Введение
Шестодневом обычно называется начальный фрагмент Библии (Быт 1:1–2:3), содержащий повествование о сотворении мира Богом. Кажется несомненным, что Творение представлено в этом нарративе как процесс, растянутый во времени: оно продолжается в течение шести временных интервалов, называемых «днями» (отсюда и название всего фрагмента), каждый из которых имеет к тому же своё «утро» и свой «вечер». Ввиду важности для всей системы христианского вероучения (как по смыслу, так и по положению в корпусе библейских текстов) Шестоднев был предметом многочисленных толкований начиная с IV в. и доныне.
В настоящее время в связи с новейшими открытиями в естествознании особую актуальность приобретает вопрос о продолжительности «дней» Творения. Священник Леонид Цыпин считал проблему продолжительности «дней» Творения даже «центральной» для всей экзегетики Шестоднева и посвятил ей книгу[1]. Креационисты[2] ратуют за понимание «дней» Творения как «обычных» дней, что фактически означает признание краткости процесса Творения по сравнению с последующей историей человечества. Христианские эволюционисты, напротив, настаивают на том, что процесс Творения продолжался значительно дольше, чем вся человеческая история[3]. Понятно, однако, что говорить о продолжительности тех или иных временных интервалов имеет смысл лишь при условии ясного представления о возможных способах измерения этой продолжительности. С другой стороны, поскольку речь идёт о творении «видимым же всем и невидимым», т. е. всей вселенной, то «дни» Творения должны иметь «вселенский» смысл. Это «дни» всей вселенной (а не какой-то её локальной области), интервалы вселенского времени, измеряемые процессом вселенского масштаба. Таким образом, все рассуждения на данную тему оказываются тесным образом связанными с общими представлениями об устройстве мироздания в целом, теми представлениями, которые в XIX в. назывались «космографией»[4].
Мы рассмотрим здесь представления о «днях» Творения (и, соответственно, космографии) у учителей Церкви «золотого века» святоотеческой письменности (IV–V вв.), которые оставили нам специальные сочинения, посвящённые толкованию всей книги Бытия или только её начала: свв. Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Все они, по-видимому, считали Землю находящейся в центре вселенной (до Н. Коперника, т. е. до середины XVI в., никому, вероятно, даже в голову не приходило думать иначе), однако в других аспектах их космографические взгляды могли отличаться друг от друга.
Святой преподобный Ефрем Сирин
Прп. Ефрем Сирин подробно рассматривает «дни» Творения в своём толковании на книгу Бытия, написанном, вероятно, в 60-х годах IV в.[5]. Последовательность и возможность измерения этих «дней» он определённо связывает с циклическим чередованием светлых и тёмных периодов, ориентируясь, по-видимому, на Быт 1:4–5, где слово «день» сначала употребляется для обозначения светлого периода, противопоставляемого тёмному («ночи»), и почти сразу за этим – для обозначения первого из шести этапов Творения: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Каждый «день» Творения, согласно прп. Ефрему, начинался с «вечера», затем следовала «ночь» (тёмный интервал времени), затем – «утро» и наконец – светлый интервал, который можно, вероятно, назвать «днём» в узком смысле («И назвал Бог свет днём…»), хотя сам прп. Ефрем, кажется, нигде в таком узком смысле это слово не употребляет.
«Вечером» первого «дня» были сотворены небо и земля. Небо мыслилось прп. Ефремом, по-видимому, как место обитания Бога и ангелов, а земля – как твёрдая минеральная субстанция. О форме земли прп. Ефрем ничего не пишет, но поверхность земли он, скорее всего, представлял себе плоской. Эта плоская поверхность определяет «абсолютный верх» (всё то, что находится «над» ней) и «абсолютный низ» (всё, что находится «под» ней) вселенной. Небо находилось и находится «над» землёй.
«“В начале сотворил Бог небо и землю” <Быт 1:1>. Сим и ограничилось дело первоначального творения; потому что ничего иного не сотворено вместе с небом и землёю. Даже и природы, сотворённые в тот же день, тогда сотворены ещё не были. А если бы они были сотворены вместе с небом и землёю; то Моисей сказал бы о сем»[6].
Под «природами» здесь понимаются, видимо, античные «стихии»: вода, воздух и огонь, хотя земля, тоже обычно рассматривавшаяся как «стихия», прп. Ефремом, очевидно, к числу «природ» не относится. «Природы» были сотворены также «вечером» первого «дня», но после неба и земли: «Из сего ясно открывается, что небо и земля сотворены из ничего, потому что не были ещё сотворены ни вода, ни воздух, не получили ещё бытия ни огонь, ни свет, ни тьма: они произведены позднее неба и земли»[7].
«Природы», так же как небо и земля, были сотворены из ничего, а всё последующее творение создавалось уже из этих начальных сущностей: «Так, по свидетельству Писания, небо, земля, огонь, воздух и воды сотворены из ничего, свет же, сотворённый в первый день, и всё прочее, чтó сотворено после него, сотворено из того, чтó было прежде. Ибо, когда Моисей говорит о сотворённом из ничего, употребляет слово: “сотворил”; “сотворил Бог небо и землю” <Быт 1:1>. И хотя не написано об огне, водах и воздухе, что они сотворены, однако же не сказано также, что они произведены из того, чтó было прежде. А потому и они из ничего, как небо и земля из ничего. Когда же Бог начинает творить из того, чтó уже было, тогда Писание употребляет подобное сему выражение: “сказал Бог: да будет свет” <Быт 1:3> и всё прочее. Если же сказано: “сотворил Бог рыб больших” <Быт 1:21>, то прежде сего говорится следующее: “да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую” <Быт 1:20>. Посему, только поименованные выше пять родов тварей сотворены из ничего, всё же прочее сотворено из того уже, чтó сотворено из ничего»[8].
Вода, после того как она была сотворена, покрывала «сверху» всю землю. «Сказанное: “да соберется вода <…> в одно место” <Быт 1:9> даёт разуметь, что земля поддерживала собою воды, а не под землёю были бездны, держась ни на чём»[9].
Таким образом, прп. Ефрем Сирин в отличие от свт. Иоанна Златоуста (см. часть 3 настоящего цикла) полагал, что не земля покоится на воде, а наоборот – вода покоится на земле. От воды возникли облака, которые закрывали от земли свет «неба».
«Таким образом, в вечер первой ночи сотворены небо и земля, с ними сотворена и бездна <вод>, сотворены облака, и они-то, распространившись над всем, произвели тёмную ночь. А после того как сень сия покрывала всё в продолжении двенадцати часов, сотворён свет, и он рассеял тьму, распростёртую над водами»[10]. «Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня»[11]. «Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключён в одном известном месте; повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; всё движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, и с появлением оканчивалось её владычество. Так свет производил и три последующие дня»[12].
Воздух находился, по-видимому, внутри воды (т. е. тоже «над» землёй) в виде гигантского пузыря. Твердь, созданная «вечером» (т. е. в начале) второго «дня», была границей воздуха и «верхних» вод и была, по-видимому, непрозрачной. «Поелику и над твердию воды, какие над землёю, и под твердию земля, воды и огонь; то твердь заключена в этом, как младенец в матерних недрах. <…> Твердь сотворена в вечер второй ночи, как и небо сотворено в вечер первой ночи. Вместе с происхождением тверди исчезла сень облаков, которые в продолжение ночи и дня служили вместо тверди»[13].
«Утром» четвёртого «дня» были созданы светила: солнце, луна и звёзды, и с этого момента всякое измерение времени должно осуществляться исключительно по ним: «Бог сказал: “да будут <…> для знамений”, то есть часов, “да будут <…> для <…> времён”, то есть в показание лета и зимы, “да будут <…> для <…> дней”, то есть восхождением и захождением солнца измеряются дни, “да будут <…> для <…> годов” <Быт 1:14>, потому что годы слагаются из солнечных дней и из лунных месяцев»[14].
«Глобальность», или абсолютность, «дней» Творения при измерении их с помощью небесных светил не составляет проблемы для прп. Ефрема, поскольку светила эти движутся по «тверди небесной», расположенной «над» землёй: нахождение солнца «над» землёй создаёт «глобальный день» (светлую часть «мировых суток»), а нахождение его «под» поверхностью земли – «глобальную ночь» (тёмную часть «суток»). Остаётся, правда, непонятным, каким образом солнце, опустившись вечером на западе «под» землю, на следующее утро оказывается снова на востоке, но прп. Ефрем никак это не поясняет.
Таким образом, прп. Ефрем Сирин, несмотря на свои космографические представления, которые могут нам сейчас показаться довольно фантастическими, ясно понимал, что по крайней мере три первых «дня» Творения не могли измеряться так же, как современные астрономические сутки (по положению солнца на небосводе), были с ними несоизмеримы. Общим для тех и других единиц измерения времени было то, что каждая из них представляла собой последовательность тёмного и светлого периодов, наступавших одновременно по всей вселенной, но определялась эта смена «ночи» и «дня» разными процессами. Три первых «дня» Творения, согласно прп. Ефрему, измерялись не положением солнца на небосводе, а пульсацией «мирового света», т. е. того света, который был создан в первый «день» Творения и существовал независимо от солнца.
Библиография
Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014.
Гоманьков А. В. Библия и природа: Эволюция, креационизм и православное вероучение. М.: ГЕОС, 2014. (Библиотека журнала «Lethaea rossica. Российский палеоботанический журнал»; вып. 5).
Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия // Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 6. [Б. м.]: Отчий Дом, 1995. С. 205–337.
Цыпин Л., cвящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005.
Шень А. Космография. М.: изд-во МЦНМО, 2009.
[1] Цыпин Л., cвящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005.
[2] Буфеев К., прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014.
[3] Гоманьков А. В. Библия и природа: Эволюция, креационизм и православное вероучение. М.: ГЕОС, 2014. (Библиотека журнала «Lethae rossica. Российский палеоботанический журнал»; вып. 5).
[4] Шень А. Космография. М.: изд-во МЦНМО, 2009.
[5] Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия // Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 6. [Б. м.]: Отчий Дом, 1995. С. 205–337.
[6] Там же, с. 211.
[7] Там же.
[8] Там же, с. 219.
[9] Там же, с. 222.
[10] Там же, с. 213.
[11] Там же, с. 214.
[12] Там же, с. 215; курсив мой. – А.Г.
[13] Там же, с. 221.
[14] Там же, с. 223.
Источник: Богослов.Ru