Задача автора книги, на первый взгляд, проста – доступно донести содержание главного христианского таинства до верующих, в нем участвующих. Участвующих? В том-то и проблема, считает о.Андрей, что приходящие в храм по воскресеньям и праздникам люди зачастую не понимают того, что происходит на богослужении, воспринимают литургию как некий спектакль, а себя – как его зрителей, а не как участников. По словам автора, такой «механический подход» приводит к «расцерковлению» (об этом явлении все чаще говорят спустя 20 лет религиозной свободы). Чтобы остановить этот процесс, необходимо сделать литургию понятной и понятой – вовсе не через переводы богослужебных текстов, упрощение и сокращение, а через усилие вхождения в смысл. Поэтому книга может стать для многих тем «ключом, который дает человеку возможность ощутить глубину нашего главного таинства», сказал о.Андрей. На страницах своей книги он неоднократно подчеркивает, что «богослужение есть дело всей Церкви, требуется активное участие в нем всей общины, а не только духовенства и певцов».
Как заметил о.Павел Великанов, позиция автора книги – не дидактическая, не менторская, он как будто «стоит рядом и описывает то, что ему открывается на богослужении». Можно добавить, что рядом с самим о.Андреем во время написания книги «стояли» не только составители литургического чинопоследования свв.Иоанн Златоуст и Василий Великий и другие Святые отцы, но и архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Александр Шмеман, киевский литургист Михаил Скабалланович, митрополит Иоанн (Зизиулас), которых о.Андрей часто цитирует в тексте. Он ссылается также на иезуита о.Роберта Тафта, «крупнейшего литургиста нашего времени». «Никто лучше него, католика-иезуита, не знает нашу православную литургию», -- улыбнулся о.Андрей.
Игумен Петр (Мещеринов), который написал предисловие к новой книге, считает, что она является лучшим на сегодняшний день пособием для тех, кто хочет участвовать в литургии сознательно. Эта компактная книжка содержит и «ясное изложение и объяснение чинопоследования литургии, и интереснейшие исторические экскурсы, и прекрасный перевод на русский язык евхаристических молитв», отметил о.Петр. Он добавил на презентации, что книгу интересно читать даже опытным священнослужителям, она «вносит живую струю», помогает «не превратить отношения с Богом в рутину».
Обращают на себя внимание не только исторические экскурсы, но и актуальные комментарии автора книги, когда он говорит о том, как соотносится сложившаяся богослужебная практика с «литургической правильностью». Например, когда речь заходит о «тайных» молитвах, о.Андрей не только объясняет, что это определение не имеет отношения к «секретности», но и, вслед за епископом Сергием (Страгородским, будущим Патриархом) и о.Киприаном (Керном), высказывается в пользу гласного чтения евхаристических молитв. О.Андрей не считает зазорным еще и еще раз повторить, что «в Церкви нет ничего секретного, что стоило бы прятать от мирян», что «евхаристические молитвы – молитвы всей общины».
По мнению протоиерея Алексия Уминского, это – самое ценное в книге, потому что сам «смысл пребывания в Церкви связан с нашим восприятием литургии». Это первостепенный вопрос, считает о.Алексий, причем не только для мирян, но и для многих священников: «Мы научились покрывать крыши храмов медью, расписывать стены, теперь надо научиться служить литургию». Как сказал московский протоиерей, если «есть настоящее понимание литургии, все остальные вопросы становятся на свои места»: и вопрос о частоте причащения и исповеди, и смысл крещения и венчания, и даже все формы социальной работы на приходе, потому что «невозможно, осознанно участвуя в литургии, не служить потом людям». Эта мысль абсолютно созвучна лейтмотиву книги о.Андрея: «Церковь исполняется в евхаристии».
Все выступления на вечере свидетельствовали о том, что книга о евхаристии задела за живое. Так, игумен Силуан (Туманов) был очень заинтересован заглавием раздела, адресованного священнослужителям: им подобает брать или получать причастие? Прочитавшему книгу ответ будет очевиден: это зависит от того, насколько глубоко понимает причащающийся смысл таинства. О.Федор Людоговский, специалист по современной гимнографии, поднял проблему особой популярности церковного чтения акафистов, которые неосознанно воспринимаются как «суррогат литургии», потому что главное богослужение, в отличие от акафистов, не дает ощущения «общего дела». Сотрудник Патриаршего центра по работе с молодежью Данилова монастыря Александр Боженов полагает, что «миряне чувствуют себя в Церкви как в гостях» из-за «литургического клерикализма». По его мнению, необходимо больше доверять мирянам, которые уже много лет являются членами Церкви. Священник Филипп Парфенов говорил о вреде «буквалистского» подхода к пресуществлению Святых даров, когда современным христианам важно, в первую очередь, «лично освятиться», а не соединиться со Христом.
Протоиерей Владислав Каховский, настоятель храма в Мытищах, рассказал о богослужении в его небольшом приходе. «У нас не только священник – весь церковный народ служит литургию… Каждый чувствует, что это общая молитва», -- поделился опытом священник, добавив, что при таком подходе вся жизнь верующего за пределами храма тоже «окрашена литургически», тоже становится служением.
На презентации выступили также библеист и публицист Андрей Десницкий, главный редактор газеты «Кифа» Александра Колымагина, публицист Андрей Зайцев, директор издательства «QUO VADIS» Евгений Аврамчук. Последний завершил презентацию с надеждой: «Нас слышат наши иерархи, и в Межсоборном присутствии ведется работа над документами о евхаристическом возрождении. Надо только немного подождать и помолиться. Я чувствую, что евхаристическое возрождение в нашей Церкви не за горами».
Получить представление о новой книге, ознакомиться с некоторыми отзывами на нее можно на интернет-странице, которая является веб-дебютом 11-летней Анастасии Наумовой.