«Белая лента»: Михаэль Ханеке - в поисках истоков зла
24 мая в Каннах закончился 62-й международный кинофестиваль. Он вызвал множество противоречивых чувств у зрителей и кинокритиков. Программа получилась громкая, но не лучшая, как обещали организаторы. По мнению некоторых обозревателей, в этом году на фестивале было представлено много фильмов с религиозной подоплекой – в том числе и фильм-победитель.
Статья

Главный приз – Золотую пальмовую ветвь – получил культовый австрийский режиссер Михаэль Ханеке за фильм «Белая лента». Он продолжает в своих картинах исследовать истоки зла в мире. События фильма происходят накануне Первой мировой войны в маленькой деревушке на севере Германии. По ходу фильма в деревне происходят пугающие события, проливается кровь, страдают дети – взрослые пытаются найти виновных. Детективный сюжет усложняется сложными болезненными отношениями между людьми, живущими на тесном пространстве маленькой деревни. Режиссер лишь делает намеки, явно не указывая на виновника происшествий, оставляя зрителю самому решать этот вопрос.

Жизнь людей в деревне регламентируется календарем сельскохозяйственных работ и строгими правилами, продиктованными протестантской моралью. Нарушение правил выливается в суровые преследования тех, кто их нарушает. Дети, погруженные в мрачную атмосферу протестантского ригоризма, привыкают презирать и ненавидеть с молодых лет. «Застегнутые на все пуговицы селяне с детства задавлены системой воспитания. Вместе с розгами они уясняют законы, по которым живут взрослые, и сами в свою очередь, начинают притеснять и наказывать тех, кто слабее или отличается от них» – пишет Екатерина Чен для портала «Газета.ru». 

Главный проводник религиозной морали в фильме – деревенский священник – блюститель нравственности. Своим детям пастор повязывает на руку белую ленту, как знак, напоминающий им о хранении целомудрия и чистоты. Дети пастора воспитываются в строгости, граничащей с садизмом. Нравственные правила поведения, продиктованные религией, подавляют душу и тело. Строгие наказания вызывают в ответ злобу и протест против любой морали. Симпатичные и опрятные детишки превращаются в монстров. 

Источник зла Ханеке находит в религии. «Когда любой идеал, политический или религиозный возводится в абсолют, он теряет человечность», – объясняет режиссер. Излишний религиозный ригоризм становится причиной ненависти. Дети пастора ненавидят ту белую ленту, которая привязана к их рукавам, а вместе с ней и все то, что связано с этим символом – целомудрие и чистоту – вынашивая планы отмщения. И в наше время такая ситуация не редкость – дети ненавидящие мораль и религию в семьях ревностно держащихся религиозных норм поведения. 

«В фильме полуозвучивается версия, что будто во всем виноваты преправильнейшие и вроде бы послушные дети местного пастора» – считает кинокритик Юрий Гладильщиков – если виноваты и не во всем, то в главном – точно. Суть этого главного заключается, по мнению критика, в «истинной злобе и сатанинском любопытстве: а что будет, если обойтись с человеком вот так». Именно в «сатанинское любопытство» превращается ненависть к морали. 

Говоря о вспышке пугающей агрессии в отдельно взятой деревне, Михаэль Ханеке обрисовывает истоки фашизма и не только. «Я хотел показать истоки терроризма всех сортов и фашизма в том числе», - говорит он. Получается, что фашизм по Ханеке возник как следствие негативного влияния протестантского религиозного воспитания. «Стоит сопоставить годы 1913-й и 1939-й, становится ясно: во время Второй мировой войны героям фильма будет за тридцать, и именно они станут опорой для Третьего рейха», - пишет в «Известиях» Лариса Юсипова. 

Но можно ли сказать, что религиозный идеал не должен быть абсолютным, как говорит режиссер? Скорее не идеал, а традиция, его окаймляющая. Именно традиция призвана быть амортизатором, сохраняющим идеал и абсолютные ценности в бурно меняющемся мире. И любое закоснение этой традиции приводит всю систему религиозных ценностей в состояние предельного напряжения. Косность традиции можно охарактеризовать отсутствием любви у исполнителей необходимых заповедей. Строгость религиозных норм в таком случае, как правило, становится катализатором разрушительных процессов, и не важно, что это за нормы – пуританская этика или законы шариата. Везде присутствует подавление личности, насилие и потеря ценности человеческой жизни. Мир уже увидел множество злодеев, тиранов и террористов, получивших в детстве традиционное религиозное воспитание.

Аналитическая служба Богослов.RU

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9