Представление о священной и запретной пище известно всем эпохам и всем культурам. Оно существовало не только в фольклорной и религиозной традициях, но также в светской культуре, и зачастую служило маркером, по которому «своих» отличали от «чужих». О том, насколько значимо деление на сакральную и профанную, дозволенную и табуированную, «чистую» и «скверную» трапезу, свидетельствует разветвленная система гастрономических ритуалов и практик, религиозных нормативов, обрядовых блюд, а также текстов, символов и образов. Если в традиционных культурах гастрономические разрешения и запреты носили, главным образом, религиозный характер, в культуре Нового времени эта оппозиция приобретает социальную значимость, а в последнее столетие трапеза нередко становилась либо свидетельством об идеологической лояльности, ибо выражением «тайной свободы», формой невидимого, «домашнего» сопротивления безбожному и бесчеловечному режиму. Достаточно вспомнить гастрономический манифест социалистического процветания – впервые вышедшую в 1939 году «Книгу о вкусной и здоровой пище» – или роман Г.К.Честертона «Перелетный кабак», в котором символами здравомыслия и свободы оказываются круг сыра и бочонок рома.
Многогранность темы позволяет объединить в рамках нынешнего симпозиума разнообразные богословские, философские, социологические, религиоведческие, культурологические, историко-литературные исследования, посвященные проблематике религиозных, обрядовых и социальных гастрономических оппозиций и регламентаций.
Предполагается, что речь пойдет
– о сакральной и профанной, «своей» и «чужой», «чистой» и «нечистой» пище в авраамических религиях;
– о ритуальном смысле и гастрономических оппозициях в обряде (семейная и календарная обрядность, обряды жизненного цикла);
– о символических смыслах «своих» и «чуждых» трапез в нормативных текстах религиозных традиций;
– о богословской и философской рефлексии о священной и запретной пище;
– о трапезах сословных и «пирах лояльности»;
– о принятых и табуированных формах гастрономического поведения;
– о художественных интенциях и формах изображения «своей» и «чужой», «разрешенной» и «недозволенной» еды в художественной литературе, изобразительном искусстве и кинематографе.
Темы докладов просьба присылать до 30 апреля 2016 года Светлане Панич (greycat1107@gmail.com)
http://blagovest-info.ru/