Макмаллин, Эрнан
Профессиональные интересы: Религия и наука, Апологетическое (основное) богословие, Философия
Конфессии: Католичество

Краткая биографическая справка:

Католический священник, богослов, философ науки, Заслуженный профессор философии университета Нотр Дам, США.

         Получил образование в Мэйнут-колледже в Ирландии, где получил степень в области физики и степень бакалавра богословия в области теологии. В 1949 г. рукоположен в сан священника. Изучал теоретическую физику в Институте фундаментальных исследований в Дублине, в 1954 г. получил степень доктора философии (Ph.D) в области философии в Левенском университете. В 1954 г. стал адъюнкт-профессором университета Нотр Дам, с 1967 г. - профессор. С 1965 по 1972 г. возглавлял департамент философии университета Нотр Дам.

         Проф. Макмаллин читал лекции в университетах Миннесоты. Кейптауна, Калифорнии, Принстона, Йельском университете. Являлся президентом Американской католической философской ассоциации, Метафизического общества Америки, Ассоциации по философии науки, а также Западного Отделения Американской философской ассоциации, членом исполнительного комитета Общества по истории науки, Совета по философским исследованиям, Общества христианских философов, членом многочисленных научных и философских комитетов, конгрессов и конференций. Является членом Американской академии наук и искусств, Международной академии истории науки, почетным членом Колледжа св. Эдмунда, Кембридж, а также почетным доктором Мэйнута, Национального университета Ирландии, университета Лойолы (Чикаго), Стоунхилл-колледжа, а также университета Нотр Дам.

         Доктор Макмаллин служил в качестве члена редколлегии десятков академических журналов и энциклопедий, а в настоящее время является членом редакционной коллегии журналов «Перспективы в науке» (Perspectives on Science), Международные исследования по философии науки (International Studies in the Philosophy of Science), Исследования по истории и философии науки (Studies in the History and Philosophy of Science), Международные философские исследования(International Philosophical Studies). Он является автором множества научных статей и редактором серии монографий по логике, опубликованной в середине 1960-х гг., редактором и автором более десятка книг.

В своем введении к сборнику лекций и дискуссии, проведенной на конференции «Религия, наука и поиск мудрости» Дэвид Байерс отмечает, что «Отец Макмаллин, возможно, наиболее известный католический автор и лектор, занимающийся проблемами истории и философии науки».

         Макмаллин известен благодаря введению двух концепций, одна из которых имеет непосредственное отношение к диалогу науки и религии, а другая к философии науки. Во-первых, Макмаллин предложил концепцию «созвучия», взгляд, что наука и теология нуждаются в том, чтобы оставаться автономным интеллектуальным поиском, хотя, тем не менее, имеют такой способ вопрошания, который позволяет двум дисциплинам избегать конфликтов. Макмаллин не одинок в отстаивании этой позиции, но он, вероятно, является наиболее известным католическим мыслителем современности, отстаивающим этот взгляд. В своей известной типологии науки и религии Иен Барбур утверждает, что существует 4 фундаментальных позиции, которых придерживаются почти все мыслители в диалоге, касающемся рассмотрения природы отношения науки и религии. Эти позиции следующие: конфликт, независимость, диалог и интеграция; и эта типология является общепринятой, даже если некоторые стремятся ее пересмотреть.

         Согласно Иену Барбуру Макмаллин попадает в область совершенной независимости, и собственно профессия Макмаллина в отношении созвучия между этими дисциплинами, кажется, подтверждает суждение Барбура о том, что Макмаллин мыслит теологию и науку как два совершенно различных предприятия. Все же следует отметить, что созвучие нацелено на то, чтобы сказать нечто большее, чем просто о факте, что две дисциплины являются независимыми одна от другой. Для того, чтобы дисциплины были созвучны, они должны быть также согласованы друг с другом, даже если они являются несхожими по своему содержанию. Структурно, многие рассматривают диалог науки и богословия как диалог двух дисциплин, которые функционируют согласно сходным эпистемологиям, когда наука рассматривается как наполненная проверенными гипотезами, а богословие, наполненное ядром доктрин. Это сходство в структуре касается общей позиции в эпистемологии, называемой «критическим реализмом». Но Макмаллин рассматривает еще и структуру познания в двух дисциплинах как различных видов критического реализма: «аргументы ... в пользу соответствующей доктрины критического реализма в теологии ... должны быть видом, весьма отличным от того, который применяется в естественной науке».

         Второй важный вклад Макмаллина в диалог заключается во введении им в употребление термина «ретродукция», который описывает то, как и почему научные теории успешно рассматривают аспекты естественного мира. Для Макмаллина, являющегося научным реалистом, теории могут быть постепенно верифицируемыми, даже если большую часть времени они могут не достигать стопроцентной степени надежности. Макмаллин большую часть своей карьеры занимался философией науки, проясняя и обсуждая подходы, принятые социологами, философами и историками, такими как Томас Кун, Сандра Хардинг и Стивен Шэйпин. Для этих мыслителей и их интеллектуального окружения научные теории являются всегда ограниченными частными данными, которые являются интерпретируемыми посредством теории. Исторические контексты оформляют вопрошание теоретика и набор ценностей, которые оживляют частные научные подходы согласно социологической перспективе философии науки. В рамках этой школы мысли (названной эдинбургской школой социологии науки) конкретные теории не рассматривают действительных физических сущностей, поскольку мы не знаем с определенностью, выдержат ли эти теории испытание временем, также как ньютоновские понятия пространства и времени,  или будут отброшены прочь, как произошло в результате принятия общей и специальной теорий относительности Эйнштейна.

         Макмаллин считает, что необходимо проводить различие между теми социальными ценностями, которые оживляют научный поиск, и теми, которые являются просто познавательными, или направляющими к проверке теории ради ее потенциального успеха в объяснении причины или причин естественных событий. Ретродукция признает это двойственное присутствие ценностей в науке. Во-первых, ученые создают теорию благодаря открытию естественного закона или получения понимания прежде необъяснимого явления. (Например, известный французский ученый Луи Пастер открыл вакцинацию почти случайно, когда некоторые из кур были инфицированы старой культурой, которая в свою очередь помогла иммунной системе кур во второй раз при заражении новым и более сильным вирусом с поразительным результатом, что ни одна из кур, инфицированных вторично, не умерла). Во-вторых, ученые используют различные критерии для того, чтобы проверить эту теорию и увидеть, выдерживает ли она различные испытания или эксперименты при изменяющихся обстоятельствах. В случае теории вакцинации Пастера можно сказать, что теперь уже были сделаны миллиарды вакцинаций, выполненных на множестве видов, включая людей, которые с успехом продемонстрировали силу первоначальной идеи, что инъекция животному культуры (которая представляет форму вируса, против которого производится вакцинация) будет стимулировать иммунную систему сопротивляться в будущем более сильному заражению вирусом.

         Для Макмаллина значение ретродукции заключается в том, что она объясняет структуру научного познания без сведения его к случайностям различных исторических контекстов. Уверенность в человеческом познании  посредством научной деятельности означает, что воображение человека является весьма успешным инструментом открытия и проверки того, что является истинным. Так как религия и теология также ссылаются на воображение, мы имеем дополнительное подтверждение реалистического характера теологической рациональности. В науке воображение является важным для понимания ненаблюдаемых сущностей. Подобное можно сказать и о теологии. Не существует, в принципе, никакого различия, вовлечен ли человеческий разум в понимание физических событий, или познание Бога. Наше воображение является критичным элементом в открытии и проверке. Мы, следовательно, должны сказать, что в науке природа является существенно достоверной. Как говорит философ Майкл Полани, «наука подобна другим формам человеческого познания, потому что она нуждается в доверии к природе для того, чтобы познать природу». Здесь лежит связь между ретродукцией и религиозной верой. Мы можем быть разумно уверены, что утверждения и доктрины, связанные с религиозной верой, являются в каком-то отношении аналогичными гипотезам, которые проверяются в научном вопрошании. Мы можем приближенно проверить знание ненаблюдаемых сущностей, как в науке, так и в богословии.

         В итоге Макмаллин фокусирует свое усилие на ключевых исторических эпизодах, чтобы продемонстрировать, почему возможно достичь созвучия между наукой и религией, и в достижении этой задачи он избегает более традиционных подходов неотомистской схоластики. Он не доверяет традиционной метафизике, вследствие отсутствия у нее материального контакта с наукой, как она практикуется сегодня. Научная практика может быть понимаема всесторонне без использования такой метафизики, хотя в то же время она остается объясняющей и реалистской. Теория ретродукции обеспечивает необходимой поддержкой в пользу этого исторического подхода, и в то же самое время может быть грубой аналогией подхода, посредством которого теология утверждает реальность Бога.

Другие публикации на портале:

Еще 9