«Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2.
События

Павел Даровский, на сайте Православие.ру продолжает анализ томосов об автокефалии, которые предоставлял Константинопольский Патриархат.

Болгарская Церковь

Кафедральный собор Св. Александра Невского в Софии Кафедральный собор Св. Александра Невского в Софии

В 1945 году, спустя 73 года раскола, в результате сложного компромисса КПЦ признала автокефалию Болгарской Церкви (самопровозглашена в 1872 году) и выдала соответствующий томос. Сложность компромисса с устоявшейся организацией, очевидно, затруднила возможность ограничения ее автокефалии. Значительное место в томосе уделено историческим акцентам на роли КПЦ в судьбе болгарского Православия и народа. В частности, томос гласит: «наша Великая Церковь родила в Господа и вскормила болгарский народ».

    Многовековая история Болгарской Церкви, в том числе два периода ее автокефалии и Патриаршества, в томосе игнорируются

«…мы благословляем автокефальное устройство и управление Святой Церкви в Болгарии, а также определяем, называя ее Святая Православная Автокефальная Болгарская Церковь, дабы отныне была она признана нашей духовной сестрой; пусть она управляет и учреждает свои дела независимо и автокефально в соответствии с порядком и суверенными правами прочих Православных автокефальных Церквей, признавая своей верховной церковной властью Священный Синод, который состоит из архиереев и чьим предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Софии и Экзарх всея Болгарии.

…по общим церковным вопросам, которые нуждаются во вселенском обсуждении и изучении, пусть сносится с нашим Святейшим Патриаршим Вселенским Престолом и от него просит и принимает как его авторитетное мнение и понимание, так и мнение и понимание прочих Святых сестринских Церквей».

Полный текст: https://zen.yandex.ru/media/id/5f7848c5368d1f1e76d54697/tomos-ob-avtokefalii-bolgarskoi-pravoslavnoi-cerkvi-5f788aca71c44f0829221367 .

    Несмотря на древние традиции Патриаршества в Болгарской Церкви, ее предстоятель не получает патриаршего звания.

    Вопрос мира в томосе не поднимается.

    В томосе прописана монополия Фанара на модерацию отношений Болгарской Церкви с другими Поместными Церквями.

    Болгарская Церковь названа Церковью-Сестрой Константинопольской Церкви.

Грузинская Церковь

В 1990 году КПЦ выпускает еще один томос о признании автокефалии, который имеет двойную интерпретацию. Речь идет об автокефалии Грузинской Церкви, впервые получившей ее от Антиохийского Патриархата в V веке и подтвержденной в XI веке. Церковь утратила ее временно в XIX веке в Российской империи, но после обретения Грузией независимости в 1917 году самопровозгласила ее заново. В силу одностороннего характера данного возобновления автокефалии она вначале не была признана РПЦ на Поместном Соборе 1917 года, но на ближайшем за ним Архиерейском Соборе в 1943 году (собран сразу после послабления гонений) автокефалия Грузинской Церкви была признана Москвой.

Несмотря на несомненную историчность, каноничность и легитимность автокефалии Грузинской Церкви, Фанар предпочел не признавать ее еще 47 лет. Одной из причин этого стало уже формирующееся в недрах Константинопольской Церкви учение о монополии на предоставление автокефалии. И ситуацию с Грузинской Церковью трудно было втиснуть в рамки этой доктрины: первая автокефалия была получена от Антиохии, вторая – от Москвы.

Это было наглядным противоречием с новым учением Фанара. Вместе с тем речь шла о древней Церкви, уже имеющей признание в мировом Православии. Изобразить, что автокефалия ей дарована только от Константинополя и это произошло недавно, было нельзя – это было как вопиющей неправдой, так и никогда не было бы поддержано в самой Грузии. Результатом сложной головоломки стал неоднозначный томос Фанара о «признании автокефалии». В Грузии его считают просто запоздалым признанием автокефалии. Но текст томоса позволяет Фанару интерпретировать его как предоставление автокефалии, о чем спикеры Константинополя прямо заявляют в своих интервью.

Конечно, учитывая, что речь шла о древней Грузинской Церкви, попытаться урезать ее в правах, лишив ее патриаршества или ограничив автокефалию, было бы крайне сложно, в силу чего томос гласит:

«Святая Православная Церковь, которая существует на благословенной Кавказской земле в пределах Республики Грузия, получила самоуправление и независимую власть и соответственно церковную административную организацию.

…Во всех случаях она обращается к нашему Вселенскому собору и просит благословения и принятия ее самоуправляющейся структуры. По соглашению, как лоза не разделяет всего виноградника Божия, канонически среди других локальных Православных Церквей она могла бы продолжать возрождение Тела Христова. Это обращение и просьбы, наполненные почитанием, с любовью были приняты нами и нашим Святым и Священным Синодом, потому что наш Вселенский престол обязан помогать Святым Православным Церквям, которые просят законных прав и статуса, и протянуть им руку помощи в решении жизненных проблем, поднятых в соответствии с необходимостью времени, для многих столетий церковной жизни и правил, авторитета, приобретенного с почестями, наполнил ее преимуществом предоставления автокефального управления и сформировал административные права. По решению Синода и освещенным Духом Святым, мы признаем Святую Церковь Грузии той же структурой и организацией, которой она с давних времен была, о чем свидетельствует Вальсамон, написав: «говорят, что в период его Святейшества Патриарха Божественного города Великой Антиохии господина Петра было принято синодальное решение о свободе и автокефалии Церкви Иберии» (Γ.Α. Ράλλη, Μ. Πότλη, σύνταγμα τῶν θειών και ἱέρων κανόνω. Ἀθ., 1852, τομ Β, σελ. 172). Мы считаем, что она находится в единстве братских Православных Церквей, и этим мы заявляем, что она будет называться Святой Автокефальной Православной Церковью всей Грузии. Мы признаем ее нашей духовной сестрой…

Согласно канонических и церковных правил, признает и уважает верховенство нашего Вселенского Патриаршего Престола, и собственный Синод, сформированный иерархами Церкви Грузии, председателем которого является Архиепископ Мцхеты-Тбилиси и Католикос всея Грузии, как высший административный орган…

По вопросу святого мира, то существующая церковная традиция будет сохранена, для того чтобы выполнить и объявить как видимое, так и невидимое внутреннее и внешнее нераздельное единство Православной Церкви. Кроме того, мы советуем Архиепископу Мцхеты-Тбилиси и Католикосу всея Грузии в случае церковных проблем и препятствий общего характера, требующих всестороннего обсуждения и голосования, обращаться к нашему Святому Вселенскому Патриаршему Престолу, который свяжется со всеми православными епископами, которые верно учат слову Истины, выразить свою позицию и рассмотреть проблему вместе с братскими Церквями…»

Полный текст: https://zen.yandex.ru/media/id/5f7848c5368d1f1e76d54697/tomos-o-priznanii-i-priniatii-avtokefalii-sviatoi-pravoslavnoi-cerkvi-gruzii-5f788d76952c3b370eb8c03f .

В данном томосе мы видим:

    Обратим внимание: томос избегает называть предстоятеля Грузинской Церкви Патриархом, но титул Католикоса использует

    Составитель избегает называть предстоятеля Грузинской Церкви Патриархом, но титул Католикоса использует.

    Не наблюдается попытка вмешаться и регламентировать систему формирования Синода Грузинской Церкви.

    Церковь Грузии, как и остальные Поместные Церкви, названа «сестрой», но при этом впервые в томосе использовано указание на верховенство Константинополя: «признает и уважает верховенство нашего Вселенского Патриаршего Престола».

    Указание на монополию Константинопольского Патриархата в вопросах модерации межцерковных отношений указано смягченно: «мы советуем».

    Прямое требование получать миро у Константинополя не указано, но на него четко делается намек в тексте.

 

Полный текст статьи на сайте Православие.ру


Другие публикации на портале:

Еще 9