Московская духовная семинария: Список выпускников 1871–1880 гг. Дубинский А. Ю.
События

После реформы церковной школы в 1814 г. на территории Московской епархии функционировали параллельно две семинарии. Вифанская семинария собирала в свои стены воспитанников из северо-западного сегмента Московской губернии – от Вереи до Сергиева Посада. Что касается столицы, то сюда преимущественно поступали из Заиконопасского, Донского, Перервинского,Спасо-Андроньевского, Высоко-Петровского и Коломенского училищ – дети духовенства Москвы, а также Богородского, Бронницкого, Коломенского, Серпуховского и Подольского уездов.

Московская семинария была крупнее Вифанской, что и отражалось на числе ее выпускников за все время существования (1814–1818 гг.). Ее городской статус повлиял также на социальный состав учеников, хотя в 1870-х гг. вкрапления иносословных выходцев оставались еще незначительными по сравнению с более поздним периодом. В основном это были дети служащих синодальной типографии, а также мещан (впрочем, вышедших в свою очередь из псаломщиков и дьячков). Также по сравнению с Вифанией можно отметить незначительную группу учеников, получивших начальное образование на дому, минуя училища. Про них писалось в документах как о поступивших «с домашним образованием», «после домашнего приготовления» или коротко «экстерном».

Список выпускников Московской духовной семинарии 1871–1880 гг. приведен по аналогии с уже опубликованным на страницах «Вестника церковной истории» списком выпускников Вифанской духовной семинарии[1]. Отличие состоит в том, что названия церквей и населенных пунктов здесь приводятся в том виде, в каком они фигурируют в семинарских документах. Это привносит определенный колорит того времени, не искажая основной сути и может быть интересно тем, кто занимается историей топонимов. В том случае, когда название звучит слишком непривычно для современного человека, в сносках приведены более понятные наименования. В список также не перенесены явные огрехи, которые скорее вызывали сомнение в грамотности семинарских писарей, чем походили на оттенки ушедшей эпохи.

Источниковой основой послужили журналы педагогических собраний за 1871–1880 гг. а также дела «с копиями аттестатов» за 1871–1874 и 1878–1800 гг. Все они хранятся в Центральном государственном архиве г. Москвы в ф. 234 (Московская духовная семинария). Недостающие сведения о выпуске середины 1870-х гг. удалось восполнить по именной ведомости, подшитой к делу с аттестатами 1874 г. Судя по содержанию текста, ее следует относить к тому же году, хотя прямой датировки документа не обнаружено. Эта ведомость, хотя и написана скверным подростковым почерком, имела порой преимущество перед аттестатами выпускников, так как в ней для многих воспитанников указывалась дата рождения, тогда как в аттестатах тех лет – лишь возраст на момент выпуска. По этой причине за неимением точной даты год рождения указывался приблизительно. В ряде случаев, однако, сведения о возрасте приходилось вычислять из данных, приводимых в разрядных списках учеников, которые составлялись в конце учебного года и подшивались к журналам педагогических собраний. Порой год рождения на основании разрядных списков не совпадал с результатом оценки согласно аттестату, и тогда бралось усредненное значение, дающее погрешность в привычные 1-2 года.

Наконец, имена и фамилии, подобно географическим названиям, не подверглись унификации, а приводятся в том виде, в каком они были прописаны в выпускных документах. Поэтому в работе одинаково присутствуют Сергеи и Сергии, Скворцовы и Скворцевы и т. п. Если написание фамилии ученика за время обучения в семинарии варьировалось, то встретившиеся варианты указываются в скобках.

Список выпускников доступен по ссылке

 

Седмица.ру


Другие публикации на портале:

Еще 9