Ученые и верующие люди иногда характеризуют отношение между наукой и религией в рамках модели противостояния. Историк Ричард Ольсон указывает в своей работе на то, что взаимодействие между наукой и религией в западно-христианском мире было сложным и выходящим далеко за рамки столь однозначной оценки. Эта Книга рассматривает взаимодействие между наукой и религией в контексте основных религиозных и интеллектуальных течений XVI-XIX вв., от стремлений христианских гуманистов заниматься научным поиском до деятельности, нацеленной на улучшение качества жизни людей, широкого разнообразия христианских ответов на идеи Дарвина как в Европе, так и в Северной Америке в течение второй половины XIX века.
Обычно при рассмотрении указанных вопросов историки начинают с Коперника, который был первым астрономом, изменившим привычное геоцентрическое представление о космосе, и стимулировавшим развитие научного знания в последующие столетия. Этот научный прорыв совпал с политическим и религиозным волнением в Европе и мире, в котором представление о раздельном существовании церкви и государства еще только зарождались, а отделение естественных наук от теологии, «царицы всех наука», казалось вообще немыслимым. Недоверие между наукой и религией присутствует и сегодня, выражаясь зачастую в резком неприятии дарвиновской теории эволюции, несмотря на то, что сама теория эволюции уже «эволюционировала» со времени Дарвина и его публикации «Происхождения видов». Среди оценок взаимоотношений науки и религии можно выделить несколько групп. Есть те, кто отстаивает модель конфликта, есть те, кто придерживается позиции «уважительного невмешательства», как например Стивен Джей Гоулд, который сказал: «Я не понимаю, почему эти два предприятия должны быть в каком-либо конфликте». Гоулд отстаивает позицию, что религия и наука имеют дело с совершенно разными областями человеческого опыта, и, следовательно, не могут быть в состоянии конфликта. Ричард Ольсон утверждает, что ни модель конфликта, ни модель невмешательства не отражают реальную историческую ситуацию в целом. Он стремится по возможности объективно исследовать как области, в которых наблюдался конфликт, так и области сотрудничества.
Книга охватывает период времени от Коперника и Галилея (главы 1,2), переходя к рассмотрению развития научного знания в Европе и Англии в XVI-XVII вв. в лице таких мыслителей как Декарт, Паскаль и Ньютон (главы 3-5). Затем автор рассматривает взгляды ученых по религиозным вопросам, включая философские и антропологические исследования таких мыслителей как И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шлейермахер и Л. Фейербах (глава 6). Завершается книга главой, посвященной геологии и биологии, а также замечаниями о некоторых вопросах, связанных с религиозными интерпретациями научного знания в современной Америке. В книге Р. Ольсон ограничился описанием «наиболее примечательных эпизодов, которые приводятся в поддержку идеи продолжающегося конфликта между наукой и религией». Автор считает, что из его краткого описания каждого из этих эпизодов становится очевидно, что вопросы являются гораздо более сложными, чем казалось тем, кто придерживался традиционной модели конфликта. Для большей ясности своей аргументации автор включает выдержки из первоисточников, таких как сочинения Ричарда Хукера, Роберта Бойля, Дэвида Юма и Джона Дрейпера. В конце книги приведена обширная аннотированная библиография.
Книга является полезным пособием для всех, кто интересуется историческими вопросами взаимоотношения науки и религии.
Содержание
Перечень иллюстраций IX
Благодарности XI
Хронология событий XIII
Глава I. Введение: Галилей и Церковь, или как взаимодействовали наука и религия 1
Модель конфликта 4
Дело Галилея 7
Три особых примера конфликтов 14
Современные утверждения о том, что религия поддерживает науку 22
Глава 2. Религия и переход к «современной» науке: христианские требования полезности знания 25
Исходная точка: наука позднего средневековья 26
Вызовы средневековой науке 30
Христианский гуманизм и герметический корпус
Жизнь и труды Парацельса 46
Христианские утопии и установки современной науки 50
Глава 3. Наука и католичество в период научной революции 1550-1770 57
Наука и Тридентский собор 59
Наука в ордене иезуитов 66
Католики и механистическая философия: Мерсенне, Декарт и Гассенди 72
Особый случай Блеза Паскаля 79
Глава 4. Наука и религия в Англии, 1590-1740 83
Акцент Англиканства на естественном богословии 84
Пуританский подход к естественному знанию 91
Истоки англиканской механистической философии 96
Антиматериалистический ответ Гоббсу 103
Глава 5. Религия Ньютона, ньютонианские религии и реакция XVIII века 111
Наука Ньютона и репутация 113
Ньютон и интерпретация пророчеств 115
Ньютонианская религия 121
Джон Локк и возникновение деизма 125
Реакция против ньютонианской естественной теологии 131
Глава 6. Научное понимание религии и религиозное понимание науки, 1700-1859 137
Первые антропологические подходы к религии 139
Религия и эмоции 142
Отделение научного знания от религиозной веры И.Кантом 146
Посткантианская традиция в немецком богословии - Ф. Шлейермахер и Г. Гегель 149
Новая антропология религии - Л. Фейербах 151
Дэвид Штраус и использование науки с целью отвержения лютеранства 155
«Религия человечества» Огюста Конта 156
Вызовы шотландской философии здравого смысла научной религии и религиозной науке 161
Глава 7. Назад к началам - Земля, жизнь и человечество, 1680-1859 167
Мозаика геологии 168
Светская геология и возраст Земли 174
Рассмотрение изменений во времени 181
Бюффон 183
Ламарк 185
Следы естественной истории творения 187
Глава 8. Что можно сказать о Дарвине? 193
Характер книги Ч.Дарвина «Происхождение видов» 195
Первые англо-американские религиозные ответы Дарвину 200
Дарвинизм и вопросы научного натурализма 204
Англо-американские протестантские ответы Дарвину после 1875 г. 209
Англо-американские католический и иудейский отклики на эволюцию 213
Заключение 218
Первоисточники 223
Аннотированная библиография 257
Индекс 281