Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века
Российский историко-архивоведческий журнал «Вестник архивиста» №3 2019 г.
УДК 94(470).047
DOI 10.28995/2073-0101-2019-3-651-662
Н. В. Башнин. Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
З. В. Дмитриева. Санкт-Петербургский институт истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
И. А. Поляков. Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Н. А. Шереметов. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация
Статья посвящена анализу периода архиерейства Никона на митрополичьей кафедре в Великом Новгороде (1649–1652), а также ранним годам патриаршества, подготовившим будущие церковные преобразования. В центре исследования - взаимодействие архипастыря с духовными властями отдельных монастырей и церковными иерархами, а также характеристика начального этапа «раскола» (1650–1660-е гг.), рассмотрены особенности проведения церковной реформы на местах и реакция рядовых представителей белого и черного духовенства на нововведения. Сохранившиеся в архиве Тихвинского Успенского монастыря митрополичьи грамоты свидетельствуют о знакомстве Никона с игуменом Пименом и постоянном контроле над жизнью обители, ставшей при нем одним из центров митрополичьей власти. Помимо кадровых, хозяйственных, судебных вопросов уже в этот период особое внимание митрополита приковано к религиозной жизни и благочестию жителей Новгородского уезда. Так, за сентябрь 1651 – февраль 1652 гг. сохранилось распоряжение о запрете многоголосного пения и строгом соблюдении Великого поста, поступившее в Тихвинский Успенский монастырь. Уже в годы патриаршества через епархиальных архиереев Никон продолжил следить за жизнью как Тихвинской обители, так и других монастырей, о чем свидетельствуют, в частности, фрагменты переписки патриарха с Вологодским архиепископом Маркелом за 1653–1658 гг. На материалах Тихвинского архива и Вологодского архиерейского дома удалось показать, что со стороны монастырского и приходского духовенства сопротивление реформам носило пассивный характер, традиционно выражаясь в приверженности прежним литургическим практикам и использовании «старопечатных» книг. При этом в церквях с двумя иереями распространяется практика поочередного ведения служб по старому и по новому обрядам. Центром распространения «раскола» для приходов мог стать монастырь, в то же время, одной из мер борьбы с старообрядчеством после собора 1666–1667 гг. стала рассылка в обители назидательной литературы вместе со «свитком» соборных постановлений для публичного ознакомления с ними местных жителей. Примечательно, что даже к концу 1660-х гг. поводом для несоблюдения обрядовой реформы могли стать сугубо бытовые проблемы – отсутствие необходимой символики в отдаленных приходах, например, четвероконечных крестов для печати на просфорах.
Ключевые слова
Исторические источники, документы российских монастырей XVII века, Церковный раскол, патриарх Никон, Вологда, Тихвинский Успенский монастырь.
Церковная реформа, проведенная в середине XVII в., привела к расколу в Русской церкви. В статье вводятся в научный оборот документы о деятельности патриарха Никона и показана реакция в регионах духовенства и паствы на церковные нововведения.
Весной 1649 г. архимандрит Новоспасского монастыря Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, в котором оставался до лета 1652 г. Среди документов Тихвинского Успенского монастыря обнаружено 25 грамот от новгородского иерарха, посланных в Тихвинский Успенский монастырь за 3 года. Заметим, что за годы служения предыдущего митрополита Аффония (1635-1649) в монастыре сохранилось лишь три грамоты.
Никон постоянно контролировал деятельность монастыря, посылал игумену наказы о присылке денег, закупке тех или иных материалов. Постоянной обязанностью игумена Пимена стала забота о соседних монастырях: Тихвинском Введенском, Антониево-Дымском, Никольском Беседном. Он также контролировал священников за пределами монастырских вотчин. Так, в 1651/52 г. был отправлен монастырский слуга в Капецкий Михайловский погост с целью проверить исполнение наказа митрополита Никона о захоронении погибшего крестьянина Дмитрия Иванова. Летом 1652 г. владыка обратился к старцам монастыря с требованием провести допрос попов Колбецкого Воскресенского погоста по делу о долге Ивана Мартемьянова по духовной грамоте. Иерарх каждый раз требовал от игумена Пимена отчета о выполнении наказов и запрещал принимать решения по делам без его ведома. 14 июля 1651 г. исполнительность игумена была вознаграждена – он был возведен в сан архимандрита.
Митрополит Никон взял кадровую политику монастыря в свои руки, хотя в 1641 г. царь Михаил Федорович запретил новгородскому владыке Аффонию «изымать» из монастыря попов и дьяконов. При Никоне черных священников, служивших в монастырских вотчинах, не раз переводили в другие монастыри, а желавшие принять постриг вынуждены были получить специальное разрешение от митрополита. Более того, митрополит строго следил за монастырскими слугами и прислал грамоту о запрете принимать в монастырь слуг, провинившихся перед новгородским владыкой.
Изученные источники позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, митрополит, а затем патриарх Никон был сторонником личного контроля за многочисленными мелкими и крупными делами. Несомненно, ему в этом помогал ближний круг лиц. Однако, учитывая значительный документооборот середины XVII в., а также недовольство епархиальных архиереев вмешательством в дела на их уровне, такой метод управления нельзя признать эффективным. Во-вторых, клирики и миряне восприняли церковную реформу со своих позиций. В одном храме часто было два священника, которые использовали обрядовые противоречия для решения заурядных бытовых проблем (борьба за церковную землю и денежные доходы).
Список литературы
Андреев, И. Л. Алексей Михайлович. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 647 с.
Богданов, А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. – 2004. – № 1. – С. 51-117.
Дмитриева, З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 343 с.
Лавров, А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова // Древняя Русь: вопросы медиевистики. – 2009. – № 1. – С. 101-106.
Лобачев, С. В. Патриарх Никон. – СПб.: Искусство-СПб., 2003. – 412 с.
Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / П. М. Строев. Репр. изд. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. – 1055 стб.
Сведения об авторах
Башнин Никита Викторович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский институт истории РАН, научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный академический института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, преподаватель, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-921-447-01-87, nvbashnin@gmail.com
Дмитриева Зоя Васильевна, доктор исторических наук, Санкт-Петербургский институт истории РАН, отдел древней истории России, ведущий научный сотрудник, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-812-235-15-80, zvdmitr@rambler.ru
Поляков, Иван Анатольевич, Российская национальная библиотека, отдел рукописей, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН, аспирант, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,8 -911-038-12-29, ivan669@bk.ru
Шереметов Никита Андреевич, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), аспирант, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-952-277-46-99, nikita2631@mail.ru
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-00108).
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь http://www.vestarchive.ru/podpiska.html