией (Скобцовой), духовной дочерью прот. Сергия Булгакова, всячески поддерживавшего работу организации. Статья фокусирует внимание на двойной взаимосвязи: на преемственности и перекличках между религиозной мыслью м. Марии и богословием о. Сергия Булгакова и на том, как экклезиологические воззрения обоих мыслителей стали фундаментом для практической работы «Православного Дела». Уже первые опыты религиозно-философской мысли Е. Ю. Скобцовой связаны с выделением ею «основного русла» русской религиозной мысли, творческим итогом которого она считает софиологию о. Сергия, а основной интуицией — «Богопричастность мира». После монашеского пострига м. Мария размышляет над должным ответом Церкви на социальные вызовы ХХ в., опираясь на мысли о. Сергия о социализме как вызове времени, ответ на который должна дать именно Церковь. Оба мыслителя ищут экклезиологические основания такого ответа. Булгаков выстраивает экклезиологию «живой соборности», противостоящую атомизированной раздробленности коллектива. Развивая идеи о. Сергия, м. Мария разрабатывает экклезиологию «внехрамовой литургии», изливающейся, как из центра, из приобщенности к Евхаристической жертве в мир и охватывающей собою всех.
События
Новая книга, посвященная проблеме первенства среди Православных Церквей, вышла в издательском доме «Познание»
Статья
Православное понимание соборности и реалии современного мира
Статья доктора богословия, ректора Николо-Угрешской духовной семинарии игумена Мефодия (Зинковского) посвящена рассмотрению свойства соборности как образа бытия человечества, заданного Святой Троицей. Соборность таинственна и ипостасна; как свойство и образ бытия уникальных Лиц в единой природе, она не может полноценно анализироваться вне координат ипостасно-природной онтологии. В жизни личности соборность реализуется как внутренняя «включенность» в жизнь Церкви через «воипостазирование» Божественных энергий. Путь к соборности лежит через преодоление индивидуализма и эгоизма. Как способ обладания истиной, соборность является и способом познания этой истины, а также признаком принадлежности личности к Церкви. В статье рассмотрены нарушения принципов соборности Римо-Католической Церковью в исторической перспективе и Константинопольским патриархатом в современной жизни, проанализированы аспекты соборности применительно к таким реалиям современности, как познание истины, понимание смысла и принципов жизни, преодоление эгоизма, индивидуализма, страдания и одиночества.
Статья
Осуждение филетизма/этнофилетизма на Константинопольском Соборе 1872 г.: критические замечания
В настоящее время на волне американской и в целом западной геополитики делаются попытки представить понятие Русского мира как предельно агрессивное и, более того, по сути тождественное так называемой ереси этнофилетизма. В статье кандидата богословия, профессора кафедры филологии Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова), во-первых, предпринимается попытка систематизировать и обобщить многие из этих несправедливых обвинений. Во-вторых, предлагается обзор содержания деяний Святого и Великого Собора 1872 г. На этом Соборе был осужден так называемый «филетизм», или «племенное деление», в котором были обвинены сторонники созданного в 1870 г. Болгарского Экзархата. В заключении соборной комиссии и в Оросе Собора излагается экклесиология, не в полной мере соответствующая учению Православной Церкви и отчасти послужившая основанием для идеологии современных сторонников теории первенства чести и власти Константинопольского Патриарха. Новый комментированный перевод Ороса, представленный в статье, призван помочь читателю представить реальную картину, в которой в большей мере приоткрывается степень ответственности самого Константинопольского Патриархата за трагедию разделения 1872 г.
События
III Всероссийская научно-богословская конференция по экклезиологии и богословию истории прошла в СПбДА
Статья
Церковь как институт. Полемика в католических журналах Concilium и Communio
Статья кандидата богословия, PhD, приглашенного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерея Алексия Черного посвящена анализу полемики относительно институционального и властного аспектов жизни Католической Церкви в статьях международных католических журналов Concilium и Communio, созданных в первые годы после Второго Ватиканского собора. Первый был ориентирован на реформы и стремился распространить соборные нововведения на различные сферы католической церковной жизни, второй был представлен преимущественно консервативными авторами. Данные издания, собравшие вокруг себя виднейших католических богословов той эпохи, демонстрируют различные взгляды на постсоборное развитие католицизма, давний конфликт модернизма и традиционализма, специфику формирования современной корпорации католических ученых, а также новый этап становления католических СМИ. Автор приходит к выводу, что институциональная сторона жизни Католической Церкви являлась важной темой дискуссии на страницах рассматриваемых журналов, особенно в 1970-е — нач. 1980-х гг.
Статья
Кенотическая экклесиология М. М. Тареева: опыт реконструкции
В статье старшего преподавателя кафедры систематического богословияи патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артёма Владиславовича Малышева предпринимается попытка реконструкции и комплексного анализа экклесиологической концепции профессора нравственного богословия Московской духовной академии начала XX в. Михаила Михайловича Тареева (1867–1934). В исследовании последовательно излагаются характерные черты богословского подхода Тареева в целом, разбираются особенности его экклесиологии, обосновывается авторское определение этой экклесиологии как кенотической. Исследуются такие труды Тареева, как «Дух и плоть», «Христианство и церковь», «Новое богословие», «Искушения Богочеловека», «Философия Евангельской истории» и др. Излагаются основные точки зрения на характер экклесиологии Тареева (прот. Георгий Флоровский, прот. Василий Зеньковский, Пол Вальер). Спецификой метода Тареева является разведение элементов разбираемой проблемы по категориям абсолютного (внутреннего) и относительного (внешнего). По-другому данная проблема предстает в его обширном наследии — как проблема соотношения содержания и формы. Церковь он понимает как форму христианства.
Статья
Экклезиологический опыт А. Хомякова
В статье доктора богословия, заслуженного профессора Московской духовной академии Михаила Степановича Иванова анализируется основная особенность творчества А. С. Хомякова, которая состоит в том, что его религиозно-философская мысль всегда определялась не умозрительными категориями и логическими выводами, а жизненными наблюдениями. В наибольшей мере это проявилось у Хомякова в религиозной сфере, где наблюдается органическое и целостное единство личности мыслителя, его жизни и его мысли. Центром такого единства для Хомякова всегда оставалась Церковь Христова. Основатель славянофильства жил в Церкви, а не являлся лишь формальным ее членом. Поэтому Церковь открывалась ему изнутри в ее духовном богатстве и в глубине благодатных тайн. Опытная экклезиология помогала Хомякову понять природу Церкви и ее единство, созидаемое не административными мерами, а благодатной жизнью церковной общины, в результате чего жизнь этой общины уподобляется внутритроичной Божественной жизни: «Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21–22). В статье обращается внимание на то, что у Хомякова отсутствует систематическая экклезиология.
Статья
Вопросы чиноприема в Православную Церковь
Статья преподавателя Перервинской духовной семинарии, члена Комиссии по реабилитации отпавших от православия при Епархиальном совете города Москвы Виталия Валентиновича Юдина посвящена проблематике присоединения к Церкви. Одной из проблем, связанных с современной практикой присоединения к православию, является отсутствие единства в этом вопросе на общеправославном уровне и внутри нашей Церкви. В крупных епархиях, где есть опыт масштабной работы по возвращению в православие и присоединению инославных, например в Московской епархии, сложились определенные правила, но и они до сих пор не являются едиными для священства. С 2018 года Комиссия по церковной реабилитации начала обобщать имеющийся опыт, обосновывать и доносить его до духовенства. Рассматриваемые в статье вопросы включают эти положения. Важным и требующим специального пояснения является вопрос о чиноприеме лиц, которые первоначально были крещены в Православной Церкви и по отпадении, раскаявшись, решили вернуться. В статье анализируется «Последование об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся» свт. Мефодия Константинопольского. Отдельно обращается внимание на катехизацию присоединяемых, отличающуюся от обычной практики.
Статья
Споры относительно допуска женщин к диаконскому служению в Церкви Англии
Вторая половина XX в. и начало XXI в. в истории Англиканской Церкви отмечены спорами относительно рукоположения женщин в священный сан. В итоге англикане последовательно начали рукополагать женщин сначала в сан диакона, потом — в сан священника и в сан епископа. Таким образом, Англиканская Церковь, которая еще в начале XX в. считалась одной из самых близких к православию инославных церквей, стремительно изменила свое вероучение и отклонилась от апостольского предания. Первым критическим шагом в этом направлении стал допуск женщин к рукоположению в сан диакона. Анализу этого решения, как правило, уделяется весьма небольшое внимание как в российской, так и в зарубежной церковной науке, так как основные богословские споры развернулись в Англиканской Церкви позднее и были посвящены вопросу женского священства и женского епископата. В статье магистра богословия, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии, аспиранта Сретенской духовной академии иерея Артемия Кокоша предлагается анализ исторических процессов и богословских дискуссий, которые привели к появлению в Церкви Англии сначала диаконис, а потом и женщин-диаконов.
Статья
Теология Предания в Католической Церкви: вклад Ива Конгара
В этом исследовании авторы в общих чертах, но довольно полно представляют богословие Предания римско-католического богослова Ива Конгара, который своими монографиями и личным присутствием в качестве эксперта оказал большое влияние на Второй Ватиканский собор. Взаимоотношения Священного Предания и преданий — одна из важнейших исследовательских областей будущего кардинала, интерес к которой был обусловлен экуменической и внутренней потребностью Католической Церкви. В этих фактах и навязанной срочности решения вопросов относительно Предания лежат причины существования определенных неточностей, недосказанностей и чрезмерного акцентирования отдельных пунктов триады Писание — Предание — Церковь.
Статья
Молекулярность и соборность на пути к церковному единству: богословская полемика прот. Сергия Булгакова по вопросу причащения с инославными
В статье аспиранта Санкт-Петербургской духовной академии Юлии Николаевны Антипиной исследуется богословское содержание полемики, развернувшейся между руководителями Содружества Св. Албания и прп. Сергия в связи с предложением прот. Сергия Булгакова о «частичном интеркоммунионе» — сопричащении англикан и православных, членов Содружества. Содружество было основано на втором англо-православном съезде в Сент-Олбансе в 1928 г. Предложение о сопричащении Булгаков выдвинул на одной из ежегодных конференций Содружества в 1933 г., т. е. спустя почти шесть лет после его учреждения. По мнению Булгакова, частичное воссоединение не могло заменить собой целокупное воссоединение церквей, но могло послужить его началом. Предложение Булгакова о сопричащении вызвало бурную дискуссию, растянувшуюся на три года. Мнения разделились как среди англикан, так и среди православных. Дискуссия сохранилась на страницах журнала Содружества и в конфиденциальной переписке на английском языке членов исполнительного комитета и «парижской группы». Ведущими выразителями противоположных мнений выступили прот. Сергий Булгаков и прот. Георгий Флоровский.
Статья
Можно ли говорить об иерархии среди предстоятелей Поместных Церквей? Термин ἱεραρχία в византийской традиции
Статья профессора Московской духовной академии, заведующего аспирантурой игумена Дионисия (Шлёнова) посвящена истории возникновения и употребления термина «иерархия» в византийской традиции. Автор показывает, что первоначально он применялся по отношению к небесным чинам, а затем стал обозначать и церковные. Помимо канонического объективного аспекта иерархии, существует аксиологический аспект: чем выше ступень иерархической лестницы, тем большей святостью должен обладать стоящий на ней. В византийской традиции никогда не называли патриарха Константинопольского более высоким иерархически по сравнению с прочими. Главный иерарх, или архиерей, — Христос Спаситель. В поздневизантийском богословии второе место после Него — особое и исключительное — могла занимать Божия Матерь и никто иной.
События
Вышел сборник материалов конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»
События
«Неплюевские чтения» и «Религия и власть: поиск путей церковного устройства»: открыт приём заявок на научные конференции СФИ
Статья
Соборность как антропологическая и экклезиологическая категория в трудах Н. А. Бердяева
В статье пресс-секретаря Свято-Филаретовского института Софьи Вадимовны Андросенко рассматривается категория соборности в трудах Н. А. Бердяева в контексте его антропологических и экклезиологических воззрений. Этот подход был намечен в исследованиях XX — начала XXI в., но не был достаточно разработан. Соборность, которую сам Бердяев называл качество стоящей перед Богом личной совести и неотъемлемым свойством Церкви, интерпретируется на материале его трудов, в которых он излагает свои взгляды на человека и Церковь, а также с учетом обобщений исследователей, обращавшихся к теме ранее. Показано, как через опыт соборности Бердяев разрешает вопрос о соотношении личной свободы и единства между людьми.
Статья
Концепция соборности и проблема церковного авторитета в русском богословии конца XIX – начала XX в.
Статья аспиранта богословского факультета, приглашенного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Вячеслава Александровича Ячменика посвящена идее церковного авторитета в русском богословии эпохи fin-de-siècle, которая рассматривается в контексте возникновения и развития концепта соборности. Связать проблему авторитета иерархии с идеей соборности Церкви позволяет реконструкция полемического контекста мысли А.С. Хомякова, благодаря которому понятие «соборность» входит в богословскую мысль. Помимо «хомяковского» контекста автор обращается к трем другим авторам, рассмотренным в хронологическом порядке. Делается вывод о том, что вхождение идеи соборности в контекст академического богословия приводит к формулированию идеи авторитета иерархии, что выразилось в конструировании нового образа патриаршего служения на Соборе.
Статья
Пророчество в первохристианской Церкви
Среди духовных дарований есть дар, который неизменно вызывает у людей живой интерес. Это дар пророчества. При этом представления и о библейских ветхозаветных пророках, и о христианском понимании пророческого дара оказываются самыми неожиданными и разнообразными. Искажения в данном вопросе существенно влияют на многие положения нравственно-догматического характера, на здоровую духовную жизнь человека. Поэтому осмысление церковного учения о даре пророчества всегда актуально. В статье бакалавра богословия, преподавателя воскресной школы собора Воскресения Христова г. Бреста Анны Владимировны Окало после всестороннего анализа посланий апостола Павла (в особенности 1 Кор. 12–14) рассматривается пророчество в первохристианской Церкви, его цель и связь с другими харизмами и обосновывается библейское понимание сущности дара пророчества как откровения воли Божией, согласно которой живет и действует Церковь. В подборе источников и литературы для написания статьи используется комплексный подход: сочетание толкований святых отцов и данных современной библейской экзегезы.
События
СПбДА приглашает принять участие в конференции «Богословие истории и экклезиологические концепции современности: догматические аспекты»
Статья
Когда Писание и Предание стали священными? К истории терминологии отечественного богословия
В статье преподавателя кафедры богословия Московской духовной академии священника Димитрия Артёмкина рассматривается история становления терминов «Священное Писание» и «Священное Предание» в богословской традиции Русской Церкви. В результате предпринятого обзора источников установлена периодизация истории рассматриваемых терминов, а также показана их зависимость от тенденций в изложении учения об источниках Откровения в русском академическом богословии.
Статья
О совместных молитвах с инославными по опыту Русской Зарубежной Церкви
В статье клирика Русской Православной Церкви заграницей диакона Андрея Псарёва раскрывается опыт РПЦЗ, касающийся совместных молитв с представителями других христианских исповеданий. Автор показывает, что позиция Русской Зарубежной Церкви относительно таких молений в ходе её истории менялась в зависимости от экклезиологических воззрений тех или иных иерархов и священников, которые находились у церковного кормила.
Статья
Представления о критериях Вселенского Собора в Византии в первой половине XV в. и концепция пентархии
В статье аспиранта богословского факультета ПСТГУ, старшего научного редактора ЦНЦ «Православная энциклопедия» Петра Алексеевича Пашкова рассматриваются представления византийских богословов и церковных деятелей первой половины XV в. о критериях Вселенского Собора в связи с полемикой о Флорентийской унии. В рассмотрение по необходимости также включена экклезиологическая традиция предшествующего столетия. Автор показывает, что православные богословы поздневизантийского периода, следуя традиции, восходящей еще к первому тысячелетию, действительно признавали (вопреки расхожим представлениям) существование строгих формальных критериев Вселенского Собора, которые определялись в их глазах концепцией «пентархии» древних патриархатов: вселенским считался собор, принятый представителями Церквей Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Эта система экклезиологических представлений к XV в. уже в некоторой степени не отвечала требованиям реальности; тем не менее благодаря её коллегиальному характеру она дала Православной Церкви возможность преодолеть кризис, вызванный Флорентийской унией.
События
3-5 октября в Москве проходит конференция «Софиология и экклезиология протоиерея Сергия Булгакова и священника Павла Флоренского»
Статья
Кафоличность и соборный институт Церкви в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа)
В статье кандидата богословия, преподавателя Минской духовной академии, проректора по воспитательной работе, докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия священника Виктора Кулаги исследуется тема кафоличности Церкви и ее соборного устройства в богословии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). В рамках евхаристической экклезиологии рассматривается вопрос о взаимосвязи кафоличности Церкви и соборной функции в жизни Церкви. Согласно греческому богослову, значение и роль института церковных соборов раскрывается в вопросе о взаимоотношении поместной и вселенской Церквей. Автор статьи исследует проблематику и решение данного вопроса в богословии митрополита Иоанна (Зизиуласа), анализируя его богословские воззрения в контексте православной экклезиологии.
Статья
Рождение тринитарной экклесиологии: комментарий к четвертому письму «Столпа и утверждения Истины» о. Павла Флоренского
Хотя известный труд о. Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины» давно находится в поле зрения исследователей, нельзя сказать, что связанные с ним проблемы русской религиозной мысли разрешены исчерпывающим образом. В частности, недооцененным представляется комплекс высказанных в 4-м письме «Столпа», «Свет Истины», идей, подводящих метафизическую основу под тринитарную модель Церкви. Анализ их генезиса указывает на ряд представителей русского академического богословия и религиозной философии, из сочинений которых о. П. Флоренский заимствует необходимые ему элементы, свободно претворяя их в своем синтезе. Однако наиболее интересным в данном отношении оказывается постулирование о. П. Флоренским, вопреки свойственному ему критическому отношению к западной традиции, представления о пассивности направленной на Бога тварной любви. Именно из этого представления, не согласующегося с восточным восприятием обожения как целенаправленного экстатического процесса, о. П. Флоренский выводит заключение о том, что «богоподобная» активная любовь для тварной личности возможна только по отношению к другой тварной личности.
Статья
Символика корабля в средневековом богословии Западной Европы (II–IX вв.)
Статья доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук Марии Ненароковой посвящена образу корабля в сочинениях богословов Западной Европы в эпоху раннего средневековья. Корабль является одним из ключевых образов средневекового богословия и средневековой христианской культуры. Даётся краткий обзор зарубежных и отечественных исследований в области истории, археологии, литературоведения, посвященных значению корабля в средневековой культуре. Исследование показало, что корабль, чаще всего обозначавший Церковь Христову, мог символизировать и синагогу; реальный облик корабля, осмысленный средневековыми богословами, привел к возникновению символов Святого Креста, молитвы, милостыни, надежды; корабль может символизировать как человека вообще, так и Пресвятую Богородицу, а также христианские добродетели и этапы духовного роста христианина.
Статья
Молитва за ближнего как выражение церковного единства
В статье студента 4-го курса бакалавриата Московской духовной академии Павла Приходько рассматривается вопрос о том, запрещает ли церковное Предание молиться о тех или иных людях. Материал изложен в четырёх параграфах, которые отражают различные аспекты понятия единства Церкви.
Статья
Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилоэ «Единство и многообразие в православной традиции»
Данная статья была опубликована в румынском богословском журнале Ortodoxia в 1970 г. В ней рассматриваются вопросы, связанные с различными взглядами на Священное Предание Церкви некоторых современных автору протестантских и православных богословов, а также разбираются принципы хранения, обновления и истолкования Священного Предания. При этом протоиерей Думитру Станилоэ приводит святоотеческие мнения, делая акцент на ключевых аспектах православного понимания Священного Предания в жизни Церкви.
События
Лекторий «Неопалимая Купина» приглашает на беседу «Церковь: иерархия или Евхаристия?»
1 2 3 4 5 > >>