Птахов Исидор

Мнение
Бесчувственные гои, ненасытимые нечистотами
На днях приключился повод освежить в памяти отрывок из 4-й главы Послания к Ефесянам, в котором автор («псевдо-Павел») относит все нехристианские учения к «лукавству человеков» и «хитрому искусству обольщения», а все «прочие народы» (слав. «языки» — то есть «язычников») обвиняет в «суетности ума», «помрачении разума», «отчуждении от жизни Божией», «невежестве», «ожесточении сердца», «бесчувствии», «распутстве» и делании «всякой нечистоты с ненасытимостью» (Еф. 4:14-19).
Мнение
Проблематичность построения убедительной теодицеи в рамках классического теизма
Теодицея — «оправдание Бога» — один из самых «проклятых» вопросов за всю историю человечества. Ещё в среднем бронзовом веке были написаны вавилонские поэмы «Муж со стенаньем…» (сер. II тыс. до РХ или ранее) и «Теодицея» (ок. нач. IX в. до РХ), темой которых явилось недоумение: как совместить веру в благой божественный Промысл с наличием в мире зла и страданий?
Мнение
Богословские проблемы, связанные с практикой просительных молитв
Не совсем ясен смысл просительной молитвы при некоторых обстоятельствах, например в случаях смертельной опасности, — как и в целом обычай просить Господа сохранить кого-то «на многая лета». Если Бог точно знает, кому, когда и как лучше всего умереть, если именно Он, исходя из высшей пользы, определяет время, место и обстоятельства нашей смерти, то что может дать просьба о её отсрочке? Ведь наилучшее решение уже принято от Вечности, и все наилучшие сроки Им уже назначены.
Статья
Двойная проблема взаимодействия: нетварное — тварное, душа — тело
В классическом христианском богословии между Творцом и Его творением мыслится бесконечная онтологическая бездна, а бесплотная душа и плоть описываются как иноприродные друг другу. При этом никаких посредствующих субстанций между ними не подразумевается. В связи с этим возникают вопросы: как именно Бог при помощи нематериальных воздействий производит материальные эффекты и посредством чего душа и тело могут взаимно влиять друг на друга? Автор высказывает мнение, что в рамках дуалистического подхода к соотношению тварного и нетварного, духовного и материального ответить на эти вопросы невозможно: «зазор» между разными природами оказывается непреодолим. И предлагает обратиться к опыту построения монистического христианского богословия, предпринятого Иоанном Скоттом Эриугеной, Майстером Экхартом и рядом других мыслителей.
Мнение
Демоническое всевластье — матрица, или Замкнутые круги традиционной демонологии
С точки зрения православия любое учение, чем-либо от него отличающееся, — заблуждение. Среди православных нередко принято объяснять существование других конфессий, религий и философий влиянием падших ангелов на человеческие умы. Желая увести людей от Евангелия Христова — от единственной спасительной Истины, — демоны сеют в мире многоразличные лжеучения.
Мнение
Страсти Христовы и наши страдания: к вопросу об их соотношении
В традиционном христианском богословии общим местом является утверждение, что Христос-Спаситель в Своей земной жизни в полной мере разделил с нами наши страдания. И даже, в силу безгрешности и невинности, страдал так, как ни один человек до или после Него.
Статья
Библейский и научный взгляды на страдания, тление, смерть: разрешимо ли противоречие?
Согласно Библии и святым отцам, страдания, тление и смерть вошли в этот мир вследствие грехопадения Адама и Евы. Данные современной науки говорят о том, что энтропия появилась вместе со Вселенной, а боль и смерть – вместе с жизнью. Может ли быть разрешено данное противоречие? Автор статьи показывает, что в святоотеческих творениях можно найти разные толкования на соответствующие библейские строки и разные взгляды на то, был ли первозданный мир совершенно не подвержен тлению и смерти. И некоторые из их богословских мнений – в первую очередь подходы свв. Максима Исповедника, Исаака Сирина и Феофана Затворника – вполне совместимы с современными научными данными.
Статья
Богословская проблематика традиционного учения о трансляции Адамова греха
Концепция наследования «закона греха» является одной из центральных в историческом христианстве. Но она вызывает ряд недоумений: зачем Бог создал нас таким образом, чтобы последствия греха первых людей стали наследственными? Почему Он Своей творческой силой не изгладил это повреждение нашей природы уже в детях Адама и Евы? Каков смысл наследования прародительской вины? Действительно ли простая «отмена» Богом трансляции прародительского греха явилась бы нарушением нашей свободы?
Статья
Случайность и промысл
Библия и церковная письменность говорят о всеохватности Промысла Божия и неслучайности всего происходящего. Данные современных наук свидетельствуют о том, что многие явления подчинены воле случая. Неизбежен ли по данному вопросу конфликт теистического и естественнонаучного мировоззрений? Оказывается, его можно избежать, если изучить проблему глубже. Ученые находят в случайностях определенные закономерности — и их вполне можно описать математически, — приводящие к рождению порядка из хаоса. Богословы признают, что Творец наделил творение определенной степенью творческой автономии — способностью к соучастию в Его деяниях, которая находит свое предельное развитие в свободной воле разумных существ.
Статья
Библейское повествование о грехопадении Адама и Евы в свете сравнительной мифологии
С точки зрения сравнительной мифологии повествование третьей главы Книги Бытия о грехопадении Адама и Евы – этиологический текст, который складывался постепенно и имеет множество сюжетных параллелей в преданиях народов, живущих по всему миру. Чем же можно объяснить схожесть сюжетов? Широким влиянием авраамических религий? Общим древним источником этих родственных сказаний? Общностью психологического и религиозного опыта человечества? А может быть, совокупностью этих обстоятельств? Как бы там ни было, библейский рассказ о грехопадении прародителей выглядит уникальным среди параллельных сюжетов в мифологиях народов мира. Статья посвящена анализу мифологических сюжетов, сходных с библейской историей об изгнании прародителей из Рая.
Статья
Свобода воли и риск грехопадения: действительно ли одно непременно предполагает другое?
Почему Бог попустил падение ангелов и людей? Действительно ли свобода воли непременно должна предполагать возможность злоупотребить ею? Не становятся ли при таком подходе разумные творения жертвами обстоятельств, оказаться в которых не было их выбором? Автор рассматривает классическую точку зрения на этот вопрос и некоторые альтернативные и приходит к выводу, что эта тема в целом является одной из граней гораздо более масштабной проблемы теодицеи.
Статья
Эволюция и творение
Происхождение жизни на земле во многом остается тайной. Для верующих людей это тайна Божественная, описанная в Книге Бытия. Однако современные ученые находят все больше подтверждений теории эволюции, разработанной Ч. Дарвином. Но совместимы ли эволюционизм и классический теизм? Если происхождение видов может быть объяснено естественными причинами, остается ли место для Творца? И если человеческая генеалогия восходит к животным предкам, как быть с учением о том, что первые люди — непосредственное творение рук Божиих? В статье автор показывает, что данные противоречия вовсе не являются неразрешимыми.

Другие публикации на портале:

Еще 9