Филоненко А.С.
Конфессии: Православие

Краткая биографическая справка:

Родился в Кисловодске 18 октября 1968 года. В 1993 году закончил физико – технический факультет Харьковского Национального Университета имени В. Н. Каразина по специальности "экспериментальная ядерная физика". Кандидат философских наук (1996 год, философская антропология и философия культуры). Доцент кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

В 1998 году – исследовательский проект Британской Академии «Russian Orthodox Church in Contemporary Britain» в университете Лидса (LUCRECESS, Leeds University).

В 2000 году – участник проекта Prospekt-2002 Института Восточно-христианских исследований Католического университета Наймегена, Голландия (Institute of Eastern-Christian Studies, Nijmegen Catholic University, Holland).

В 2000 году - премия  Фонда Темплтона за курс лекций "Наука и богословие" (The Science and Religion Course Program of Center for Theology and the Natural Sciences (CTNS, USA)), прочитанный в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея (ББИ, Москва).

В 2000 – 2003 годах -  приглашенный преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ, Москва).

В 2004 году – приглашенный исследователь богословского факультета Кембриджского университета (Faculty of Divinity, University of Cambridge, Cambridge, UK).

С 2002 года – приглашенный преподаватель Института религиозных наук св. Фомы Аквинского (Киев), курсы "Православное богословие ХХ века", "Космология".

С 2001 года - преподаватель Московского, Минского и Киевского Летних Богословских институтов.

 

Библиография работ автора:

Среди многих статей:

"The Russian Orthodox Church in Twentieth-Century Britain: Laity andOpenness to the World", in Religion, State and Society, Keston Institute, vol. 27, No 1; русский перевод "Русская Православная Церковь в Великобритании ХХ века: миряне и открытость миру", Альфа и Омега, Москва, № 4 (34), 2002. 

"Гостеприимство бездомных: семья и богословие уязвимости", в сборнике "Семья в постатеистических  обществах". –  Киев: Дух і Літера, 2002.

"Богословие в университете", в сборнике "Образование и семья в постатеистических обществах". – Киев: Дух і Літера, 2003.

"Богословие В. Н. Лосского: предисловие", в книге В. Н. Лосский. Боговидение. – М.: АСТ, 2003.

"Георгий Петрович Федотов и богословие культуры", в книге Г. П. Федотов. Святые Древней Руси. – М.: АСТ, 2003.

"Неканонический Франк: философ перед  богословием" в книге С. Л. Франк. С нами Бог. – М.: АСТ, 2003.

"Incontro, vulnerabilita, letizia: la teologia di Antonij Bloom", in La Nuova Europa. Rivista Internazionale di Cultura. – 2004. – 4 (316); русский перевод "Встреча, уязвимость, ликование: богословие митрополита Сурожского Антония", в сборнике "Пути просвещения и свидетели правды". –  К.: Дух і літера, 2004.

"Jean-Luc Marion’s Philosophy of the Gift and Postmodern Culture", in Logos. – 2006. – vol. 47, 1 –  2.

"Cобирающий зов Другого: сотериология и философия благодарения ", в сборнике "Человеческая целостность и встреча культур". – К.: Дух і літера, 2007.

"Православные на Западе: английский опыт", в сборнике "Православное богословие и Запад в ХХ веке. История встречи". – М.: Христианская Россия, 2006.

Место работы: Кафедра теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
Статья
Общение и благодарение в евхаристической антропологии митрополита Сурожского Антония
Принято считать, что православная мысль XX века отличается напряженным отношением софиологической традиции и традиции неопатристического синтеза. Митрополит Антоний был биографически связан с представителями обеих традиций, но определяющие темы его мысли не связаны прямо ни с одной из них. Александр Филоненко предлагает набросок третьей линии православного богословия XX века, в контексте которой богословские темы митрополита Антония прочитываются наиболее непосредственно.
Статья
«Минимальная религия»: постмодернистская апофатика или утопический реализм?
Философ, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта) Михаил Эпштейн в своей книге «Русский постмодернизм: новые перспективы постсоветской культуры» предлагает набросок поэтики пост-атеистической духовности. На основе описания феномена минимальной религии, приводимого в упомянутой книге, Александр Филоненко обозначает контуры иной богословской поэтики, преодолевающей рамки постмодернизма при интерпретации религиозной чувствительности пост-атеистической культуры.
Статья
Свидетель в евхаристической антропологии
Видеозапись доклада А.С.Филоненко, который был представлен на VI Международной богословской конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».
Статья
Свидетель в евхаристической антропологии
Рассматривая общие черты возвращения фигуры свидетеля в современную культуру и стоящие за этим изменения самой культуры, А.С.Филоненко вскрывает богословские последствия такого возвращения и демонстрирует связь свидетельства и евхаристического гимна в контексте богословия общения и определяемой им евхаристической антропологии.
Статья
Богословие общения и евхаристическая антропология
А.С. Филоненко – теолог, преподаватель Высшего института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве, кандидат философских наук Харьковского национального университета – в своем докладе говорит об антропологии, раскрывающейся в контексте богословия общения. Такая антропология, согласно автору, в своем ядре является евхаристической, основанной на работе благодарения. Александр Семенович также выделяет в традиции русского православного богословия ХХ века линию евхаристического богословия общения, дополнительную к софиологии и неопатристике.

Другие публикации на портале:

Еще 9