«Должна ли вера влиять на поведение православного человека в светском вузе?»
Вынесеной в заголовок теме был посвящен очередной ежегодный съезд Православного богословского общества Америки, проходивший в Чикаго с 12 по 14 июня 2008 года. О том, какой ответ на выдвинутый вопрос дали собравшиеся на съезд богословы, рассказывает участник съезда А. В. Псарев.
Статья

Православное богословское общество Америки было основано в 1966 году для совместной работы преподавательских корпораций семинарий: Свято-Владимирской в Крествуде, шт. Нью-Йорк, и греческой Святого-Креста в Бруклине, шт. Массачусетс. Со временем задачи общества расширились, и теперь они объединяют тех, чья преподавательская деятельность связана как с преподаванием специализированных богословских дисциплин, так и общеобразовательных курсов о православной духовности, культуре, искусстве и др.

Общество в первую очередь связано с Греческой Православной Архиепископией Северной и Южной Америки, а затем - с Американской Православной Церковью. Поскольку большинство из 150 членов живут в том же районе США, где находятся две вышеуказанные школы, то ежегодные конференции обычно проводятся в одной из них.

Понятно, что в силу профессионального состава тема проводившегося в Чикаго с 12 по 14 июня этого года совещания, посвященного проблеме существования христианина в условиях секулярной академической среды, была особо актуальной.

Конференция открылась выступлением д-ра Томаса Лелона долголетнего председателя попечительского совета Греческого Православного Колледжа в Бруклине, Массачусетс, отметившего, что, несмотря на успехи, за сорок лет своего существования это учебное заведение так и не смогло найти свою нишу в Северной Америке, а также в целом решить проблему доминирования греческого патриотизма над чувством всеправославного единства.

Работа над сознанием такого единства является насущной задачей, так как его не существовало в Северной Америке даже до русской революции. Поэтому сообщение молодого историка Мэтфью Нами так и называлось «Миф о единстве и происхождении юрисдикционного плюрализма в Северной Америке». В своем докладе он в значительной степени ссылался на труды присутствовавшего в зале историка Православия в Северной Америке - иерея Джона Эриксона, заслуженного профессора Свято-Владимирской Семинарии. О. Джон в своем выступлении рассказал о прошлом опыте Свято-Владимирской семинарии, когда она располагалась в прилегающей к Колумбийскому университету Объединенной Богословской Семинарии и студенты могли посещать лекции в этом университете и получать за них зачеты.

«Юрисдикционному вопросу» был посвящен доклад Силуана Роландо - дьякона Украинской Православной Церкви Константинопольского Патриархата - посвященный истории объединения украинской православной диаспоры. Научная объективность исследования дьякона Силуана заключается в том, что он отметил две крайности: с одной стороны, непризнание за украинским народом права на национальное самоопределение, а с другой, - подмену понятия Киевской Руси - Украиной. Также была указана необходимость дистанцирования от наследия основателя движения самосвятов - Василия Липковского.

Об определенном вакууме на образовательном рынке, который не могут заполнить ни православные семинарии, ни светские вузы, свидетельствовали два сообщения. Первое - Джеймса Кустинджера, рассказавшего об опыте прекратившего свое существование колледжа Роз Хилл, основанного на принципе средневекового университетского образования, - о том, когда преподаватель является совопросником студентов, а не интерпретатором информации, модерируя чтение книг, оказавших наибольшее влияние на формацию европейской культуры, и второе сообщение - Джойеля Калвесмаки - о проекте открытия подобного Роз Хиллу колледжа Святого Геория. В дополнение к сказанному Андрей Псарев сообщил о том, что подобные программы могли бы быть дополнены путем заочного обучения в Свято-Троицкой Семинарии, в Джорданвилле, предлагающей двухгодичную англоязычную программу православного богословского образования.

Из сообщения священника Джона Джилионаса следует, что отличием института Православных Христианских Исследований в Кембридже от двух вышеупомянутых колледжей является то, что, во-первых, он существует, а во-вторых, - следует традиционной академической системе преподавания. Институт открыт как для православных, так и не для православных преподавателей и студентов, сотрудничество между которыми способствует более глубокому изучению и познанию своей веры.

Дэниэл Буксхоеведен, преподаватель палеоневрологии в университете Южной Каролины, выступая с докладом, посвященном проблеме сосуществования религии и культуры в университете, пояснил, что эволюция, как любая научная теория, в отличие от веры в Бога и опыта духовной жизни, может объяснить только ограниченное число явлений исключительно биологического характера. Поэтому вера и знание, преподаваемое студентам, не должны быть смешиваемы.

Затронутую в предыдущем докладе тему свободы совести продолжил Натаниэль Браун, студент медицинского факультета Сент-Луис Юниверсити, считающий, что в демократическом обществе для врача должна сохраняться возможность отказа в рекомендации практики, противоречащей его христианской совести.

Центральным выступлением конференции стала презентация Андреа Стерк, профессора государственного университета шт. Флориды. Проф. Стерк путем сравнения привела доказательства того, что период поздней античности имеет сходства с современностью: Ориген старался использовать методологию греческой философии для изложения христианского богословия, а Прохересий - афинский учитель святителей Василия и Григория - за свою научную честность был почитаем как христианами, так и язычниками. Работу преподавателя-христианина проф. Стерк сравнила с пастырским служением, полагая, что учащий должен быть восприимчивым и открытым к окружающей его среде.

О некоторых не упомянутых здесь докладов можно узнать на сайте Общества.

Два дня конференции начинались утреней и оканчивались вечерней, на которых присутствовали почти все участники встречи. Ответ на вопрос, выдвинутый в теме нынешнй встречи Общества, был дан положительный. В ходе конференции были розданы вопросники, которые будут проанализированы и послужат дальнейшему разъяснению проблемы.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9