17–18 ноября 2015 г. Место как историко-культурный концепт в национальном и художественном дискурсе. Славянский мир
События

Благодаря  семантической наполненности, это понятие может трактоваться как входящее в базисную лексическую структуру каждой культурной эпохи. Вместе с тем, выступая как синтезирующее  понятие,  лексема местоспособна служить конкретным термином, означающим практически и ментально освоенное человеком пространство, которое им обжито и обустроено, наполнено артефактами, пережито в ходе движения истории и течения индивидуальной жизни, в результате приобщаясь и приобщая  к экзистенциальным проблемам.

Освоенное пространство структурируется созданными его обитателями конкретными местами-локусами разного масштаба и типа. Ими может быть территория этноса, город, заключающий в себе целый конгломерат локусов, таких как храм,  дом,  сад  и т.д., а также природными феноменами (гора, дерево, река). Все они способны выступать как знак этнической, национальной и персональной идентификации, включаясь тем самым в национальный дискурс. Однако каждое место, каждый локус можно рассмотреть и как особый текст, обладающий своей    семантикой и мифопоэтикой. Понятие место может выступать и  как метафора, приобретая   дополнительную семантику и участвуя в творении художественных образов и новых понятий.

Свои особые возможности и свойства место обнаруживает как  художественное пространство. Там возникают его многообразные корреляции с различными видами искусства, а также их синтез,  появляются особые функции места как хранителя художественных произведений – производное от особенностей их бытования. Место оказывается не только запечатленным в качестве определенной модели, образа, «портрета местности», но как интерьер становится самостоятельным объектом художественного осмысления и оформления, меняющегося со сменой исторических эпох и стилей. Именно в интерьере устанавливаются  особые коннотации  места и вещи, благодаря которым они получают дополнительные значения.

Формирование этнического, а затем и национального сознания славянских народов, развитие их культур, а затем и процессов их национальной самоидентификации, сопровождались многократным изменением границ, разъединявших и соединявших этносы и их части, внутренними территориальными переделами. В результате вопрос сохранения своего национального места-пространства на протяжении веков не утрачивал остроты и может быть прослежен в историческом развитии по отдельным эпохам.

Не менее перспективна заложенная в программу конференции возможность комплексной репрезентации  места и в качестве историко-культурного концепта, и как действительного явления. Использование методов истории, культурной антропологии, этнолингвистики, этнологии, филологии, искусствоведения, гуманитарной географии и др. позволит выявить комплекс различных по типу идей и образов, в которых зафиксированы сакрализованные, мифологизированные, исторические, социально-психологические, художественно-эстетические, визуально конкретные представления человека об окружающем его мире и своем месте в нем, а также о месте как таковом, что в свою очередь, откроет возможность вписать эти явления в контекст национального дискурса, а тем самым раскрыть дополнительные характеристики самого дискурса.

Хронологические рамки проекта (а точнее их отсутствие – предполагается использование материала от древности до современности) дают возможность выбрать для докладов объекты, позволяющие обозначить эволюцию концепта места, его изменяющуюся аксиологию. Все они способны выступать как знак этнической, национальной и персональной идентификации, а также самоидентификации.

В процессе развития национальной мысли формируется  ценностная шкала мест (природных,  обустроенных человеком, отмеченных историей). Она определяется посредством выработки соответствующих критериев в различных социальных и культурных стратах (традиционной, «ученой», массовой, поп-культуре),  а также на индивидуальном, групповом и национальном уровне.  Экология человека вписывает его деятельность и представления о месте в общие фундаментальные проблемы отношений человек–природа–культура. Связь категории места с проблемой пространства, его освоением и концептуализацией, а также с его «обнаружением», «раскрытием» и структурированием (пространство становится «видимым», когда оказывается обозначено и/или наполнено объектами) позволяет предполагать, что  конференция будет иметь целенаправленный характер.

По материалам конференции предполагается в 2016 г. подготовить книгу. Темы доклада с аннотацией (в пределах 500 знаков) принимаются до 20 сентября 2015 г. Продолжительность докладов 20 мин. Выступление в дискуссии – 7 мин.

К сожалению, организаторы не смогут компенсировать участникам расходы на проезд и проживание в Москве, однако мы имеем возможность предоставить иностранным докладчикам визовую поддержку.

С уважением председатель оргкомитета конференции и автор проекта,

главный науч. сотр. Института славяноведения РАН, канд. искусствоведения,  д.и.н. Инесса Ильинична Свирида. Для уточнений   inessvir@yahoo.com; isvirida@inbox.ru тел. моб. 7 915 2977438

 

Предварительная тематика и структура конференции:

 

I.МЕСТО и  ПРОСТРАНСТВО

Роль места и его локусов в структурировании пространства

Место ­как освоенное человеком жизненное пространство

Местои сакрализация, мифологизация, историзация, персонализация  пространства

 

II.МЕСТО В КАРТИНЕ СЛАВЯНСКОГО МИРА

Место как знак этнокультурной и национальной идентификации

Aксиология природного и культурного  места, ее критерии

Функции места: сакральные и мирские, духовные и практические

III. МЕСТО И ЕГО  ЛОКУСЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Место как святилище, национальная территория, мемориал

Отечество и чужбина

Дом и его интерьер – от избы, топившейся ‘по-черному’ до музейных залов

IV. MЕСТО И ЛИЧНОСТЬ

Место и самоидентификация личности

Место как судьба – обретение и утрата, “чужое”  как “свое”,  “свое”   как “чужое”,

Возвращение

 

V. МЕСТОВ КУЛЬТУРЕ

Место в различных стратах культуры –   традиционной, «ученой», массовой, поп-культуре

Место и язык Центр и периферия

МЕСТО, его вещный мир и   мифологизация

 

Место и литература:

Место в литературе как лейтмотив биографического текста 

Местокак метафора

 

МЕСТО и искусство:

Образ места и его репрезентация

Виды искусства и способы художественного освоения места – визуальные,      вербальные,

звуковые, пластические.

Место и синтез  искусств

Место и театр: сцена как место театрального действия; место как сцена жизни

inslav.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9