Семинар «Религиозный опыт и его роль в обосновании религиозных убеждений», 19-20 мая 2020 г.
События

Институт философии РАН совместно с Институтом христианской философии (Инсбрук, Австрия) приглашают молодых ученых принять участие в семинаре «Религиозный опыт и его роль в обосновании религиозных убеждений». Семинар является частью проекта «Теистические и атеистические убеждения и стандарты рациональности», в рамках которого уже были проведены два семинара, посвященных этике веры и границам знания.

Цель проекта —  придать новый импульс отечественной философии религии через обращение к эпистемологической проблематике. Первые шаги уже были предприняты ранее: это издание собрания статей А. Плантинги «Аналитический теист: антология Алвина Плантинги», который разработал множество проблем в рамках философии религии, но всегда оставался эпистемологом по преимуществу, а также публикация специального выпуска журнала Эпистемология и философия науки (2017, Т. 53, №3). С этой целью будут переведены три классических монографии по эпистемологии религии, организованы семинары для молодых ученых, проведены две конференции.

Основные темы проекта

(1) Эпистемология религиозной веры.

Границы рациональности религиозных убеждений и, в особенности, теологии; нацелены ли эпистемические механизмы, формирующие религиозные убеждения, на познание истины. Возможно ли предложить единые стандарты рациональности для всех типов религиозных убеждений? Что может считаться свидетельством в обосновании религиозных убеждений? Какова природа обоснования убеждений в религиозном контексте? Как меняются стандарты обоснования убеждений от одной религиозной традиции к другой? Проблема религиозного авторитета: как получается, что религиозный авторитет может выступать достаточным источником обоснования религиозных убеждений? Имеются в теологии особые практики понимания (например, в литургии и молитве)? Оказывает ли влияние религиозное разнообразие на оправданность принятия одних религиозных убеждений и отказа от других?

(2) Теология как вид знания.

Является ли теология видом знания? Справедливо ли оценивать теологические убеждения именно в категориях знания? Каковы отличительные черты теологического дискурса? Как широкое использование метафор влияет на обоснование теологических утверждений? Различия теологии и философии.

(3) Проблема научного атеизма.

В какой мере научное познание окружающей действительности приводит к атеистическому мировоззрению, какова эпистемическая связь между научным восприятием окружающей действительности и атеистическим мировоззрением. Является ли атеизм особым видом мировоззрения или он просто выражает методологическо-эпистемическую позицию, занимаемую неверующими? Связано ли развитие атеистических представлений с ростом научного знания и нигилизма?

В этот раз планируется рассмотреть такого рода проблемы как: эпистемология религиозного опыта, возможность религиозного опыта как вида знания, возможность религиозного опыта обеспечивать надежное знание, эвиденциализм и религиозный опыт, различие между обыденным и религиозным опытом, необходимость или избыточность религиозного опыта для религиозной веры, выразимость и фиксируемость религиозного опыта и др. Основной вопрос можно сформулировать так: каким критериям должен удовлетворять религиозный опыт, для того чтобы его можно было считать надежным знанием.

Руководитель семинара – к.филос.н. А.М. Гагинский (Институт философии РАН).

19–20 мая 2020 г. (Институте философии РАН, ауд. 416)

 

ИФ РАН  


Другие публикации на портале:

Еще 9