В МДА прошла весенняя конференция кафедры библеистики на тему «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
События

11 и 12 мая кафедра библеистики Московской духовной академии провела весеннюю сессию ежегодной научно-практической богословской конференции — Международной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

В конференции приняли участие преподаватели и учащиеся аспирантуры, магистратуры, бакалавриата МДА, а также других высших богословских учебных заведений Русской Православной Церкви.

11 мая конференция открылась пленарным заседанием, на котором с приветственным словом к участникам конференции обратился заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков: 

«Прежде всего передаю благословение ректора академии епископа Звенигородского Феодорита и приветствую от лица кафедры участников конференции, преподавателей и студентов. 

Интересно, что человеку свойственно иногда привыкать к некоторым формулировкам. Много лет мы открывали конференцию “Экзегетика и герменевтика Священного Писания”, и буквально накануне этого дня я задумался о том, что мы называем нашу конференцию “Экзегетика и герменевтика Священного Писания”, то есть не Библии или библейского текста, а именно Священного Писания. Потому что действительно то, чем мы занимаемся, — это не просто изучение великого литературного памятника, а это вхождение в Слово Божие и уяснение глубинных смыслов Божественного Откровения. Преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает изучение Священного Писания с вхождением в Рай, и тот, кто усердно стучится во врата Рая, туда входит, эти врата ему открываются.

Мы особое внимание уделяем сотериологическому подходу в изучении священного текста, где в основе лежат не только научные данные, научные методы, но в первую очередь богословская аксиоматика. Целая серия межвузовских семинаров, посвящённых сотериологическому подходу, состоялась в этом учебном году. И сегодня она тоже продолжится на отдельном семинаре, который встроен в нашу конференцию. Поэтому я желаю всем нам подлинной радости и от научного поиска, и духовной радости, обмена мнениями, чтобы каждый из нас ушёл с этой конференции наполненный новыми смыслами, новыми открытиями и новым энтузиазмом в тех делах, которыми мы занимаемся и которым посвящаем свою жизнь».

После пленарного заседания началась работа преподавательского отделения конференции. Первым свой доклад на тему «Образ Мелхиседека в Ветхом Завете и Таргумах в контексте современных исследований» представил доцент кафедры библеистики МДА и Перервинской ДС Михаил Всеволодович Ковшов, выступивший также модератором преподавательской секции. Доклад был подготовлен совместно со студентом 2-го курса магистратуры МДА диаконом Иоанном Поповым.

В своём выступлении Михаил Всеволодович пришёл к выводу, что имя царя Салимского «Мелхиседек» является не личным, но тронным именем, включающим в себя теофорный титул. Соответственно, город Салим, которым правил священник Бога Всевышнего, согласно исследованиям, достаточно сложно считать древним Иерусалимом, поскольку источники рассматриваемого периода указывают на различия этих двух городов. Но в то же время имеется ряд источников, где эти города отождествляются. Отождествление строится на утверждении древних авторов, которые не приводят конкретной аргументации и, судя по всему, ссылаются на существовавшую в те времена традицию, не сохранившуюся в письменной форме. Образ Мелхиседека в 14-й главе книги Бытия и 109-м псалме является единственным примером совмещения царского и священнического служения в одном лице в Священном Писании Ветхого Завета.

Причём отождествление патриарха Сима и Мелхиседека является поздней иудейской традицией, не встречающейся в ранних источниках, кроме таргумов Неофити и Псевдо-Ионатана. Мелхиседек был иноплеменником, не входил в состав избранного народа и не мог быть обрезанным. Иначе говоря, такой эпизод для евреев выходит за рамки дозволенного, если праотец Авраам — избранник Господень — проявляет почтение к иноплеменнику. Очевидно, с целью разрешения данного противоречия Мелхиседек и был отождествлён иудеями с Симом. 

Далее с докладом на тему «Эпистемологический статус Восточно-христианской традиции: pro, non contra» выступила доцент кафедры библеистики МДА Розалия Моисеевна Рупова. В своём докладе она подчеркнула, что современное расширение сферы гуманитарных исследований, включение в неё теологии в качестве планомерной и полноправной научной специальности создаёт благоприятные условия для создания объёмной картины реальности, в которой восстановлены вертикальные измерения.

Это также открывает возможность увидеть в восточно-христианской традиции аналог научной эпистемы, что в качестве эвристического подхода позволяет ввести православный дискурс в систему научного знания, а также в поле широкомасштабного диалога с христианством в современной цивилизации. В этом диалоге христианство может апеллировать не только к сферам личного бытия-общения, что, несомненно, очень важно, но и ко всей полноте реалий техногенной информационной индустрии. Этот диалог существенно важен для актуализации христианских ценностей в секулярной культуре, переживающей кризис.

Доцент кафедры богословия МДА протоиерей Олег Корытко выступил с докладом на тему «Об одном архаическом древнеславянском влиянии на толкование фразы “богатеть в Бога” (Лк. 12:21)». В ходе доклада отец Олег чётко показал, что традиционное толкование евангельской притчи о неразумном богаче, как правило, делает акцент на двух идеях: на ветхозаветном понимании милосердия и доброделания как богоугодном пути, ведущем человека к освящению и прощению грехов, а также на идее о Боге как о высшем благе для всякого человека и Источнике всех остальных благ, что коррелирует с призывом Христа Спасителя: «Ищите же прежде всего Царства Божьего и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33).

Если в первом случае экзегеза свидетельствует о том, что «в вечную жизнь с человеком перейдут только те сокровища, которые он, будучи на земле, сумел скопить на небесах», то есть совокупность совершённых им добрых дел, то вторая линия в толковании руководствуется скорее представлениями о высоком призвании человека к обóжению и стяжании Царства Небесного, Которое внутрь нас есть (Лк. 17:21). В русских экзегетических творениях эти две линии толкования переплелись, и на то были свои причины. Этимологическая близость лексем «Бог» и «богатство», проистекающая из архаических дохристианских представлений славян о Боге как Источнике благ и Господине, распределяющем эти богатства, и ощущаемая носителями языка на уровне внутренней формы слова, будто подталкивала богословов к объяснениям, сочетавшим два варианта толкования.

Доклад на тему «Доктринальная экзегеза блж. Августина текста: “Отец Мой более Меня” (Ин. 14:28)» представил доцент кафедры библеистики МДА диакон Сергий Кожухов. В своём выступлении отец Сергий обращает внимание на доктринальный экзегетический подход блж. Августина к текстам Священного Писания, а именно к 28-му стиху 14-й главы Евангелия от Иоанна. Согласно Августину, Сын Божий равен по природе Богу Отцу, но по Своему «виду человеческому» меньше Его. В образе раба, который Он принял, Сын меньше Отца. В образе же Божием, в котором Он пребывал прежде принятия образа раба, Сын равен Отцу. Также Августин отвергает какое-либо смешение, о котором учил представитель ереси аномейства Евномий, епископ Кизический. Отец Сергий показал, что по ходу толкования известного отрывка Августин приходит к выводу, что Сын может быть меньше Отца по человечеству и даже меньше Самого Себя по человечеству, но не может быть меньше Себя Самого по Божеству, поскольку у Них с Отцом одна сущность.

С докладом на тему «Значение выражения “народ земли” в книгах Ветхого Завета» выступил заведующий кафедрой библеистики Саратовской ДС Алексей Сергеевич Кашкин. На основе анализа библейского текста докладчик приходит к выводу, что термин «народ земли» не имеет устойчивого значения. В зависимости от контекста каждого отдельного отрывка Библии данный термин можно интерпретировать по-разному. Алексей Сергеевич выделяет по меньшей мере шесть основных интерпретационных значений термина «народ земли»: 1) элита иудейского общества; 2) простой народ, «демос»; 3) беднейшие люди, пролетариат, противостоящий аристократии; 4) «средний класс»; 5) старейшины Иудеи — начальники родов; 6) политическая группа, выражающая интересы сельского населения в противовес «городу».

Заведующий кафедрой библеистики Донской ДС протоиерей Олег Пирогов представил доклад на тему «Концепция “Томления духа” (proai/resiv pneu/matov) книги Екклесиаст в переводе LXX в философской парадигме и христианском мировоззрении II–VII вв.». В своём выступлении отец Олег обратил внимание на необоснованное, по мнению отдельных учёных, использование переводом LXX известного философского термина, а именно proairesis. Как отмечает докладчик, этот термин в сочетании с понятием ветра или духа встречается в книге Екклесиаст 9 раз: (Еккл.1:14,17; 2:11,17,26; 4:4,6,16; 6:9). Причём proairesis передаёт две конструкции на еврейском. xwr twerw <вэ рэ‘ут руах> и רַעְיֹון רוּחַ  <район руах>, сходные по значению. В свою очередь, философскую окраску этот термин получает в этике Аристотеля. Аристотелевская концепция proairesis в целом переводится как «сознательный выбор» или «моральная цель» и является центральной в его этике, играет ключевую роль в добродетели и характере человека. Сознательный выбор сопряжён с рассуждением и размышлением. Разум у Аристотеля впервые понимается как источник специфичной причинности, отличной от прочих видов — природы, необходимости, случая, привычки. У него это тесно связано с желанием разума. Если разум что-то признаёт благом, то он желает этого. Воля человека, его желание разума есть прямая функция его познания.

С докладом на тему «Изречение “Вода глубока совет в сердцы мужа: муж мудр изчерплет ю” (Притч. 20:5) в контексте литературы Премудрости и церковного Предания» выступил доцент кафедры библеистики МДА Михаил Анатольевич Скобелев. Докладчик отмечает, что понятие «вода» (греч. ύδωρ) часто используется священными авторами и христианскими писателями в качестве метафоры помыслов и внутренних размышлений человека. Кроме указанного значения у понятия «вода» в библейском тексте есть другие (Притч. 5:15; 18:4; 20:5; Ин. 4).

В представленных комментариях понятие «глубины воды» (греч. βάθος) указывает на духовную зрелость и опытность. Вместе с тем сам образ глубоких вод в Притч. 20:5 и Притч. 18:4 отождествляется древними христианскими экзегетами с мудрым сердцем, в котором обитает Божественное Слово — Господь Иисус Христос. Человек, согласно православной аскетической традиции, должен научиться «вычерпывать» (греч. εξαντλέω) злые помыслы и заменять их добрыми. Таким образом процесс вычерпывания воды применительно к духовной жизни может символизировать покаяние.

Доцент кафедры библеистики МДА протоиерей Георгий Климов представил доклад на тему «Библейское учение о взаимоотношении брака и плотской похоти: по творениям отцов-доникейцев». В своём докладе отец Георгий обращается к экзегетическому наследию отцов-доникейцев с целью выяснить их отношение к браку и плотской похоти. Докладчик подчеркнул, что в грехопадении сознание человека через непослушание вторглось в ту область, которая является естественной, инстинктивной стороной человеческого бытия, свергла с этой области покров, или «одежду святыни», как об этом говорит священномученик Ириней Лионский, которая не давала возможности сознанию входить в эту область. Причём рождение до грехопадения стояло вне нравственной оценки и называлось бессознательным влечением человека, а после грехопадения к этому влечению добавилось ещё и сознательно-волевое. То есть если до грехопадения Адам и Ева были оба наги и не стыдились, то после греха узнали, что наги и сделали себе опоясания, то есть стали стыдиться. Причиной стыда служит не какое-то наше действие само по себе, а усвоение его сознанием, то есть стыд — это чувство, возникающее при осознании того, что должно быть скрыто от сознания. 

Следующим выступил доцент кафедры библеистики МДА иеромонах Филофей (Артюшин). Доклад отца Филофея был посвящён теме «“Еще же не верующим им от радости…” (Лк. 24:41): сюжетные особенности и богословский контекст Пасхального благовестия (Лк. 24) в свете личного опыта учеников Христовых». Докладчик обратил внимание на то, что в евангельском тексте, а именно в эпизодах явления Воскресшего Христа Своим ученикам, преобладают указания на негативные стороны человеческого опыта. Благодаря анализу греческих терминов и специальных лексических конструкций, встречающихся в тексте Евангелия от Луки, отец Филофей делает вывод о том, что в повествовании преобладают указания на страх, трепет, замешательство. Наблюдается определённый перевес в сторону «негативного» влияния, которое оказывает на учеников созерцание Пасхальной Тайны. В этом, по мнению докладчика, заключается важная богословская идея Евангелия о том, что человек по сути своей не может проникнуть в эту Тайну своими собственными силами. Необходимо постоянно особое руководство и со стороны Священного Писания, как мы видим это в ряде эпизодов Евангелия от Луки, и со стороны Самого Христа через молитвенное общение с Ним.

Старший преподаватель кафедры библеистики МДА Пётр Александрович Коротков выступил с докладом на тему «Святитель Филарет Московский и его вклад в библейские исследования». Пётр Александрович уделил внимание одной из сторон деятельности святителя Филарета, митрополита Московского, связанной с библейскими исследованиями. Святитель Филарет был выдающимся церковным деятелем, учёным, библеистом и духовным писателем, а также удивительным проповедником. Комментируя Ветхий Завет, святитель обязательно отмечал пророческий и прообразовательный смысл рассматриваемых им библейских событий, а объясняя Новый Завет, митрополит Филарет часто ссылался на закон и пророков. Также святитель весьма убедительно защищал единство и подлинность Пятикнижия, выступая против европейских критиков. 

С докладом на тему «Хронология Мессианского служения Господа Иисуса Христа, рассчитанная в соответствии с ветхозаветными праздниками» выступила монахиня Александра (Мушкетова). В своём докладе матушка Александра обосновывает правильность методики расчёта календарных библейских дат, которые положены в основу традиции византийской хронологической системы, которая принята в Русской Православной Церкви. При этом в докладе приводится также попытка обоснования исторической достоверности Евангельских календарных дат, рассчитанных по методике, которые автор доклада отражает в своём исследовании. В докладе приводится хронология Мессианского служения Господа Иисуса Христа, начиная от Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы, заканчивая Его Распятием, Воскресением и Успением Богородицы. В таблицах, представленных в работе, автор делает параллельный анализ Ветхо- и Новозаветных событий, который подтверждает правильность датировок Евангельских праздников Православной Церкви. В заключении доклада матушка Александра делает вывод, что праздники Ветхого Завета являются историческим ориентиром для вычисления новозаветных дат. Метод, используемый автором, открывает новые возможности в понимании их исторической взаимосвязи и осмысления глубинных, эмоциональных переживаний земной жизни Господа Иисуса Христа, вызывает восприятие Живого Христа и сопереживание Ему.

Старший преподаватель кафедры библеистики МДА диакон Николай Шаблевский в своём докладе на тему «Критический анализ книги Сеймура Эпштейна “Свиток Эстер: истинный авторский замысел”» обозревает труд Сеймура Эпштейна, посвящённый книги Эсфири. В начале своего доклада отец Николай приводит биографию Сеймура Эпштейна, а также обращает внимание на структуру и приложение книги Сеймура. В книге показаны разные точки зрения на то, что собой представляет книга Эсфирь. Его книга, по мнению автора доклада, интересна тем, что главный её посыл — сатира на еврейскую жизнь в рассеянии. Докладчик отмечает, что Эпштейн в своём труде указывает ряд проблем, связанных в первую очередь с несоответствием Масоретского текста и текста Септуагинты: текст Септуагинты в отличие от Масоретского имеет расширения. Вследствие чего Эпштейн задаётся вопросом: почему масореты не исправили текст? Вероятно, как считает Эпштейн, евреи трепетно относились к тексту, поэтому любое исправление было недопустимым. Причём текст имеет буквальный и метафорический смысл, который являлся более возвышенным. Также отец Николай показывает, что книга Эсфири имеет дух сатиры в Масоретском тексте, а в греческий текст несет в себе черты благочестивого и богобоязненного отношения. 

С докладом на тему «Богословский и экзегетический анализ слов Спасителя “Что Мне и Тебе, Жено?” (Ин. 2:4) в свете учения преподобного Максима Исповедника» выступил кандидат биологических наук, магистр теологии Псково-Печерской ДС диакон Константин Селезнёв. Отец Константин во вводной части своего выступление обозначил проблематику исследования и привел цитату святителя Иоанна Златоуста, относящуюся к Пресвятой Богородице, которая на первый взгляд может показаться негативной при соотнесении её с общим мариологическим учением Церкви. При этом, чтобы показать непротиворечивость слов святителя Иоанна с Преданием, отец Константин обращается к учению преподобного Максима Исповедника о двух грехах. Преподобный Максим вводит понятие «первый грех», который вызывает порицание, а через «первый» возникает «второй», который не может вызвать порицания. Из слов преподобного докладчик выводит важное для аскетики понятие «антропологического механизма». Автор доклада замечает, что всё, что писал преподобный Максим Исповедник о Христе, мы можем перенести и на Богородицу, а через Неё и на нас. В Богородице, по словам докладчика, гнездился неукоризненный грех, который взял Христос, чтобы его же извергнуть. После этого автор даёт разъяснение цитате святителя Иоанна Златоуста, которая была приведена в начале доклада, но уже в контексте изученной темы.

Старший преподаватель кафедры библейских и богословских дисциплин Калужской ДС Антон Андреевич Чеппель выступил с докладом на тему «Обращение к Священному Писанию в “Ответах старца отца Леонида на вопросы отца Павла (Тамбовцева)”». В самом начале своего доклада Антон Андреевич дал вводное определение понятию интертекст и рассказал о его свойствах. После чего докладчик представил православный взгляд на понятие интертекста через труд преподобного Льва Оптинского в контексте изучения Священного Писания. Как отмечает Антон Андреевич, старец Лев приводит и разъясняет ветхозаветные и новозаветные цитаты, делая акцент на дидактической стороне эпизодов библейской истории. В заключение доклада делается вывод, что аскетические поучения, основанные на библейских пассажах, являются важным источником в изучении Священного Писания. Подобного рода поучения хотя и не являются систематическим трудом по изучению Писания, но те мысли, которые в них содержатся, несомненно, полезны. Сам читатель, по мысли докладчика, должен обладать знанием Писания, чтобы вступить в контакт с текстом. Достижения современной науки, в том числе филологии, способствуют изучению таких трудов.

Следующим свой доклад на тему «Образ апостола Павла в средневековой исламской экзегезе (На примере комментариев Корана Али ал-Вахиди (ум.1076) и Абу Лайса ас-Самарканди (ум. 983 или 1003)» представил старший преподаватель кафедры богословия и философии Казанской ДС Николай Александрович Ерундов. Как отметил Николай Александрович, апостол Павел, именуемый в исламской традиции «Булусом» является самой критикуемой фигурой новозаветной библейской истории, которого исламская традиция обвиняет в подлоге священных книг и искажении христианской веры. В своём докладе автор приводит анализ экзегетического наследия мусульманских комментаторов Корана Али ал-Вахиди (ум. 1076) и Абу Лайса ас-Самарканди (ум. 983 или 1003), который позволяет выявить по крайней мере две версии биографии «Павла-исказителя». Повествование в исламских источниках об апостоле Павле затрагивает проблему «исраилията», к которому в исламе высказывается неоднозначное отношение. По всей видимости, концепции «исраилията» в повествовании о «Павле-исказителе» могут рассматриваться как дань определённой эпохи в истории мусульманской экзегезы.

Завершил преподавательскую часть конференции доклад старшего преподавателя СПбДА священника Алексея Сергеева на тему «Учение об отпавших παραπεσόντες в Посланиях апостола Павла». Отец Алексей отметил, что вопрос об отпавших волнует христиан с первых веков и является актуальным по сей день. В контексте своего исследования докладчик приводит разные греческие термины из Посланий апостола Павла, связанные с понятием «отпадения», которые, по его мнению, означают понятие «согрешать». В качестве примера он приводит цитату из Послания апостола Павла к Евреям 6:4–6. 

Далее в рамках работы преподавательской части конференции состоялся традиционный семинар Сообщества преподавателей и исследователей Библии, на котором было представлено два доклада: доклад заведующего кафедрой библеистики МДА доцента протоиерея Олега Мумрикова на тему  «О некоторых тезисах христианского эволюционизма» и доклад заведующего библейским кабинетом, старшего преподавателя кафедры библеистики МДА протоиерея Александра Тимофеева на тему «Новая находка таблички с фрагментом Второзакония 27:15–26 и книги Иисуса Навина 8:30 на горе Гевал и её значение для библейских исследований».

12 мая на кафедре библеистики Московской духовной академии состоялось студенческое отделение ежегодной научно-практической конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

Отделение открылось пленарным заседанием, на котором было представлено два доклада. С первым докладом на тему «Понятие anagoge в экзегетических произведениях блаженного Иеронима Стридонского» выступил старший преподаватель кафедры библеистики МДА протоиерей Борис Тимофеев.

Докладчик отметил, что в экзегетической системе блаженного Иеронима Стридонского можно наблюдать трёхчастную теорию смыслов Священного Писания. Он первый из латинских авторов стал употреблять для обозначения определённого рода смыслов Священного Писания греческие термины tropologia, anagoge, theoria и др. Как замечает в своём докладе отец Борис, от правильного понимания терминологии зависит правильное понимание самой экзегезы и герменевтической системы блаженного Иеронима. В греческом языке anagoge в метафорическом своём значении обозначает переносный смысл текста или фразы. И именно это значение греческого слова anagoge и ложится в основу понимания блаженного Иеронима.

Второй доклад на тему «Масоретский текст в свете открытий Древнего Угарита» представил преподаватель кафедры библеистики МДА Сергей Александрович Виноградов. Свой доклад Сергей Александрович посвятил разбору некоторых особенностей близкого к библейскому ивриту угаритского языка. Как выявил докладчик, совпадения в словарном запасе, грамматике и в принципах стихосложения этих двух языков позволяют лучше понять сложные места масоретского текста Ветхого Завета.

После пленарного заседания началась работа двух секций. Доклады первой секции были заслушаны в Большом зале МДА, а второй — в библейском кабинете Академии.

Модераторами первой секции выступили секретарь кафедры библеистики МДА Сергей Вячеславович Зубов и студент 2-го курса магистратуры диакон Иоанн Попов. 

Первая секция началась выступлением диакона Андрея Олеговича Ширыхалова, студента 1-го курса аспирантуры СПбДА, с докладом на тему «Спор о “предании старцев” (Мф. 15:1–11) в комментарии Оригена на Евангелие от Матфея». Свой доклад Отец Андрей посвятил исследованию и анализу экзегезы Оригена на евангельскую историю, содержанием которой является спор о «предании старцев» (Мф. 15:1–11). В докладе автор преследовал цель показать, как Ориген понимает данный евангельский эпизод в контексте учения Господа Иисуса Христа о чистом и нечистом.

В докладе «Скорби и гонения как историческая жизненная обстановка Христа и Его учеников согласно с Евангелием от Иоанна» студент 4-го курса аспирантуры МДА диакон Андрей Сергеевич Викулов рассмотрел вопрос о том, какие последствия влекло за собой, чем грозило жёнам-мироносицам быть ученицами Христа. Для изучения этого вопроса автор исследовал фрагменты Евангелия, описывающие преследования и скорби учеников Христовых и Самого Христа. Отец Андрей пришёл к следующим выводам: во-первых, страдания и преследования были реальны и вполне могли окончиться смертью для учеников Христовых; во-вторых, причина гонений — духовная.

И. Т. Щербаков, студент 1-го курса аспирантуры СПбДА, представил доклад на тему «Образ Церкви как Тела в Посланиях святого апостола Павла в историко-философском контексте», в котором провёл разбор образа общества как тела с точки зрения античной философии, а также проанализировал, как использует этот образ в своих Посланиях святой апостол Павел.

В докладе «Особенности мессианского богословия апостола Павла в книге Деяний» Владислав Игоревич Зараменских, студента 3-го курса бакалавриата Екатеринодарской ДС, рассмотрел те речи апостола Петра в книге Деяний святых апостолов, в которых излагается учение об Иисусе Христе. Владислав Игоревич пришёл к выводу, что в речах апостола Петра можно увидеть первое свидетельство изложения учения об Иисусе Христе как о Боге. Как отметил автор, в этом учении раскрываются свойства Христа как Бога.

С докладом «Тема мудрости в Послании апостола Иакова» выступил Дмитрий Владимирович Андреев, студент 4-го курса бакалавриата Екатеринодарской ДС. Дмитрий Владимирович пришёл к выводу, что мудрость по учению святого апостола Иакова — это особый Божий дар. Докладчик выявил, что во второй главе апостол Иаков показывает необходимое значение мудрости для стяжания христианского терпения. В третьей главе апостол Иаков использует слово мудрость в значении важной характеристики учителя.

Стефан Андреевич Парахин, студент 3-го курса аспирантуры МДА, представил доклад на тему «Проблемы авторства Второго послания апостола Петра и их решение», который посвятил проблемам авторства Второго послания апостола Петра. Обозначив, что большинство исследователей отрицают авторство Послания апостола Петра, автор доклада привёл наиболее распространённые аргументы, свидетельствующие об этом. Отмечая перспективы решения проблематики, докладчик предложил новый вектор дальнейших исследований — анализ влияния исторических обстоятельств жизни апостола Петра на содержание Второго послания апостола Петра.

Студент 1-го курса аспирантуры МДА Вениамин Кривоногов представил доклад «Единство книг малых пророков: основные подходы к изучению книги Двенадцати», который посвятил теме единства книг малых пророков и изложил основополагающие подходы к изучению корпуса книг малых пророков. Автор пришёл к выводу, что, учитывая всю сложность вопроса формирования корпуса книг малых пророков, логичнее придерживаться следующего принципа: изучать книгу Двенадцати в том порядке, в котором до нас дошли тексты.

Доклад на тему «Христианская любовь в Евангелии по Иоанну как основополагающий нравственный ориентир» студентки 3-го курса аспирантуры ПСТГУ Ирины Валерьевны Забегайловой был посвящён «новой заповеди» Спасителя о любви в Евангелии от Иоанна. Опираясь на идеи представителей святоотеческого богословия, Ирина Валерьевна провела анализ содержания «новой заповеди» о любви и рассмотрела основные составляющие христианской любви в Евангелии от Иоанна.

В докладе «Апокалиптические мотивы в воинской повести эпохи правления царя Ивана IV Грозного» Эльдар Олегович Костуев, студент 1-го курса магистратуры МДА, пришёл к выводу, что анализ воинской повести эпохи правления царя Иоанна Грозного (1533–1584) на предмет апокалиптических мотивов позволяет рассмотреть традицию отечественной интерпретации книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Кроме того, акцент на повествовании книги Откровения как на описании финальной битвы Небесного Воинства и сил зла (Откр. 19:11–20), служащий лейтмотивом воинской повести данного периода, позволяет по-новому взглянуть на русскую военную традицию, зарождающуюся на переломе двух эпох — Средневековья и Нового времени.

В свём выступлении иерей Максим Сергеевич Титов, студент 4-го курса бакалавриата Саратовской ДС, на тему «История вхождения в канон 2 Ин. и 3 Ин.» рассмотрел историю формирования и канонического оформления Священного Писания Нового Завета. В своём докладе отец Максим привёл факторы, требовавшие определённости в каноне Священных книг в первые века христианства: во-первых, влияния многочисленных ересей на Священные книги; во-вторых, гонения на христиан, в которых важным требованием властей была сдача и уничтожение Священных книг.

В докладе «Исторический контекст Послания апостола Павла к Филимону» студент 1 курса магистратуры МДА Дмитрий Степанович Чорба раскрыл проблему рабства в Послании апостола Павла к Филимону, ведь, как сказал Дмитрий Степанович, рабство является главной исторической темой Послания. Дмитрий Степанович пришёл к выводу, что факт просьбы апостола Павла о том, чтобы отпустить раба на свободу, исходя исключительно из любви, является из ряда вон выходящим событием для того времени.

Студент 3-го курса бакалавриата Минской ДС Тимофей Романович Петроневич в докладе «Евангельская детскость» заключил, что в экзегетическом наследии существует несколько смысловых акцентов в понимании детскости: 1) присущие детям добродетели и отсутствующие у детей пороки; 2) детям присуще от природы, а взрослые достигают усилием воли; 3) чистота сознания и восприятия; 4) смирение как признак величия; 5) осознание беспомощности и нужды в поддержке.

Кирилл Александрович Кишкин, студент 4-го курса бакалавриата СПбДА, в докладе «Expositio inchoata Epistolae ad Romanos блаженного Августина: текстологические и богословские особенности» рассмотрел текстологические и богословские особенности комментария блаженного Августина на Послание апостола Павла к Римлянам, который называется «Предварительное разъяснение Послания к Римлянам».

В докладе на тему «Концепция христианской свободы в толковании святителя Феофана Затворника на Послание к Галатам» диакон Иоанн Геннадьевич Галкин, студента 3-го курса бакалавриата Саратовской ДС, пришёл к выводу, что святитель Феофан, следуя толкованиям древних отцов Церкви, часто сравнивает западных и восточных отцов. Также отец Иоанн выявил, что святитель Феофан в толковании на Послание к Галатам тему закона и его исполнения сравнивает с христианским образом жизни. Докладчик отметил, что закон, с одной стороны, принуждает выполнять его предписания, а с другой стороны, удерживает от греха и является детоводителем ко Христу.

Михаил Андреевич Чураков, студент 2-го курса бакалавриата Пермской ДС, в докладе «Почему Христос не отвечал и не давал просимого» показал на примере некоторых евангельских текстов те причины, по которым Иисус Христос не отвечал или не исполнял просимое. Также Михаил Андреевич указал условия, необходимые для исполнения просимого: непорочность желания, искренняя вера и благоприятное время для исполнения.

Первая секция завершилась докладом студента 4-го курса бакалавриата Перервинской ДС Вячеслава Владимировича Ковалёва «Земная жизнь Спасителя в Послании святого апостола Павла к Евреям». Вячеслав Владимирович в своём докладе показал уникальное значение употребления эпизодов из земной жизни Спасителя в контексте передачи адресату Послания апостола Павла к Евреям христологической и сотериологической концепций Послания.

После докладов состоялась дискуссия.

Вторая секция студенческой части конференции прошла в библейском кабинете Академии. Её модераторами выступили аспирант МДА Леонид Иванов и студент 2-го курса магистратуры Пётр Абеленцев. 

Работа секции началась с выступления Тихона Викторовича Спирина, аспиранта Волгоградского государственного университета, с докладом на тему «Проблема конфликта интерпретаций в герменевтике Священного Писания». В своём докладе Тихон Викторович обратил внимание на различные герменевтические модели, выработанные в XX веке. На примере библейского текста докладчик показывает конфликт различных герменевтических моделей, который вполне может быть разрешён в ходе дискуссий и обмена мнениями. 

Далее с докладом «Тема суда Божьего в храмовой речи пророка Иеремии (Иер. 7:1–10:25)» выступил аспирант СПбДА иерей Игорь Сергеевич Сысуев. Отец Игорь подчеркнул, что образ суда является центральной темой храмовой речи пророка Иеремии. При этом в 24-м стихе 10-й главы можно увидеть, как пророк заступается перед Господом за иудеев и просит Его смягчить, насколько это возможно, тот суд, который Он назначил жителям Иудеи, чтобы полностью не погиб богоизбранный народ.

Аспирант Минской духовной академии Алексей Александрович Куцкевич представил доклад на тему «Пятикнижие Моисея в культурно-историческом контексте древнеегипетской цивилизации: историография вопроса», в котором затронул проблему культурной взаимосвязи Древнего Египта и Древнего Израиля. В частности, докладчик коснулся вопроса литературных влияний, которые испытывал Древний Израиль со стороны древнеегипетской цивилизации. 

С докладом на тему «Рецепция и критика текстологических идей Германа Фрайгера фон Зодена в XX веке» выступил аспирант СПбДА диакон Антоний Костылев. Отец Антоний подробно рассказал о текстологических идеях немецкого лютеранского теолога начала XX века Германа Фрайгера фон Зодена, чьё богословие тяготело к либеральным течениям. Отдельно докладчик изложил последовательную критику ряда текстологических идей немецкого богослова и указал на положительные и отрицательные стороны этой критики.

Студент 2-го курса Минской ДС Антоний Андреевич Кудласевич представил доклад на тему «Экзегетический анализ данных обетов Богом Аврааму». В своём выступлении Антоний Андреевич разбирает ветхозаветные эпизоды, в которых рассказывается о том, как Господь заключал с Авраамом завет и давал обеты умножить потомство патриарха и отдать в наследие Землю обетованную. Докладчик раскрывает актуальность библейской истории и, в частности, эпизодов из жизни патриарха Авраама для духовной жизни христианина. 

Доклад студента 1-го курса магистратуры МДА диакона Артура Давидовича Авдышева был посвящён теме «Сравнительного анализа древних и современных переводов книги пророка Даниила, 7:9–10, 13–14, 22». Отец Артур предпринял попытку сравнить между собой различные переводы отрывка из книги пророка Даниила, относящегося к мессианским пророчествам. Благодаря сличению древних и современных переводов (сирийских, греческих и латинских) удалось увидеть смысловые нюансы, зафиксированные в тех или иных версиях текста. 

Студент 4-го курса бакалавриата РГСУ Олег Алексеевич Антошкин представил доклад на тему «Богопочитание как обретённый смысл бытия в жизни ветхозаветных пророческих школ». В своём докладе Олег Алексеевич подробно остановился на обзоре библейских свидетельств о ветхозаветных пророческих школах. Как пояснил докладчик, пророческие школы, или «сонмы пророков», представляли из себя религиозно-воспитательные и образовательные общества, основание и устройство которых имело целью совершить поворот народного сознания в сторону истинной религии. Выпускники таких пророческих школ обладали высоким авторитетом в народе и поддерживали традицию исполнения Закона.

С докладом «Учение о смерти в Ветхом Завете на примере Иов 14:13» выступил студент 4-го курса Пензенской ДС Андрей Александрович Бугаев. На примере библейского отрывка из книги Иова докладчик показывает, что участь праведников в Шеоле отличалась от участи грешников, несмотря на то что и те, и другие находились в нём. При этом текстологический анализ выбранного отрывка показал, что ветхозаветный праведник мог говорить о том, что его защита в царстве мёртвых является не снисхождением по отношение к нему, а вполне оправданным следствием благочестивой жизни на земле. 

Студент 1-го курса магистратуры Николо-Угрешской ДС диакон Евгений Игоревич Сибилев выступил с докладом «Личность Мелхиседека в контексте формирования ветхозаветного священства», в котором очень хорошо показал, как повлияла личность священника Бога Всевышнего на формирование священства в Израиле.

С докладом не тему «Библейские свидетельства о культе мёртвых в Древнем Израиле» выступил студент 2-го курса магистратуры Пётр Владимирович Абеленцев. Как отмечает докладчик, благодаря многочисленным археологическим находкам, сделанным на территории Месопотамии и Сиро-Палестины, стало очевидно, что культ мёртвых был широко распространён в религиозных традициях языческих народов. Вместе с тем библейский текст даёт некоторые намёки на то, что подобные культы существовали и в Израиле. Одним из таких намеков являются термины, употребляемые в пророческой литературе (מַרְזחַ (marzēăḥ) и רְפָאִים (rĕfāʾîm)).

Студент 3-го курса бакалавриата Ставропольской ДС Артём Вадимович Житников представил доклад на тему «“Экзегетическая дихотомия” как всеобъемлющий герменевтический метод в творении ученика блаженного Иеронима Стридонского пресвитера Филиппа “Commentarii in Librum Job” (PL. 26 Col. 619- 802)”». Артём Вадимович рассказал об особенности экзегезы ученика блаженного Иеронима Стридонского пресвитера Филиппа, уделив внимание двум методам, которые активно использует латинский экзегет в своём творении: историко-аллегорическому и типологическому («типология Иов-Христос»).

Доклад студента 2-го курса Минской ДС Николая Дмитриевича Балюка на тему «Нравственное учение Ветхого Завета и современный мир» был посвящён проблеме соотношения этики Ветхого Завета с высотой нравственного учения Евангелия и современных этических учений.

Студент Перервинской ДС Андрей Юрьевич Кудряшов выступил с докладом на тему «Текстологические проблемы библейского текста на примере стиха Ис. 7:14». Андрей Юрьевич замечает, что еврейское слово alma, так же как и греческое parfenos, имеет широкое значение, и при переводе без контекста Писания они могли бы вполне заменить друг друга, т. е. в Септуагинте можно было бы перевести «женщина», а в Масоретском тексте «дева». Даже обратившись к книге Бытия, можно увидеть, что в 24:43 стоит слово alma, а в 24:16 betula, то есть одно и то же лицо — Ревекка в один временной период названа двумя разными словами. 

С докладом на тему «Мессианские места книги Исход в экзегезе отцов Церкви» выступил студент 2-го курса Института теологии им. святых Мефодия и Кирилла БГУ Антон Геннадьевич Шпаков. Докладчик поясняет, что книга Исход является не только историей того, как жил Моисей, а потом вывел свой народ из земли Египетской, но и прообразом Спасения, которое пришло в этот мир с рождением и вочеловечением Мессии — Иисуса Христа. Некоторые святые отцы для лучшего понимания происходивших событий используют исторические комментарии, но при таком толковании мессианский смысл толкуемого отрывка не теряется. В свою очередь, иудейские толкователи комментируют места из книги Исход в историческом ключе, практически ничего не говоря о Мессии. 

Заключительный доклад во второй секции представил студент 2-го курса Минской ДС Александр Витальевич Чернов на тему «Образ женщины в ветхозаветной иудейской традиции». В своём докладе Александр Витальевич уделил внимание вопросу, связанному с положением женщины в древнеизраильском обществе. Докладчик подчеркнул, что отношение к женщине в Израиле было весьма почтительным, в сравнении с отношением к женщине в языческих народах. Более того, в Священном Писании восхваляются и воспеваются подвиги многих женщин, относившихся к числу богоизбранного народа.

Итоги конференции подвёл секретарь кафедры библеистики Сергей Вячеславович Зубов. Он отметил высокий уровень докладов и серьёзность, с которой участники конференции подошли к проработке исследовательского материала. Сергей Вячеславович также выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество между духовными и светскими учебными заведениями в сфере библейских исследований.   

После подведения итогов всем участникам конференции были вручены сертификаты об участии.

 

Источник: Mpda.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9