Курс Neon University
События

7 июля на платформе «Neon University» стартует курс «Витражи, фрески, миниатюры: как читать средневековые изображения» известного российского медиевиста Михаила Майзульса, научного сотрудника Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, одного из авторов книги «Страдающее Средневековье» и автора «Мышеловки св. Иосифа», лауреата премии «Просветитель».

В этом онлайн-курсе, состоящем из шести лекций, слушатели окунутся в иконографию средневекового искусства и вместе с его автором займутся «медленным вглядыванием». Им расскажут основные «грамматические» принципы построения средневекового изображения: почему одни персонажи выше других, деревья — красные, земля — синяя, а небо — золотое, почему один и тот же человек изображен в одной и той же сцене несколько раз, но в разных одеяниях, какую перспективу использует художник. Все эти знания будут очень полезны, когда в следующий раз вы вновь окажетесь в музее и встретитесь лицом к лицу с фреской, иконой, витражом или статуей, дошедшими до нас от Средних веков.

Подробно о курсе

Фланируя по средневековым залам музеев или входя в огромный готический собор с множеством статуй, алтарей, витражей и фресок, современный зритель часто остается в недоумении. И дело не в том, что он не узнает многих сюжетов или не помнит наизусть всех ветхозаветных персонажей или христианских святых.

Непонимание часто касается того, как устроено изображение и как вообще его читать:

    Почему одни персонажи едва достают другим до колена?

    Почему деревья красные, а земля – синяя?

    Отчего здания по сравнению с человеческими фигурами показаны крошечными или даны в разрезе, словно перед нами не настоящий замок или собор, а его макет?

    Почему один и тот же персонаж часто повторяется в одной сцене несколько раз?

Таких вопросов множество. И кто-то формулирует их наивно, но емко: неужели они не умели рисовать?

Чтобы на них ответить, нужно признать, что средневековые изображения говорят со зрителем на языке, который слишком далек от того, к которому нас приучила реалистическая живопись, а потом фотография.

Обычно курсы по истории средневекового искусства посвящены великим мастерам и великим произведениям или памятникам. Это, конечно, важно, но недостаточно. Для того, чтобы понимать средневековые изображения, важно разобраться в их «грамматике»: в том, как в них выстраивается рассказ, как они доносят свои идеи до зрителя, как их читали в Средневековье и как мы можем прочесть их сейчас.

Курс состоит из шести занятий. В каждом из них точкой отсчета станет конкретное изображение – книжная миниатюра, алтарная панель или фреска. Оттолкнувшись от этого кейса, мы взглянем на то, как работало воображение средневековых мастеров, и как они переводили идеи в образы. Перед каждым занятием слушатели будут получать основное изображение с несколькими вопросами.

Первую лекцию можно послушать бесплатно 7 июля в 19:00 по московскому времени.

Сслка на курс

 

Vox medii aevi


Другие публикации на портале:

Еще 9