Балакшина Ю.В.
Профессиональные интересы: Нравственное богословие, Пастырское богословие, Миссия Церкви, Религиоведение, Культурология, Литературоведение, Социальное служение
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Кандидат филол. наук, магистр богословия, доцент СФИ и РГПУ им. А.И.Герцена. Область интересов — русская литература, диалог церкви и светской культуры, история движения ревнителей церковного обновления.

Родилась в Архангельске в 1969 г. Окончила филологический факультет Архангельского государственного педагогического университета им. Ломоносова (1990), аспирантуру при РГПУ им. Герцена. В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Юмор как эстетическая доминанта романа И.А.Гончарова "Обыкновенная история"». В 2005 г. закончила бакалавриат; в 2008 г. – магистратуру Свято-Филаретовского православно-христианского института. Защитила магистерскую диссертацию по теме «Движение обновления Церкви в период первой русской революции». Принимала участие в издании дневников св.прав.о.Иоанна Кронштадтского, подготовке собрания сочинений Н.В.Гоголя, м. Марии (Скобцовой). В настоящее время преподает русскую литературу в РГПУ им. Герцена и церковно-исторические дисциплины в СФИ; работает над докторской диссертацией по теме: «Диалог светской культуры и церкви: литературные формы, исторические этапы».

Библиография работ автора:

Монографии

Балакшина, Ю.В. «Братство ревнителей церковного обновления (группа “32-х” петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст» / Ю.В. Балакшина. – М.: СФИ, 2014.

Статьи

1. Осмысление типа романтика в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» и романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. Межвузовский сб. научн. трудов. СПб., 1997. С. 13-19

2. Владимир Ленский и Александр Адуев как объекты комического изображения // IX Ломоносовские чтения: тезисы докладов. Архангельск, 1997. С. 88-89.

3. Изучение Библии на уроках литературы. Поиск путей // Свеча – 99. Истоки. Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологи. Вып. 2. Архангельск, 1999. С.44-49.

4. Эволюция житийного жанра в культуре Нового времени // Русская литература и внелитературная реальность. Историко-литературный сборник. Материалы «Герценовский чтений» 2003 г. С.126-130.

5.  Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Примечания. М., 2003. С.89-149

6. Неопубликованные страницы «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя. // Вопросы литературы. 2005. Ноябрь-декабрь. С. 204-213.

7. Поль Рикер и Дмитрий Рудин (к вопросу о поисках методологии) // История литературы как филологическая проблема. Сборник научных статей. СПб., 2006. С.7-13.

8. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.3. Примечания. М., 2005. С.684-714.

9. Понятие «жизни» в философской системе Анри Бергсона (работа «Творческая эволюция») и образ «жизни» в творчестве Л.Н. Толстого (роман «Война и мир») // Интернет-версия, сайт Свято-Филаретовского православного института.

10. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.4. Примечания. М., 2006. С.527-537

11. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и история одного малоизвестного перевода Библии на русский язык // История Отечества. Святые и святыни Русского Севера. Сб. статей. Архангельск, 2006. С.15-21 (тираж 300; администрация Арх. Области, Архангельска и Холмогорская епархия, Поморский гос. университет).

12. Мы искали солидарность, а пережили реальную соборность // Мы в России и зарубежье. 2007. № 4 (47). С. 35-37

13. Ранние дневники о. Иоанна Кронштадтского и Л.Н. Толстого: поиск путей самопознания // Исповедальные тексты культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 2007. С.58-66

14. Миф и ритуал в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Российская словесность: эстетика, теория, история. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию Б.Ф. Егорова. СПб-Самара, 2007. С. 197-200.

15. «Много я страдал…» Новая книга о святителе Игнатии Брянчанинове // Вода Живая (СПб Церковный вестник). 2008. № 3. С.36-37

16. Пометы Н.В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация // Н.В.Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения: Мат-лы докладов и сообщений междунар. конф. М., 2008. С. 302-312

17. «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!» Св. прав. Иоанн Кронштадтский и адмирал С.О. Макаров (в соавторстве с А.Беляковым) // Родная Ладога. Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал. 2008. № 2(4). С.73-82

18. Сурский  И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Примечания (в соавторстве с Т.Б.Ильинской). М., Отчий дом, 2008. С.583-649

19. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.5. Примечания. М., 2009. С. 442-447

20. О. Иоанн Егоров. Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008  ЕГОРОВ Иоанн Федорович, авторы  Ю. В. Балакшина и свящ. А. Берташ. Том 18-й, М., 2008.  С. 36-38.

21. Возвращение «блудного сына»: отношения церкви и культуры на рубеже XIX – XX веков // Вода живая. Приложение. 2009. № 3 (110). С. 23-32.

22.  С.П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках // Восьмые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и его литературное окружение. М., 2009. С.92-98

23. Была ли услышана «чистосердечная повесть» Н.В.Гоголя? история распространения «Авторской исповеди» в списках (К постановке проблемы) // Н.В.Гоголь. Материалы и исследования.  Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 160-170

24. «Авторская исповедь»: парадоксы жанра. Тезисы // Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С.28-30

25.  Опыт общинно-братского собирания в Санкт-Петербургской епархии (публикация доклада) // Кифа. 2009. № 14 (104). Ноябрь. С. 6-7.

26. Судьба «тверской» семьи в ситуации общероссийской катастрофы: на материале неопубликованной повести м. Марии (Скобцовой) «Несколько правдивых жизнеописаний» // Род и семья в контексте тверской истории. Дворянские роды Тверской губернии. Сборник научных статей. Вып. III. Тверь: ТО «Книжный клуб», 2009. – 332 с. С. 110-114

27. Поэтика комического в художественной системе И.А.Гончарова // историческая поэтика и пути изучения и преподавания русской словесности: исследования и материалы. СПб.: Изд-во  РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 259 с. С. 119-130

28.  Отец Иоанн как катехизатор // Вестник РХД. № 196 (I – 2010). С. 48-58.

29.  «Авторская исповедь»: к истории названия и жанра // Н.В.Гоголь и русская литература. К 200-летию со дня рождения великого писателя. Девятые Гоголевские чтения: Сб. докл. Междунар. Науч. Конф. Москва 1-5 апреля 2009 г. М.: АНО «Фестпартнер», 2010. С.83-88

30. На пороге «неслыханных перемен». Движение ревнителей церковного обновления в начале XX века // НГ-религии. 2010. 16 июня

31. Годы учебы Ивана Сергиева в Архангельских духовных школах. 1838-1851 // Кронштадтский пастырь. Церковно-исторический альманах. Вып. II. М.: Отчий дом, 2010. С.21-54

32. Жизнь и деятельность св.прав. Иоанна Кронштадтского. Страницы летописи. 1838-1851  // Кронштадтский пастырь. Церковно-исторический альманах. Вып. II. М.: Отчий дом, 2010. С.55-85

33.  Линтульский Свято-Троицкий монастырь // Кронштадтский пастырь. Церковно-исторический альманах. Вып. II. М.: Отчий дом, 2010. С.326-340

34. Отец Иоанн Кронштадтский и Молченская Софрониева пустынь  // Кронштадтский пастырь. Церковно-исторический альманах. Вып. II. М.: Отчий дом, 2010. С.364-376

35. Иконописный образ в пространстве русской усадьбы (на материале русской литературы XIX века) // Сайт Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Святоотеческие традиции в русской литературе»: http://traditions.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=77:-xix-&catid=11:2010-07-15-18-44-19&Itemid=3

36.  На каком языке говорит память? Феномен «церковно-культурного» воспоминания на материале «Автобиографических заметок» о. Сергия Булгакова и «Воспоминаний» С.И. Фуделя. Тезисы // Международная конференция «Маргиналии-2010: границы культуры и текста», Каргополь (Архангельской обл. России). Тезисы докладов. М., 2010. С. 14-16

37. Проблемы трансформации личной памяти в художественный текст на материале повести матери Марии (Скобцовой) «Несколько правдивых жизнеописаний» //Мемуары в культуре русского зарубежья: сб. статей. М.: Флинта: Наука, 2010. С.91-96.

38. «О, если бы эта Пасха была началом воскресения нашей Церкви!» (Движение ревнителей церковного обновления на рубеже XIX – XX вв.) // Вестник русского христианского движения. № 197 (2010 – II). Париж – Нью-Йорк – Москва. С. 101-139.

39. Элементы богослужения, предназначенные для оглашаемых // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Вып. 3. М., 2011. С.111-121.

40. Иоанн Федорович Егоров: Православие и жизнь в нем // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Вып. 2. М., 2010. С. 156-181.

41. Н.В.Гоголь и В.А.Жуковский: в поисках исповедального слова // Н.В.Гоголь и его творческое наследие. Десятые Юбилейные Гоголевские чтения: Материалы докл. Междунар.науч. конф., Москва 30 марта – 2 апреля 2010 г. – М.: Фест-пратнер, 2010 – С.53-60.

42. Дневники прот. Александра Шмемана: к истории жанра // Филологические науки. 2011. № 4. С. 3-13.

43. К истории посмертных публикаций Н.В.Гоголя. Из переписки современников // Русская литература. 2011. № 2. С. 159-172.

44. «Он невольно улыбался, глядя на Теньера»: фламандские аспекты юмора в романе «Обломов» // Обломов: константы и перспективы. Сборник научных статей. СПб.: Нестор-история, 2011. С. 194-202.

45. «Авторская исповедь» Н.В.Гоголя: парадоксы жанра // Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. СПб.: Петрополис, 2011. С.399-410.

46. «Пишу только, чтобы „прийти в себя от суеты...»: поэтика «Дневников» протоирея Александра Шмемана // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т.4. № 33-1. С. 47-52.

47. Рождение смысла: текстологические наблюдения // Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е.Ю.). Встречи с Блоком: Воспоминания. Проза. Письма и записные книжки. М. : Русский путь : Книжница ; Париж : YMCA-Press, 2012. С. 459-472.

48. Иван Александрович Гончаров // История русской литературы XIX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования: в 3-х т. Т. 2 / Е.И.Анненкова, Ю.В.Балакшина, Т.В.Дьячук и др.; под ред. О.В.Евдокимовой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. С.169-202

49. Николай Алексеевич Некрасов // История русской литературы XIX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования: в 3-х т. Т. 2 / Е.И.Анненкова, Ю.В.Балакшина, Т.В.Дьячук и др.; под ред. О.В.Евдокимовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. С. 353-385.

50. Русская литература XIX века как метатекст (темы, сюжеты, герои) // История русской литературы XIX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования: в 3-х т. Т. 3. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.308-331.

51. Тема служения в представлении современных россиян (в соавторстве с А.Алиевой) // Служение Богу и человеку в современном мире. К 160-летию со дня рождения Н.Н.Неплюева: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 28 – 30 сентября, 2011 г.). М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2013. – 312 с. – С.82-90

52. «Музыка – это транзит…» О феномене «поэтической филологии» в творчестве О.А.Седаковой // ДВА ВЕНКА: Посвящение Ольге Седаковой. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2013. – 232 с. – С.57- 63.

53.«Для пользы Русской Словесности…»: К истории посмертной публикации произведений Н.В.Гоголя // Н.В.Гоголь: Материалы и исследования. Вып. 3. – М.: ИМЛИ РАН, 2012. С.161-177.

54. Балакшина Ю.В. Образ и смысл культуры в дневниках прот. Александра Шмемана. Тезисы доклада // XVI межвузовская научная конференция "Бог. Человек. Мир". Сборник аннотаций докладов и сообщений. СПб: Изд-во РХГА, 2013. С.80. 

55. Роман И.С.Тургенева «Дым» и библейская книга «Экклезиаст»: этические и эстетические параллели // Спасский вестник. Тула: Гриф и К, 2013. Вып. 21. С.49-58.

56.  «Нам нужно еще смириться перед Гоголем и перед смехом…» (творчество Н.В.Гоголя в критической оценке Н.П.Аксакова) // Творчество Гоголя и русская общественная мысль. Тринадцатые Гоголевские чтения: Сб. научных статей по материалам Международной науч. конф., Москва 31 марта – 3 апреля. Новосибирск: Новосибир. изд.дом, 2013. С. 289-296

57. Искусство как воскрешение времени: литургические аспекты интерпретации русской поэзии в дневниках протоиерея Александра Шмемана // Научные труды Российской Академии художеств. Выпуск 28. Проблемы развития отечественного искусства. СПб., 2014. Январь/ март. С.236-244.

58. Религия и литература: аспекты взаимодействия (на материале русской литературы XIX века) // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института (научный журнал). Вып. 9. 2014. С. 56-80

59. «Авторская исповедь» Н.В.Гоголя: в поисках новой этики // Научное мнение. 2014. № 3. С. 9-14.

60. «Сколько чувств пробуждается во мне – и отрадных и печальных!..» О.Иоанн Кронштадтский и светская культура // Верующий разум. 2014. № 1 (3). С. 7-17.

61.  «Онтологическая скромность христианства»: чеховские образы в «Дневниках» прот. Александра Шмемана // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 4 (57). С.89-92.

62. Образ и смысл культуры в дневниках прот. Александра Шмемана // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. 2014. Т.15. Вып. 2. С.57-64.

63. Н.В.Гоголь в творческой рецепции прот. Александра Шмемана // Научное мнение. 2014. № 7. С. 32-36

64. Диалектика двух типов просвещения в «Авторской исповеди» Н.В.Гоголя // Вестник Воронежского ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 2. С. 19-21

65. Диалог церкви и светской культуры: к вопросу об идейных поисках эпохи «Серебряного века» // Преподавание истории в школе. 2014. № 7. С.45-48.

66. Поиск богословских и религиозно-философских оснований диалога светской культуры и церкви на рубеже XIX-XX веков // Научное мнение. 2014. № 9. С. 28-32.

67. Достоевский в религиозно-философской интерпретации прот. Александра Шмемана // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. 2014. № 2. Том. 2. Философия. С.65-75.

68. В «лабиринте сцеплений»: образная система дневников прот. Александра Шмемана / Ю.В. Балакшина // Вестник РГГУ. – № 14 (136). Серия «Культурология. Искусствоведение. Музееведение». М., 2014. С.36-48.

69. «Встреча с жизнью»: пушкинский вопрос в дневниках прот. Александра Шмемана / Ю.В. Балакшина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена [Текст]. СПб., 2014. № 171. С. 76-83.

70. «Его искусство было насквозь пронизано благодарением»: личность и творчество Л.Н.Толстого в «Дневниках» прот. Александра Шмемана / Ю.В. Балакшина // Научное мнение. 2014. № 8. С.71-75.

71. Балакшина, Ю.В. Религия и литература: аспекты взаимодействия (на материале русской литературы XIX века) / Ю.В. Балакшина // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института (научный журнал). 2014. Вып. 9. С. 56-80.

72. «Если бы не отнял Бог у меня способность писать»: проблема соотношения Божественного помысла и личной воли в <Авторской исповеди> Н.В.Гоголя / Ю.В. Балакшина // Интернет-журнал «Гефтер». – http://gefter.ru/archive/11725

73. «Сколько чувств пробуждается во мне – и отрадных и печальных!..» О.Иоанн Кронштадтский и светская культура / Ю.В. Балакшина // Верующий разум. 2014. № 1 (3). С. 7-17. 

Статья
«Дела Церкви решаются соборне…»: архиепископ Тихон (Беллавин) и православные братства Северной Америки
Статья независимого исследователя Евгении Юрьевны Литвиненко и доктора филологических наук, доцента Свято-Филаретовского института и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Юлии Валентиновны Балакшиной посвящена уникальному опыту практической соборности, который архиеп. Тихон (Беллавин), избранный в ноябре 1917 г. патриархом Московским и Всея Руси, получил во время своего служения в Алеутской и Северо-Американской епархии благодаря общению с православными братствами. Интерес свт. Тихона к путям возрождения соборности был связан с общей ситуацией в Православной Российской Церкви в начале ХХ в., переживавшей кризис синодальной системы и искавшей возвращения к началам соборного управления и жизнеустройства. С 1898 по 1907 гг. свт. Тихон возглавлял Алеутскую и Северо-Американскую епархию — самую большую и отдаленную, а также самую бедную и неукомплектованную. Среди условий, повлиявших на интерес будущего патриарха к таким мирянским движениям, как православные братства, в статье обозначены следующие: другая страна, отсутствие государственной поддержки, паства из разных стран и конфессий, отсутствие финансирования и кадров. В статье рассмотрена история появления православных братств в Северной Америке, их устройство и деятельность. Братства были созданы почти в каждом приходе, а все вместе объединены в Православное общество взаимопомощи, председателем которого являлся правящий архиерей.
Книги
Поэтика "Дневников" протопресвитера Александра Шмемана
Книга анализирует «Дневники» известного православного литургиста и богослова протопресвитера Александра Шмемана в контексте диалога церкви и светской культуры. Уникальность личности отца Александра, сложившейся на пересечении разных культур и традиций, определила своеобразие мысли, стиля и формы его «Дневников», публикация которых стала явлением не только в церковной, но и культурной жизни России. В монографии рассматривается отношение Шмемана к искусству, к творческой культуре, к «образу» и «символу», к русской литературе; выявляется связь литургического богословия отца Александра с опытом переживания им лирической поэзии; анализируются  внутренние диалоги, возникающие между автором дневников и такими русскими писателями, как А.С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А. П.  Чехов. Целостность внутренней композиции, лейтмотивные образы, лирические отступления, выверенность стиля – все это делает текст Шмемана уникальным явлением, позволяющим проследить, как эстетическое преображение жизни происходит в процессе самой жизни и ее подневного записывания. 
Статья
«Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. 7:3): явление братства в Православной церкви
В истории Русской Церкви братства возникали в наиболее кризисные периоды как ответ на неблагополучие в церковной жизни или на давление извне. В ходе гонений на Церковь в советское время большинство основателей и членов братств были истреблены. В таких условиях возрождение такого явления как "братство" стало весьма затруднительным. Авторы представленной статьи делают попытку осмыслить феномен "братства" при помощи сравнения настоящего исторического момента с теми эпохами в жизни Русской Церкви, которые были ознаменованы расцветом братского движения.
Статья
Явление «новой братолюбивой жизни» (из опыта общинной жизни в Русской Православной Церкви)
Тема христианской общины и возможности ее возрождения в современных условиях в последнее время весьма активно обсуждается как в церковных СМИ, так и на различных дискуссионных площадках. В данной публикации приводятся реальные примеры попыток создания объединений христиан, пытавшихся жить единой духовной семьей. Автор обращает внимание на проблемы, с которыми можно столкнуться при формировании подобной общины.
Библиография
Отец Иоанн как катехизатор

Другие публикации на портале:

Еще 9