20–22 октября 2020 года в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет» в Санкт-Петербургской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция по византинистике «Русско-Византийский Логос», цель которой — обсуждение вопросов русско-византийских идейных пересечений.
В организации встречи приняли участие кафедра богословия, кафедра иностранных языков и кафедра древних языков Духовных школ Северной столицы. Из-за непростой эпидемиологической ситуации конференция прошла в онлайн-формате.
Открывая научное собрание, с приветственным словом к участникам обратились организаторы и модераторы конференции: кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия Академии — священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Академии — И. Б. Гаврилов.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили представители учебных и научных центров России и Украины.
Так доктор философских наук, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского» — Д. И. Макаров в своём докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV века» раскрыл сущность девальвации иконичности слова из-за духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга.
Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств — Г. В. Скотникова в своём докладе «Художественное воплощение “антропногопринципа” в византийской традиции храмовой архитектуры».
Затем с докладом «Книга С. Л. Франка “С нами Бог”: неизвестные страницы» выступил доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде — Г. Е. Аляев, который рассказал об обстоятельствах написания этого философски-исповедального сочинения выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.
Следующие три доклада были посвящены узловым мировоззренческим вопросам золотого века русской культуры.
Так доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета — А. Ю. Минаков — показал этапы развития мировоззрения А. С. Пушкина от увлечения вольтерьянством к зрелым и продуманным консервативным убеждениям.
Доктор философских наук, PhD, научный сотрудник Высшей школы экономики и Сибирского отделения Российской академии наук — Д. С. Бирюков прочитал сообщение «Связь Византии и России: линии, проявленные в русской мысли начала и середины XIX века». В нём автор рассказал о двух изводах восприятия генетического культурного родства Византии и России (в противоположных концепциях П. Чаадаева и И. Киреевского), отметив, что А. С. Пушкин не усматривал в этом родстве жесткой связки и полагал, что у России есть свой путь и своя историческая свобода.
В завершении пленарного заседания выступил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России XIX – начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова — М. М. Шевченко, который в рамках доклада «Государство и Церковь в политической концепции С. С. Уварова» представил широкомасштабный срез эпохи, формировавшей мировоззрение С. С. Уварова.
Представленные доклады вызвали живое обсуждение у участников научного мероприятие, из-за чего пленарное заседание продлилось дольше запланированного.
Во второй день, 21 октября, в рамках конференции прошла работа секции «Византия и русская культура», где участники смогли обсудить рецепцию русским народом наследия Византийской империи и современную оценку восточного влияния. В качестве вопросов, рассмотренных на секции, поднимались проблема перевода византийской Литургии на русский язык; полемика, связанная с Флорентийской унией; сопоставление современного пения Валаамского монастыря с греческой традицией и особенности изучения истории Востока в учебных заведениях Русской Православной Церкви.
Открыл заседание секции священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом-презентацией по теме «Сергей Дурылино “Граде Софии” в контексте русского народного восприятия». В ходе сообщения была раскрыта амбивалентность восприятия Царьграда в интеллигентских и народных слоях русского общества как в исторической перспективе, так непосредственно в годы Первой мировой войны. Также была отмечена разнообразная реакция участников Религиозно-философского общества, ознакомившихся с сочинением С. Дурылина об исторической судьбе и духовном значении Царьграда.
Эту тему продолжил и развил в современном контексте Михаил Анатольевич Венщиков (кандидат искусствоведения, преподаватель института философии СПбГУ), рассмотрев в своем докладе «Иконоборческие вызовы в современной культуре» некоторые не вполне корректные подходы к культурному наследию Константинополя со стороны политического истеблишмента Турции.
Затем со своим сообщением выступил Дмитрий Андреевич Карпук (кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии), рассказав об обстоятельствах учреждения и деятельности кафедры «История православной Греко-восточной Церкви» в Санкт-Петербургской духовной академии (1903–1918 гг.).
Историческую тему продолжил участник из Москвы – Петр Алексеевич Пашков (аспирант кафедры классической филологии филологического факультета Московского Государственного Университета), обратившись к такой проблематике:«Сильвестр Сиропул как источник по истории Ферраро-Флорентийского собора: попытка переосмысления». Петр Алексеевич отметил, что у Сиропула было мало упоминаний богословского диалога на соборе и он больше обращает внимание на то, в ходе прений доминировали церковно-политические вопросы.
В свою очередь, рассказала о музыкальной иконичности литургического слова Маргарита Владимировна Красова (искусствовед-исследователь, Российский институт истории искусств (Зубовский институт), отметив в своем докладе «Культурный код Византии и современное Литургическое пение Валаамского монастыря», что в традиции знаменного пения исполнение исона выражает бесконечность и вечность бытия Божия и в этом проявляется созерцательность древних распевов, до сих живущих в православном богослужении.
Завершил работу секции доклад Константина Андреевича Цырельчука (Сретенская духовная семинария, секретарь кафедры Древних и новых языков), посвященный теме «Византийская Литургия на русской земле: проблема перевода в XX–XXI вв.».
Третий день конференции организаторы посвятили обсуждению истории русской религиозной мысли и анализу жизненного пути таких значимых для отечественной культуры личностей как М. П. Погодин, Е. Н. Трубецкой, С. П. Шевырев и др. Также был рассмотрен идейный вклад представителей русской консервативной мысли XIX – начала XX века, ратовавших за формирование русской идентичности на основах национальной самобытности русского народа.
Открыл заседание секции Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом «Об актуальности изучения публицистического наследия М. П. Погодина».
Погодинскую тематику продолжил Валерий Александрович Фатеев (кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток») в сообщении «“Державный” историк М. П. Погодин и псевдонаучная теория “официальной народности” А. Н. Пыпина».
Затем выступила Ольга Борисовна Сокурова (доктор культурологии, доцент, доцент Института истории СПбГУ) со своими размышлениями на тему «Идея “любви собирающей” в религиозно-философских трудах Е.Н. Трубецкого».
Широкую перспективу идейного спектра дискуссий о национальном самосознании представила в своем докладе «Проблема национальной самобытности во взглядах российских консервативных мыслителей первой четверти XIX века» Надежда Николаевна Лупарева(кандидат исторических наук, доцент, Российский Православный Университет святого Иоанна Богослова, заместитель декана Социально-гуманитарного факультета по научной работе).
Об успешной работе по введению в современный научный и культурный оборот наследия выдающегося отечественного педагога и мыслителя XIX столетия рассказала Нина Викторовна Цветкова (кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, доцент Псковского государственного университета) в своем докладе «Об издании полного собрания литературно-критических трудов С. П. Шевырева».
К сожалению, в силу болезни не смог принять участие в конференции Николай Николаевич Павлюченков (кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), однако он прислал материал своей статьи по теме доклада «Основы “византизма” в мировоззрении П. А. Флоренского» для публикации в очередном выпуске научного журнала «Русско-Византийский вестник».
Завершая конференцию, организаторы поблагодарили участников за плодотворную работу и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Также была кратко обозначена тематика для следующего года работы «Византийского кабинета» и редколлегии журнала «Русско-Византийского вестника».
Представленные на научной встрече доклады будут опубликованы в журналах Санкт-Петербургской Духовной Академии: в «Русско-Византийском вестнике» и в «Трудах и переводах».